В мире книг 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А.А.Колганов
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «В мире книг»
(«общеинтеллектуальное направление»)
для обучающихся 1-4 классов

г. Серов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на
основе авторской программы Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной
деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011 г.) в
соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с
детьми 1-4 классов; способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы
нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и
новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению
книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом
литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по
интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями
(познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими
умениями.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на
уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской
деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового
к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает
основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного
чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,
как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский
опыт и эрудицию.
Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории
формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской.
2

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел
программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой
работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические
игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его
изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания
младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовнонравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные
(всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовнонравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Формы организации внеурочных занятий:
 литературные игры,
 конкурсы,
 библиотечные уроки,
 путешествия по страницам книг,
 проекты,
 спектакли.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Результатом реализации данной учебной программы является формирование
младшего школьника как сознательного читателя.
Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных
спектаклях, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные результаты:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
3

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.

№
п/п

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Кол-во
Содержание
час

Раздел

1

Здравствуй, книга

2

Книги о Родине и 2
родной природе

2

Формы
внеурочной
деятельности
Игровая
деятельность.
Работа в группах.
Чтениерассматривание.

Учебная
книга.
Элементы
структуры
учебной
книги
(обложка,
титульный
лист,
оглавление).
Аппарат
ориентировки.
Правила
пользования
книгой.
Книгапроизведение (большеформатная, в
типовом оформлении). Обложка
книги: информация о книге
(название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра).
Классификация книг по темам и
жанрам. Домашняя библиотека,
классная библиотека, школьная
библиотека. Правила поведения в
библиотеке.
Книги о Родине и родной природе Рассматривание,
детских
писателей
(книга- чтение, слушание.
произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный
аппарат книги. Читальный зал:
культура самостоятельной работы
с выбранной книгой.
4

3

Писатели детям

3

Книги
детских
писателейклассиков
Детские
книги
с
рассказами
современных
писателей. Выставка книг детских
писателей.
Художникииллюстраторы детских книг.

4

Народная
2
мудрость. Книгисборники

5

По
страницам 3
книг В. Сутеева

6

Сказки
мира

7

Книги
русских 3
писателейсказочников

Книги-сборники малых жанров
фольклора. Особенности детских
книг
с
фольклорными
произведениями
для
детей
(оформление, тексты).
Книги В. Сутеева (книги-сборники,
книги-произведения).
Структура
книги-сборника. В. Сутеев — автор
и
художник-оформитель.
Библиографическая
справка
(информация)
об
авторе
в
структуре книги-сборника.
Книги-сборники
«Русские
народные
сказки».
Книгипроизведения. Сказки народов
России
и
народов
мира.
Оформление
выставки
книг.
Домики-сказки.
Сборник сказочных историй А.Н.
Толстого
«Приключения
Буратино».

8

Детские писатели

3

9

Сказки
зарубежных

3

народов 3

Слушание
и
рассматривание
книги.
Инсценирование
картин-эпизодов
из
выбранной
книги.
Игровая
деятельность.
Творческая работа
«Сочини загадку».
Игровая
деятельность.
Самостоятельная
поисковая работа в
группах.

Конкурс,
инсценирование.
Коллективная
проектная
деятельность.

Слушание.
Инсценирование
отдельных
историй.
Творческая работа
(работа в группах).
Книги С. Маршака для детей. Самостоятельная
Сказки, стихотворения, загадки.
поисковая работа в
К. Чуковский детям: книги- группах.
произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей.
Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники
произведений
современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка»,
«Зёрнышко».
Произведения
детских писателей на страницах
журналов.
Книги сказок Ш. Перро. Автор, Слушание
и
переводчик,
оформитель. чтение отдельных
5

писателей

10

Книги-сборники
стихотворений
для детей

11

Дети
книг

—

герои 3

12

Книги
животных

о 3

13

Резерв
Итого

Справочный
аппарат
книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки
дядюшки Римуса». Книга-сборник
историй. Герои книги.
Стихотворения о детях и для детей.
Книги-сборники А. Барто, В.
Берестова, С. Михалкова.

