Положение о системе наставничества педагогических работников ГБОУ СО Серовская школа-интернат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 2 от «29» марта 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 27-од от «29» марта 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества педагогических работников
в ГБОУ СО «Серовская школа – интернат»

г. Серов, 2021 г.

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение «О системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации» (далее – Положение) в ГБОУ СО «Серовская школаинтернат» разработано в соответствие с нормативной правовой базой в сфере образования
и наставничества:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (с изм. от 17 февраля 2021 г. № 10-ФЗ);
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися»);
- Уставом ГБОУ СО «Серовская школа-интернат».
1.2. Наставничество в ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» (далее «школа-интернат») –
разновидность индивидуальной воспитательной работы с вновь принятыми педагогами,
не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учрежденияхили со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют
опыта работы.
1.2.1. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой)
программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
2

заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном
уровнях и уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий
и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4.
Наставничество
в
школе-интернате
предусматривает
систематическую
индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста
необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Процесс наставничества
позволяет развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации
и методики воспитания.
1.5. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и
3

наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях
плана реализации персонализированной программы наставничества принимает
руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и
замены их отсутствия.
1.6.
Наставничество
в
школе-интернате
предусматривает
систематическую
индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста
необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Процесс наставничества
позволяет развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации
и методики воспитания.
1.7. Правовой основой наставничества в школе-интернате является настоящее Положение,
другие нормативные акты федерального и регионального уровня.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью наставничества педагогических работников в школе-интернате – реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной
организации,
способствующей
непрерывному
профессиональному
росту
и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных
систем
научно-методического
сопровождения
педагогических работников
и
управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в
том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и
укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
4

- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
- прививать молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
- ускорять процесс профессионального становления педагога, развивать способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности;
- способствовать адаптация в коллективе школы-интерната, усвоение лучших традиций
коллектива и правил поведения в образовательном учреждении;
- формировать сознательное и творческое отношение к выполнению своих обязанностей.
2.3. В образовательной организации применяются разнообразные формы наставничества
(«педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог»,
«работодатель – студент», и другие) по отношению к наставнику или группе
наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости
от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между
наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников,
делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
5

педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную
ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное
наставничество
–
однократная
встреча
наставляемого
(наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным
лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными
общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают
формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на
основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и
личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный –
равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации –
учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации –
учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение
желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством
создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических,
психолого-педагогических условий и ресурсов.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических
работников в ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
6

- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации (Приложение
1);
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах
по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших
практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава
школьного методического объединения наставников для утверждения (при
необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных
сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного
и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и
системным администратором;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе
на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других
образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
7

- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических
работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы
наставничества,
реализации
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы)
наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание,
методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и
внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и
наставников и т.п.);
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп
педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм
наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к
мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научнопрактическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение
реализации персонализированных программ наставничества в образовательной
организации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
- является открытой площадкой для осуществления консультационных, согласовательных
функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации
программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных
стимулов поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных
программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной
организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).
3.6. Руководитель школьного методического объединения подбирает наставника из
наиболее опытных педагогов:
- обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными
навыками и гибкостью в общении;
8

- имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в
работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным
опытом;
- имеющих стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.7. Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов школыинтерната:
- впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности;
- выпускниками педагогических средне-профессиональных и высших учебных заведений;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не
имеющих трудового стажа педагогической деятельности.
3.8. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.9. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
3.10. Замена наставника производится в следующих случаях:
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на
иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
3.11. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.12. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением.
3.13. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
9

- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
- перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
- другие мероприятия по наставничеству.
3.14. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
3.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество.
3.16. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
3.17. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
- применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
- положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности и
профессиональному и личностному развитию;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при
принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний,
связанных с выполнением должностных обязанностей.
4. Права и обязанности наставника.
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
10

- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план самообразования, давать
конкретные задания, контролировать их выполнение;
- знакомить с основными обязанностями, требованиями, правилами внутреннего
трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные
кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический
(педагогический) совет и пр.);
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
- оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами
проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий, самоподготовок, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого.
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о
замене наставника;
- вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством;
11

- защищать профессиональную честь и достоинство;
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
- знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснение;
- повышать квалификацию удобным для него способом;
- защищать свои интересы самостоятельно или через представителя.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность
в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной
организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
- выполнять план самообразования и план воспитательной работы в установленные сроки;
- совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень;
- отчитываться перед наставником и руководителем школьного методического
объединения.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество.
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества.
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
12

- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества
или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации.
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной
организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие
кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества
педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий
и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и
др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения.
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии
с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской
Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной
организации.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».