За страницами учебника биологии 5-7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
А.А. Колганов

Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «За страницами учебника биологии»
для обучающихся 5 – 7 классов

г. Серов, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым
образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности,
которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и
поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных
условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися
практическими умениями и навыками, проектно - исследовательской деятельностью.
Программа «За страницами учебника биологии» направлена на формирование у учащихся
5,6,7 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном
движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5,6, 7 классах закладываются основы
многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех
последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков,
которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно
велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для
закрепления и отработки практических умений учащихся.
Реализация
данной
программы
естественно-научной
направленности
предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания кабинета
биологии.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя
вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со
структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения
несложных биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на
следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностныйрост;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
2

- организация проектной деятельности школьников и проведение мини- конференций,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по
выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии,
эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская
деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с
презентациями,
доклад,
выступление,
презентация,
участие
в
конкурсах
исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
 развитие познавательных интересов, направленных на изучение живойприроды;
 развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
 эстетического отношения к живым объектам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы
и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
 аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов ипроцессов;
3

классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами иинструментами.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа «За страницами учебника биологии» включает в себя разделы:
 Введение,
 Лаборатория Левенгука,
 Практическая ботаника,
 Практическая Зоология,
 Биопрактикум.
 При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из
разных областей биологии.
 Ботаника — наука о растениях.
 Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства
животных.
 Микология — наука о грибах.
 Физиология — наука о жизненных процессах.
 Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.
 Бактериология — наука о бактериях.
 Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
 Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического
распространения и распределения организмов.
 Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов.
 Морфология изучает внешнее строение организма.

№
1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела
Введение

Количество часов
1
4

2.
3.
4.
5.

Лаборатория Левенгука
Практическая ботаника
Практическая зоология
Биопрактикум
Итого

5
16
7
5
34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при
выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующейпрезентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза,
антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Урала.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственномсостоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольнойтерритории»
Проект «Редкие растения Урала»
Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности.
Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных
(палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини – исследование «Птицы на кормушке»
5

Проект «Красная книга животных »
Раздел 4. Биопрактикум (5 часов)
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель
и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных
заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях

№
п\п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел, тема занятия

Введение (1ч)
1.
Вводный инструктаж по ТБ при проведении
лабораторных работ
Лаборатория Левенгука (5 ч)
2.
Приборы для научных исследований,
лабораторное оборудование
3.
Знакомство с устройством микроскопа.

Кол-во
часов

Форма проведения

1

беседа

1

Практическая работа

1

Практическая работа
Лабораторный практикум

1

5.

Техника биологического рисунка и
приготовление микропрепаратов
Мини-исследование «Микромир»

1

Работа в группах

6.

Мини-исследование «Микромир»

1

Работа вгруппах

2

Экскурсия

4.

Практическая ботаника (16 ч)
7.
Фенологические наблюдения «Осень в
жизни растений»

6

Техника сбора, высушивания и
монтировки гербария
9.
Техника сбора, высушивания и монтировки
гербария
10. Определяем и классифицируем

2

Практическая работа

2

Практическая работа

2

Практическая работа

11. Морфологическое описание растений

2

12. Определение растений в безлиственном
состоянии
13. Создание каталога «Видовое разнообразие
растений пришкольнойтерритории»

2

Лабораторный
практикум
Практическая работа

14. Редкие растения

2

8.

Практическая зоология (7 ч)
15. Система животного мира

2

Проектная
деятельность
Проектная
деятельность

1

Творческая мастерская

16. Определяем и классифицируем

1

Практическаяработа

17. Определяем животных по следам и
контуру

1

Практическаяработа

18. Определение экологической группы
животных по внешнему виду

1

Лабораторный
практикум

19. Практическая орнитология. Мини
исследование «Птицы на кормушке»

1

Работа в
группах

20. Проект «Красная книга Урала»

1

21. Фенологические наблюдения «Зима в
жизни растений и животных»

1

Экскурсия

22. Как выбрать тему для исследования.
Постановка целей и задач. Источники
информации.

1

Теоретическоезанятие

23. Как оформить результаты исследования

1

ПрактическоеЗанятие

24. Физиология растений

1

Теоретическоезанятие

25. Экологический практикум

1

Исследовательская
деятельность

Проектная
деятельность

Биопрактикум (5 ч)

7

26. Экологический практикум

Итого

1

Исследовательская
деятельность, создание
презентаций,докладов

34

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Учебная лаборатория
Микроскопы
Комплект гербарных материалов
Оборудование для опытов и экспериментов.
Информационно-коммуникативные средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
Информационное обеспечение:
справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по
предметам, раздаточный материал, образцы творческих работ.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека
вкомпании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. М.:Агропромиздат, 1988.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.:
Просвещение, 1991.
4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в
школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение,
1986.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm
—
биологическое
разнообразие
Росси
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».