историй.
Инсценирование.

Поиск
нужного
произведения
в
книге-сборнике по
содержанию.
Игровая
деятельность.
Конкурсы.
Русские
народные
сказки: Конкурсы.
«Сестрица Алёнушка и братец Игровая
Иванушка», «Терёшечка»; сказка деятельность.
А.Н.
Толстого
«Приключения
Буратино», Ш. Перро «Красная
шапочка».
Дети — герои рассказов (В. Осеева
«Мушка», Е. Пермяк «Первая
рыбка», В. Осеева «Совесть», Н.
Носов «Мишкина каша», В.
Драгунский
«Денискины
рассказы»).
Дети
—
герои
стихотворений (А. Барто «В
школу», С. Михалков «Фома», Е.
Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким
«Жадина»).
Книги-сборники о животных.
Слушание,
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и рассматривание
зайцы».
(работа в группах).
Книга В. Чаплиной «Питомцы Творческая работа.
зоопарка» и книга-сборник И.
Акимушкина «Жизнь животных».
Час читателя: самостоятельное
чтение произведений о животных
из детских журналов.

2

1
33

Планируемые результаты освоения курса 1 класса
Ученик получит возможность научиться:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
6

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

№
п/п
1
2

3

4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

Тема занятия

Тематическое планирование
1 класс
Формы внеурочной деятельности

Учебные книги первоклассника. Правила
работы с книгой.
Художественные книги. Большеформатная
книга в типовом оформлении (книгапроизведение).
Книги о Родине и природе. Экскурсия в
школьную библиотеку. Правила поведения
в библиотеке.
Книги о Родине и природе.
Элементы книги. Книга-произведение и
книга-сборник.
Книги-сборники писателей-классиков о
детях.
Книги современных писателей о детях.
Потешки, шутки и считалки. Книгисборники
«Весёлые
потешки»,
«Скороговорки и считалки».
Загадки о животных.
По страницам книг В. Сутеева (книгисборники, книги-произведения).
В. Сутеев — автор и оформитель книг для
детей.
Литературная игра «По страницам сказок
В. Сутеева».
Народные сказки (цепочки).
Книга-сказка. Большеформатные книги с
одним произведением.
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
Книга
сказок
(сборники
сказочных
историй). А.Н. Толстой «Приключения
Буратино».
А.Н. Толстой «Приключения Буратино».
По страницам книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино». Книга историй и
7

Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Работа в группах.
Чтение-рассматривание детских книг.

Рассматривание, чтение, слушание.
Экскурсия.

Слушание и рассматривание книги.
Инсценирование
картин-эпизодов
выбранной книги.

из

Творческая работа «Сочини загадку».
Литературные
игры
«Посчитайся»,
«Загадай загадку», «Отгадай загадку».
Слушание и рассматривание книги.
Самостоятельная поисковая работа в
группах.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Конкурс «Герои народных сказок».
Инсценирование знакомых сказок.
Коллективная проектная деятельность.
Слушание историй из книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино»
(работа в группах).

19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33

№
п/п
1

приключений
героев-кукол.
Инсценирование отдельных историй.
Книги С. Маршака.
Книги-сборники
произведений
К.
Чуковского.
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор
своих книг.
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в
разных изданиях.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки
Римуса».
В гостях у сказки.
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
Конкурс чтецов стихотворений детских
поэтов.

Дети — герои сказок.
Дети — герои книг детских писателей.
Литературная игра «Вопросы и ответы».
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и
зайцы».
Выставка «По страницам любимых книг».
Резерв

Раздел
Книга,
здравствуй

Кол-во
часов
3

2

Книгочей
— 2
любитель чтения

3

Книги о твоих 4

Слушание и рассматривание книг.
Самостоятельная поисковая работа
группах.

Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование
отдельных
картинэпизодов из выбранной книги.

Поиск нужного произведения в книгесборнике по содержанию. Игра «Кто
быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи
детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Парад героев сказок
Игра «Диалоги героев».
Слушание, рассматривание (работа в
группах).
Творческая работа: сочинение рассказа
«Мой маленький друг».

