МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Совета школы
№ 2 от «13» апреля 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
С. Г. Хоронько
Приказ № 51-од от «14» апреля 2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
в ГБОУ СО «Серовская школа – интернат»
г. Серов, 2021 г.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение «О наставничестве» (далее – Положение) в ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат» разработано в соответствие с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (с изм. от 17 февраля 2021 г. № 10-ФЗ);
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися»);
- Уставом ГБОУ СО «Серовская школа-интернат».
1.2. Наставничество в ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» (далее «школа-интернат») –
разновидность индивидуальной воспитательной работы с вновь принятыми педагогами,
не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учрежденияхили со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют
опыта работы.
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в
области методики преподавания учебного предмета и воспитания.
Молодой специалист – начинающий педагог, не имеющий опыта работы в школе. Он
повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по
отдельному плану в течение 3 лет.
1.3.
Наставничество
в
школе-интернате
предусматривает
систематическую
индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста
необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Процесс наставничества
позволяет развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации
и методики воспитания.
1.4. Правовой основой наставничества в школе-интернате является настоящее Положение,
другие нормативные акты федерального и регионального уровня.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью наставничества в школе-интернате является:
- оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении;
- формирование в школе-интернате кадрового потенциала.
2.2. Основные задачи наставничества:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности;
2
- ускорение процесса профессионального становления педагога
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на
занимаемой должности;
- адаптация в коллективе школы-интерната, усвоение лучших
правил поведения в образовательном учреждении;
- формирование сознательного и творческого отношения
обязанностей.
и развитие способности
него обязанности по
традиций коллектива и
к выполнению своих
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество организуется по приказу директора школы-интерната при обоюдном
согласии наставника и молодого специалиста.
3.2. Руководство деятельностью наставника осуществляют заместитель директора школыинтерната и руководитель школьного методического объединения, в котором
организовано наставничество. Руководитель школьного методического объединения несет
непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами.
3.3. Руководитель школьного методического объединения подбирает наставника из
наиболее опытных педагогов:
- обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными
навыками и гибкостью в общении;
- имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в
работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным
опытом;
- имеющих стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.4. Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов школыинтерната:
- впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности;
- выпускниками педагогических средне-профессиональных и высших учебных заведений;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не
имеющих трудового стажа педагогической деятельности.
3.5. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.6. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
3.7. Замена наставника производится в следующих случаях:
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на
иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
3
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
3.8. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.9. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением.
3.10. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
- перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
- другие мероприятия по наставничеству.
3.11. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
3.12. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество.
3.13. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
3.14. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
- применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
4
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
- положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности и
профессиональному и личностному развитию;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при
принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний,
связанных с выполнением должностных обязанностей.
4. Обязанности наставника.
- знать требования законодательства в сфере образования;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план самообразования, давать
конкретные задания, контролировать их выполнение;
- знакомить с основными обязанностями, требованиями, правилами внутреннего
трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности;
- оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами
проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий, самоподготовок, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
5. Обязанности молодого специалиста.
В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать Закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты,
определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по
занимаемой должности;
- выполнять план самообразования и план воспитательной работы в установленные сроки;
- совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень;
- отчитываться перед наставником и руководителем школьного методического
объединения.
6. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
- знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснение;
- повышать квалификацию удобным для него способом;
- защищать свои интересы самостоятельно или через представителя.
Данное Положение бессрочно.
5