МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А. А. Колганов
Приказ № 47-од от 31.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5 классов АООП ООО
(вариант 7)
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для обучающихся с задержкой психического развития (далее
— ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее — ПАООП
ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», Примерной программы
воспитания, с учетом проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Содержание учебного предмета направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти. Расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки
личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации.
Содержание предмета представлено через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся, как личность).
Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и социализацию подростка при особом внимании к его социальноэмоциональному развитию. В этой связи учебный предмет играет большую роль в
формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая
предпосылки для формирования целостной картины общества, основ духовной
культуры, общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма,
социальной ответственности.
Осмысление и применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно
решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а
также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других
2
людей с нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и
нормами.
Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовнонравственной культуры народов России», осмысление и усвоение информации моральнонравственного характера представляет определенную сложность для обучающихся с
ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной
деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным
интересом к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» необходима адаптация объема и характера
учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР:
учебный материал преподносить небольшими порциями, изыскивать способы
адаптации трудных заданий;
применять алгоритмы, дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы
при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией;
использовать разностороннюю проработку учебного материала, стимулировать
применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях;
увеличить долю практико-ориентированного материала, связанного с
жизненным опытом обучающегося с ЗПР;
использовать разнообразие и вариативность предъявления и объяснения
учебного материала при трудностях в усвоении и переработке информации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Общие цели изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» представлены в соответствующей Примерной рабочей
программе основного общего образования.
Специальной целью предмета является приобщение обучающихся с ЗПР к
культурному наследию народов России, к общечеловеческим ценностям
предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре,
народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;
воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество,
способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при освоении программы начального общего образования;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях
народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностей перед семьей, страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и
3
религиозным традициям своего и других народов России, толерантное
отношение к людям другой культуры;
развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России», направленные на
социально-эмоциональное
развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных
социальных условиях.
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА И АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО
ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения
программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть уделено
отбору учебного материала в соответствии с принципами доступности при сохранении
общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо использовать
специальные методы и приемы: объяснение с систематическим повторением,
использование разнообразных приемов актуализации (визуальная опора, памятка и т.д.),
опору на личный опыт подростка, привлечение краеведческого материала.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ОСМЫСЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих
для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности,
специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение
содержания образования по предмету:
усиление предметно-практической деятельности;
чередование видов деятельности;
освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные
таблицы);
речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных
заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной
деятельности и контроль собственного результата.
При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности
как обсуждение произведений художественной литературы и живописи, фрагментов
фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к местным
достопримечательностям; моделирование ситуаций социального взаимодействия;
подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации,
4
коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим
материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный
словарь обучающихся соответствующей терминологии. Каждое новое слово
закрепляется в речевой практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на
полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» входит в предметную область «Основы духовнонравственной культуры народов России», являющейся обязательной для изучения.
Содержание учебного предмета, представленное в Примерной рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в 5 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного
общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа
в неделю.
В пятом классе изучается как отдельный предмет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык —
основа российской культуры.
5
Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык
как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего
языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание
о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье
и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
6
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда
как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
7
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и
его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР
предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных опросов, защиты
проектов.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на
«пошаговую», адаптация предлагаемого тестового материала: использование устных и
письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций;
предоставление образца или возможности использования справочной информации.
Темы проектных работ:
1. «Правнуки Победы о своих прадедах».
2. «Место подвига в наше время».
3. «Герои космоса».
4. «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего
класса».
5. «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных
ценностей».
6. «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».
7. «История этикета письма».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса включают:
осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся с
ЗПР к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание:
Формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через
8
представления об исторической роли культур народов России, традиционных
религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
Гражданское воспитание:
Формирование способности к осознанию своей гражданской идентичности через
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
формирование понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с
помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию.