Содержание программы
2 класс
Содержание
Роль книги в жизни человека.
Учебная книга и её справочный
аппарат.
Художественные
книги.
Художники-оформители.
Иллюстрациив книге и их роль.
Правила работы с книгой.
Библиотека.
Библиотечный
формуляр.
Поиск
книги
по
каталогам. Алфавитный каталог.
Назначение
библиотечного
каталога. Работа с каталожной
карточкой.
Книги-сборники В. Осеевой, Е.
8

в

Формы внеурочной
деятельности
Конкурс.
Оформление
рукописной книги.
Самостоятельное
чтение
выбранной
книги.
Викторина.
Игровая
деятельность.

Библиотечный

урок

ровесниках

4

Крупицы
народной
мудрости.
Книги-сборники

4

5

Писателисказочники

4

6

Книги о детях

4

7

Старые
сказки

8

Книги о тех, кто 3
подарил
нам
жизнь

добрые 4

Пермяка, В. Драгунского, Н.
Носова
и
других
детских
писателей.
Детские журналы «Почитай-ка»,
«Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Героировесники». Живой журнал «Парад
героев-сверстников».
Книги-сборники малых жанров
фольклора.
Пословицы.
Темы
пословиц.
Загадки. Темы загадок.
Скороговорки.
Выставка книг с литературными
сказками. Обзор выставки.
Книги
писателей-сказочников.
Поиск
книги
в
открытом
библиотечном фонде.
Книги-сборники о детях и для
детей (В. Осеева, Н. Носов, С.
Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э.
Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и
др.).
Книги-сборники
стихотворений
для детей (Я. Аким, С. Маршак, С.
Михалков, А. Барто).
Книги сказок народов мира.
Сборники сказок. Выставка.
Переводчики,
пересказчики
и
обработчики
сказок
народов
других стран. Справочный аппарат
книги-сборника.
Каталожная
карточка.
Сказки
народов
мира
с
«бродячими» сюжетами (русская
народная сказка «Снегурочка»,
японская
народная
сказка
«Журушка» и др.).
Книги о семье, маме, детях.
Выставка книг о тех, кто защищал
свою Родину. Жанры произведений
о
семье:
стихотворения,
пословицы,
сказки,
рассказы,
9

Чтение
и
рассматривание книг.
Конкурс-кроссворд.
Работа в группах:
инсценирование
отдельных эпизодов
из рассказов о детях.
Игра-путешествие.
Конкурс.
Игровая
деятельность.
Проект (работа в
группах).
Чтение
выбранной
книги. Викторина.
Творческая
работа
(проектная
деятельность).
Чтение
и
рассматривание книг.

Поисковая
работа:
народные сказки на
страницах
детских
журналов.

Литературная игра.
Мини-проекты
(работа в группах)

9

Защитникам
Отечества
посвящается

10

По
страницам 2
любимых книг

11

Резерв
Итого

колыбельные песни. Рукописная
книга.
Книги о защитниках Отечества.
Былины и сказы о защитниках
Отечества.
А. Гайдар «Сказка о Военной
тайне, Мальчише-Кибальчише и о
его твёрдом слове».

Библиотечный урок.
Чтение,
рассматривание книг.
Рукописная
книга
«Защитники
Отечества в твоей
семье»: фотографии,
письма,
воспоминания,
рисунки.
Книги разных жанров, тем, типов и Библиотечный урок.
авторской принадлежности.
Проектная
деятельность.
Коллективная
творческая работа.

3

1
34

Планируемые результаты освоения курса 2 класса
Ученик получит возможность научиться:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в
открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

№
п/п
1
2
3
4
5

Тема занятия

Тематическое планирование
2 класс
Формы внеурочной деятельности

Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая
печатная книга на Руси.
Структура книги (элементы книги).
Экскурсия
в
муниципальную
библиотеку.
Правила поведения в библиотеке.

Конкурс «Пословицы о книге и учении».
Оформление рукописной книги.
Самостоятельное чтение выбранной книги.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
10

6

7
8
9

10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26

Алфавитный каталог. Каталожная
карточка.
Выставка книг о детях. Структура
книги. Книги В. Осеевой. Книгасборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги Н. Носова. Типы книг.
Книги В. Драгунского. Аппарат
книги.
Герои
детских
книг.
Библиотечный стенд (плакат).
Книги-сборники.
Малые
жанры
фольклора.
Пословицы.
Темы
пословиц.
Рукописная книга «Пословицы о
книге и учении».
Загадки. Темы загадок. Конкурс
«Отгадай загадку».
Скороговорки и чистоговорки.
Книги с литературными (авторскими)
сказками.
Писатели-сказочники.
Герои сказок. Викторина «По
страницам сказок Х.К.Андерсена».
Проектная
деятельность
«Путешествие в страну сказок».
Книги о детях. Выставка книг. Герои
книг В. Осеевой.
Книги Н. Носова. Приключениесказка о Незнайке и его друзьях.
Книги С. Михалкова: стихотворения,
басни,
рассказы.
Сборники
стихотворений
для
детей.
Каталожная карточка.
Книги о братьях наших меньших.
Художники-оформители.
Книги-сборники сказок народов
мира.
Переводчики,
пересказчики
и
обработчики народных сказок.
Народные сказки на страницах
детских журналов.
Народные сказки на страницах
детских журналов.
Книги о семье.

Библиотечный урок «Дети — герои детских
книг». Чтение и рассматривание книг.
Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные
отзывы). Работа в группах: инсценирование
отдельных эпизодов из рассказов о детях.

Путешествие по тропинкам фольклора.
Игра «Отгадай загадку».
Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости»
(работа в группах).

Чтение выбранной книги. Герои сказок.
Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная
деятельность).

Чтение и рассматривание книг.

Чтение и рассматривание книг. Поисковая работа:
народные сказки на страницах детских журналов.

Литературная игра «По страницам прочитанных
11

Пословицы о семье. Стихотворения о
семье.
Мини-проекты (работа в группах):
«Рукописная книга «Семья»

27
28

Книги о защитниках Отечества.
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной
тайне, о Мальчише-Кибальчише и
его твёрдом слове».
А. Гайдар «Сказка о Военной тайне,
о Мальчише-Кибальчише и его
твёрдом слове».
Библиотечный урок «Хвала книге».
По страницам любимых книг.
Презентация любимой книги.
Летнее
чтение.
Оформление
еженедельника
«Книгочей»
или
«Дневника читателя».
Игра-путешествие
«Волшебная
страна Читалия»
Резерв

29

30

31

32

33
34

книг»: чтение произведений о семье по книге или
наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Рассказы о
семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о
семье».
Рукописная книга «Семья».
Библиотечный урок: встреча с участниками или
героями Великой Отечественной войны, которые
живут рядом.
Чтение, рассматривание книг.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей
семье»: фотографии, письма, воспоминания,
рисунки.

Библиотечный урок.
Проектная деятельность: презентация любимых
книг.
Коллективная творческая работа: комиксы и
весёлые истории.

Содержание программы
3 класс
№
п/п

Раздел

Колво
часов
книги. 4

1

История
Библиотеки

2

По дорогам сказок. 3
Сказки народные и
литературные

Содержание

Книги-сборники
о
былинных
героях. Былины, сказы, легенды.
Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные
издания).
Летописи. Рукописные книги.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Система
библиотечного
обслуживания:
запись
в
библиотеку,
абонемент
и
читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила
пользования ими. Каталожная
карточка.
Волшебные сказки (народные и
литературные):
книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник
12

Формы внеурочной
деятельности
Игровая
деятельность.
Самостоятельный
выбор книги.

Рассматривание
и
сравнение книг.
Конкурс-кроссворд.

3

Книги-сборники.
Басни и баснописцы

4

Книги о
природе

5

Книги Л.Н. Толстого 3
для детей

6

Животные — герои 4
детской литературы

7

Дети — герои книг

8

Книги зарубежных 2
писателей

9

Книги о детях войны

3

родной 3

3

3

народных сказок «На острове
Буяне».
Русская народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм «Умная
дочь крестьянская», А. Платонов
«Умная внучка».
Книги-сборники
басен
И.
Крылова. Аппарат книги-сборника
басен: титульный лист, аннотация,
оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер,
А. Измайлов, И. Дмитриев.
Сборники стихотворений о родной
природе.
Книга «Родные поэты» (аппарат,
оформление).
Книги Л.Н. Толстого: работа с
каталогом, составление выставки
книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и
сборник «Для детей».
Книги-сборники
о животных.
Структура книги-сборника.
А. Брем «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о
животных.
Книги о детях (Л. Пантелеев, А.
Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара
«Тимур и его команда», книгасборник рассказов Л. Пантелеева
«Честное слово».