Духовно-нравственное воспитание:
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
умение определять с помощью учителя понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать после предварительного анализа причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
9
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение с помощью учителя создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение смысловым чтением;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные:
умение с помощью учителя организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность со сверстниками;
работать на основе алгоритма учебных действий индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с опорой на источник
информации;
умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные:
умение с помощью учителя определять цели обучения, ставить и формулировать
для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение с помощью учителя планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и религий для формирования
личности гражданина России; иметь представление о содержании данного курса,
в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные
ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; устанавливать с
помощью учителя взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением;
иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации; знать о современном состоянии
10
культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации,
причинах культурных различий; объяснять с помощью учителя необходимость
межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями;
знать и понимать, что такое язык, каково его влияние на развитие личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителе духовнонравственных смыслов культуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли
языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать с опорой на источник информации своё понимание необходимости
нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого
этикета;
иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России; знать важность русского языка
как культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества; понимать, что русский язык — не только
важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное
наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; иметь
представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении;
иметь представление о понятии «культура»; осознавать с помощью учителя
взаимосвязь культуры и природы; представлять основные формы культуры, уметь
их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре
различных народов, обосновывать их значение и причины;
иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о
традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между хозяйственным укладом и
проявлениями духовной культуры; объяснять с опорой на источник информации
зависимость основных культурных укладов народов России от географии их
массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами;
иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»; знать и давать определения с опорой на словарь терминам «мораль»,
«нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся с ЗПР уровне осмысления; осознавать с помощью учителя
значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов, иметь представление о понятии «религия», её роли в жизни
общества и основных социально-культурных функциях; осознавать связь
религии и морали; понимать роль и значение духовных ценностей в религиях
народов России; - уметь характеризовать с опорой на план конфессии России;
характеризовать с опорой на источник информации термин «образование», его
важность для личности и общества; иметь представление об основных ступенях
образования в России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и
образованности человека; приводить с опорой на источник информации примеры
взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным
ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, востребованность процесса познания как получения новых
11
сведений о мире;
иметь представления о закономерностях развития культуры и истории народов,
их культурных особенностях; выделять с помощью учителя общее и единичное в
культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; устанавливать
с помощью учителя наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями
на основе местной культурно-исторической
специфики; обосновывать с опорой на источник информации важность
сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества;
знать и понимать смысл термина «семья»; иметь представление о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
знать значение термина «поколение» и устанавливать с помощью учителя его
взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; уметь составить с
опорой на план рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования; понимать и объяснять такие понятия, как
«счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать важность семьи как
хранителя традиций и её воспитательную роль;
знать и уметь объяснить понятие «Родина»; устанавливать с помощью учителя
взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; понимать,
что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества;
иметь представление о семейных традициях и их важности как ключевых
элементах семейных отношений; знать взаимосвязь семейных традиций и
культуры собственного этноса; уметь рассказывать с опорой на план о семейных
традициях своего народа и народов России, собственной семьи; объяснять с
помощью учителя роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов;
приводить примеры традиционных сказочных и фольклорных сюжетов о семье,
семейных обязанностях с опорой на источник информации; уметь объяснять своё
понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; иметь
представление о морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях
художественной культуры; понимать после предварительного анализа важность
семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала;
знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; уметь
объяснять с помощью учителя специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций
в семье; уметь объяснять с опорой на источник информации взаимосвязь
семейного уклада с социально-экономической структурой общества в форме
большой и малой семей; характеризовать с опорой на план распределение
семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи;
иметь представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории
народов России, уметь объяснять с помощью учителя данные закономерности на
региональных материалах и приводить примеры из жизни собственной семьи;
12
знать и понимать значение термина «личность» в контексте духовнонравственной культуры; уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь
личности и общества, личности и культуры; знать, что такое гуманизм, иметь
представление о его источниках в культуре;
знать значение термина «творчество»; уметь объяснять с помощью учителя
важность морально - нравственных ограничений в творчестве; уметь объяснять
важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
знать и уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь труда и творчества;
знать значение и роль морали и нравственности в жизни человека; уметь
объяснять с опорой на источник информации происхождение духовных
ценностей, понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь приводить