Конкурс
чтецов.
Инсценирование.

Слушание,
обмен
мнениями.
Проект (Рукописная
книга)
Составление таблицы
жанров
(работа в
группах).
Проектная
деятельность.
Библиотечный урок.
Реклама книги.

Игровая
деятельность.
Обсуждение
прочитанных
книг
(беседа,
дискуссии,
споры).
Проект.
Книги зарубежных писателей (Ц. Сбор информации о
Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- зарубежных
Томпсон, Дж. Чиарди).
писателях (работа в
Систематический
каталог: группах).
практическая работа. Список книг
зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники.
Переводчики книг.
Книга Л. Воронковой «Девочка из Чтение, обсуждение
города» (издания разных лет).
содержания,
Аппарат книги, иллюстрации и слушание отдельных
оформление.
Аннотация. глав.
Творческая
13

10

Газеты и журналы 3
для детей

11

«Книги,
книги…»

12

Резерв

Каталожная карточка.
Книга В. Железникова «Девушка в
военном».
Что такое периодика. Детские
газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и
журналов.
История изданий для детей:
журналы «Мурзилка», «Костёр»,
«Пять углов», «Чудеса планеты
Земля»;
детские
газеты
«Пионерская правда», «Читайка»,
«Шапокляк».
Электронные
периодические
издания
«Детская
газета»,
«Антошка».
Книги, их типы и виды.
Справочная
литература.
Энциклопедии
для
детей.
Библиографические справочники.

книги, 2

работа.

Создание
классной
газеты или журнала
(работа в группах).

Практическая работа
в библиотеке.
Игровая
деятельность.

1
Итого

34

Планируемые результаты освоения курса 3 класса
Ученик получит возможность научиться:
— работать с книгой-сборником басен;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или
открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Тематическое планирование
14

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

24
25

Тема занятия

Формы внеурочной деятельности

Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Первые книги. Библия. Детская библия.
Летописи. Рукописные книги.
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки
А.С. Пушкина»
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
Сказки с загадками (русская народная сказка
«Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь
крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»).
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
История басни. Аппарат книги-сборника.
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н.
Толстого. Сборники басен. Герои басен.
Русские баснописцы. Басни с «бродячими»
сюжетами. Инсценирование басен.
Родные поэты.
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.
Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
Проект «Краски и звуки поэтического слова».
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Толстой — сказочник и обработчик русских
народных сказок.

Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном
зале. Отзыв о книге.
Сравнение сказок с загадками.
Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд
«Волшебные
предметы».

Конкурс чтецов.
Инсценирование
группах).

басен

(работа

в

Слушание
стихотворений,
обмен
мнениями.
Проект «Краски и звуки стихов о
природе». Рукописная книга.
Составление
таблицы
жанров
произведений Л.Н. Толстого (работа в
группах).
Проектная деятельность по группам:
«Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Книги-сборники
произведений о животных. Отзыв о прочитанной книге.
Каталог, каталожная карточка.
Библиотечный урок.
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к Реклама книги «Заинтересуй друга!»
(конкурс отзывов).
рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк».
Переводчики рассказа. Отзыв.
Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети — герои книг. Типы книг.
Литературная игра «Кто они, мои
сверстники — герои книг?».
Книги-сборники произведений о детях.
Литературная игра «Расскажи о героях детских Обсуждение прочитанных книг (беседа,
дискуссии, споры).
книг - твоих сверстниках».
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей.
Сбор
информации
о
зарубежных
Библиографический
справочник:
отбор писателях (работа в группах).
информации о зарубежных писателях.
15

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из
города». Аннотация.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети
войны рядом с тобой»
Библиотечный урок: детская периодика.
Детские газеты и журналы. История создания
журнала «Мурзилка»
Электронные периодические издания: «Детская
газета», журнал «Антошка» и др.
Создание классной газеты «Книгочей».
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика
«Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.
Резерв

Чтение,
обсуждение
содержания,
слушание отдельных глав. Творческая
работа «Дети войны с тобой рядом»:
встречи, сбор материалов, оформление
«Книги памяти».
Самостоятельная работа с книгой в
читальном зале. Создание классной
газеты или журнала (работа в группах).

Практическая работа в библиотеке. Сбор
информации о Л.Н. Толстом и Х.К.
Андерсене. Игра «Что узнали о книгах?».

Содержание программы
№
п/п
1

4 класс
Раздел

Колво
часов
Страницы старины 4
седой

2

Крупицы народной 4
мудрости

3

Мифы
мира

народов 2

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

Былины, былинщики. Былинные
богатыри. «Былина о Святогоре» в
стихотворной
форме
и
прозаической форме.
История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека
Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия
на
русском
языке.
Библейские
предания:
«Суд
Соломона», «Блудный сын».
Сборники
произведений
фольклора.
Героические песни о Родине.
Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях
России:
«Кузьма
Минин
и
Дмитрий Пожарский во главе
ополчения», «Суворов приказывает
армии переплыть море».
Книга С. Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах».
Книги с мифами народов мира:
древнерусские, древнегреческие,

Библиотечный урок –
экскурсия.

16

Сбор информации о
героях
России
и
оформление
собранных
материалов.
Проект «Русь великая
в
пословицах
и
поговорках»,
оформление
рукописной книги.
Работа с системным
каталогом. Конкурс-

4

Русские писателисказочники

5

«Книги,
книги…»

6

Книги о детях и 3
для детей

7

Словари,
справочники,
энциклопедии

3

8

Родные поэты

3

3

книги, 4

китайские и т. д.
Древнекитайский миф «Подвиги
стрелка».
Книги со сказками А.С. Пушкина,
В. Жуковского, М. Лермонтова, П.
Ершова, В. Гаршина. Фольклорные
корни сказок.
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
Библиографические справочники.

кроссворд.

Час
читателя.
Поисковая
деятельность.
Библиографические
справки о писателяхсказочниках
(проектная
деятельность).
Храм книги. Библиотека. Первые Библиотечный урок.
библиотеки. Правила пользования Экскурсия в детскую
библиотекой.
библиотеку, работа в
Книга.
Элементы
книги. группах (проект).
Справочный
аппарат.
Классификация книг по структуре,
изданиям, авторам.
Книги учебные, художественные,
научно-популярные, справочники
и
энциклопедии.
Структура
энциклопедии
и
книгисправочника.
Книги-сборники
«Басни
И.
Крылова», «Легенды и сказы»,
«Сказки народов мира», «Стихи
русских поэтов».
Дети — герои книг Н. Гарина- Поиск
книг
по
Михайловского, К. Станюковича, каталогу, составление
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. списка.
Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Конкурс-кроссворд.
Фантастика и приключения.
Книги А. Рыбакова, В. Крапивина,
К. Булычёва, А. Волкова.
«Хранители слов» — словари: Игровая
орфографический,
толковый, деятельность.
словарь
Конкурсы,
синонимов,
этимологический. составление вопросов
Выставка словарей.
и нахождение ответов
Справочники и энциклопедии. в
книгахДетская энциклопедия «Что такое? справочниках.
Кто такой?».
Книги-сборники русских поэтов о Чтение и слушание
родной природе. Структура книги. стихотворений.
17

9

Писатели
о 4
писателях. Очерки
и воспоминания

10

Мир книг

3

11

Резерв
Итого

1
34

Стихи о Родине А.С. Пушкина
,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина,
С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Книги-сборники
«Очерки
и
воспоминания». Очерки о природе,
людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о
Крылове»,
К.
Чуковского
«Николай Алексеевич Некрасов».
Воспоминания Л.Н. Толстого, А.
Куприна «Воспоминания об А.П.
Чехове».
Типы и виды книг.
Книги о животных. Э. СетонТомпсона
«Герои-животные».
Очерк
В. Пескова «В гостях у СетонТомпсона».
Час читателя: знакомство с книгой
В. Бульванкера «От кота до кита».
Периодические печатные издания
для детей: детские газеты и
журналы.

Конкурс чтецов

Чтение,
выбор
информации,
Творческая
работа:
очерк.

Поисковая работа в
библиотеке.
Игровая
деятельность.

Планируемые результаты освоения курса 4 класса
Ученик получит возможность научиться:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения
информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки,
постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
Тематическое планирование
4 класс
18

№
п/п
1
2
3
4
5
6

7
8

9
10
11
12

13

14

15
16

17
18
19

20

Тема занятия

Формы внеурочной деятельности

Былины, былинщики. Былинные богатыри.
Книги-сборники.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки.
Первая печатная книга на Руси.
Библия. Библейские предания.
Творческая работа: история книги.
Героические песни о гер6оях России. Песняслава.
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах». Справочный
материал об А.В. Суворове.
Русь великая в произведениях фольклора.
День народного единства: презентация
рукописной книги и постеров (стендов) о
героях России.
Мифы народов мира. Книги-сборники.
Мифологические герои.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
Книги со сказками русских писателейклассиков. Сказка сказок П. Ершова «КонёкГорбунок».
Исторические
(фольклорные)
корни
литературных произведений на примере
летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем
Олеге» А.С. Пушкина.
Библиографический справочник: справки о
писателях-сказочниках. Энциклопедии и
книги-справочники.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат
книги.
Библиотека. Первые библиотеки. Правила
пользования библиотекой. Экскурсия в
библиотеку. Книги. Типы книг. Справочный
аппарат книги.
Проектная
деятельность:
создание
рукописной книги «Русские баснописцы».
Дети — герои книг писателей XIX века.
Библиографические справки о Марке Твене,
В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и
др.
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о
детях».
Аннотация
на
книгу-сборник
писателей-классиков.
19

Библиотечный урок – экскурсия.
Чтение и рассматривание книг.

Сбор информации о героях России и
оформление собранных материалов.
Проект «Русь великая в пословицах и
поговорках»: отбор пословиц по теме,
объяснение
скрытого
смысла,
оформление рукописной книги Русь
великая в пословицах и поговорках».

Работа с системным каталогом. Конкурскроссворд «Мифологические герои».
Час читателя. Поиск: исторические корни
литературных (авторских) произведений.
Библиографические справки о писателяхсказочниках (проектная деятельность).

Библиотечный урок.
Экскурсия в детскую библиотеку (работа
в группах).
Проект «Русские баснописцы»: сбор
материала, чтение басен,

Поиск книг по каталогу, составление
списка.
Конкурс-кроссворд
«Писателифантасты».

21
22
23

24
25

26
27
28
29
30
31

32
33
34

«Хранители слов» — словари. Выставка
словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская
энциклопедия.
Игра «100 вопросов Почемучек» —
практическая
работа
со
справочной
литературой.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной
природе. Структура книги.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.
Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной
природе».
Очерки и воспоминания. Писатели о
писателях. С. Михалков «Слово о Крылове»
К.
Чуковский
«Николай
Алексеевич
Некрасов».
Встреча с корреспондентом местной газеты.
Творческая работа: очерк о своей школе, о
своём селе или о любимой книге.
Э.
Сетон-Томпсона
«Герои-животные».
Очерк В. Пескова «В гостях у СетонТомпсона».
Детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры,
конкурсы, подготовленные презентации.
Резерв

Игра-конкурс «Объясни слово».
Игра
«100 вопросов Почемучек»:
составление вопросов и нахождение
ответов в книгах-справочниках.

Чтение и слушание стихотворений.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Чтение, выбор информации, определение
жанра и темы.
Творческая работа: очерк о своём городе,
о своём классе, о любимой книге.

Поисковая
работа
в
библиотеке.
Литературная игра «Тайны учебной
книги».

Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
 Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое
пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
 Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е.
Курлыгина, А.И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
 Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ,
Астрель, 2005.
Рекомендуемые пособия для обучающихся:
 Кубасова О.В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3, 4 класс. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
 Пособие «Учусь быть читателем» /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.Е.
Курлыгина, А.И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».