примеры с опорой на источник информации таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
«дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким»;
понимать суть термина «история», знать основные исторические периоды и
уметь выделять их сущностные черты с опорой на источник информации;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать с помощью учителя историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса;
знать о существовании связи между историческими событиями и культурой;
объяснять с опорой на план важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота;
знать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать с опорой на план об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного языка; объяснять с
помощью учителя важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения
морального и нравственного смысла в литературных произведениях;
иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества; понимать важность сохранения культурного
наследия; знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры с опорой на
источник
информации
межкультурной
коммуникации
как
способа
формирования общих духовно-нравственных ценностей;
знать и уметь объяснить с помощью учителя суть и значение духовнонравственных ценностей; осознавать с помощью учителя духовно-нравственные
ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества
и уметь доказывать это;
Знать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
называть с опорой на источник информации основные этносы Российской
Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь объяснить с
опорой на источник информации значение словосочетаний «многонациональный
народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный
этнос»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению
13
межнационального и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять после
предварительного анализа общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины с помощью учителя;
иметь представление о природе праздников и их важности как элементов
культуры; устанавливать с помощью учителя взаимосвязь праздников и
культурного уклада; различать после предварительного анализа основные типы
праздников; уметь рассказывать с опорой на план о праздничных традициях
народов России и собственной семьи; анализировать с помощью учителя связь
праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл
семейных праздников; определять опираясь на источник информации
нравственный смысл праздников народов России;
объяснять с помощью учителя значение праздников как элементов культурной
памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов;
знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать с опорой на источник
информации основные типы памятников архитектуры и проследить связь между
их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между типом жилищ и типом
хозяйственной деятельности; уметь охарактеризовать, опираясь на план, связь
между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; иметь
представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы;
знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать с опорой на план об особенностях музыкального повествования,
выделять простые выразительные средства музыкального языка; объяснять с
помощью учителя важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения
морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях и
выразительных средствах изобразительного искусства; уметь объяснить с опорой
на источник информации, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты; - объяснять с опорой на источник информации
важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения
морального и нравственного смысла изобразительного искусства; знать основные
темы изобразительного искусства народов России;
знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, объяснять с помощью
учителя важность и нужность этих языковых выразительных средств; знать, что
такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и объяснять с помощью
учителя важность понимания фольклора как отражения истории народа и его
ценностей, морали и нравственности;
знать и уметь приводить примеры взаимосвязи между бытом и природными
условиями проживания народа своего региона; уметь объяснять с помощью
учителя важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных,
семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать с
опорой на источник информации и устанавливать границы и приоритеты
14
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской
идентичности на доступном уровне; понимать и уметь показывать на примерах
значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции
народов своего края;
знать и уметь объяснить с опорой на источник информации отличия культурной
географии от физической и политической географии; знать, что такое культурная
карта народов России; описывать с опорой на план отдельные области
культурной карты в соответствии с их особенностями;
знать и уметь объяснить с опорой на источник информации значение и роль
общих элементов в культуре народов России для обоснования её
территориального, политического и экономического единства; объяснять с
помощью учителя важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального
самоопределения
отдельных
этносов.
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
«Россия — наш общий дом»
10
1
2
«Семья
и
ценности»
6
1
3
«Духовно-нравственное
личности»
4
«Культурное единство России»
13
11
Резервное время
2
духовно-нравственные
богатство
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
34
2
0
4
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
1
2
Наш дом — Россия.
1
http://school-collection.edu.ru
3
Язык и история.
1
http://school-collection.edu.ru
4
Русский язык — язык общения и язык
возможностей.
1
5
Истоки родной культуры.
1
http://school-collection.edu.ru
6
Материальная культура.
1
http://school-collection.edu.ru
7
Духовная культура.
1
http://school-collection.edu.ru
8
Культура и религия.
1
http://school-collection.edu.ru
9
Культура и образование.
1
http://school-collection.edu.ru
10
Многообразие культур России
1
11
Семья – хранитель духовных ценностей.
1
http://school-collection.edu.ru
12
Родина начинается с семьи.
1
http://school-collection.edu.ru
13
Традиции
России.
14
Образ семьи в культуре народов России.
семейного
воспитания
в
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
17
http://school-collection.edu.ru
15
Труд в истории семьи.
1
16
Семья в современном мире.
1
17
Личность – общество – культура.
1
http://school-collection.edu.ru
18
Духовный мир человека.
1
http://school-collection.edu.ru
19
Личность
ценности.
1
20
Историческая память
нравственная ценность.
21
Литература как язык культуры.
1
http://school-collection.edu.ru
22
Взаимовлияние культур.
1
http://school-collection.edu.ru
23
Духовно-нравственные
российского народа.
ценности
24
Регионы
России:
многообразие.
культурное
25
Праздники в культуре народов России.
1
26
Памятники архитектуры
народов России.
1
27
Музыкальная культура народов России.
1
28
Изобразительное
России.
1
29
Фольклор и литература народов России.
1
30
Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом.
1
и
духовно-нравственные
как
в
искусство
духовно-
культуре
народов
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
18
31
Культурная карта России.
1
32
Единство страны — залог будущего
России.
1
33
Резервный урок.
1
34
Резервный урок.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
0
0
19
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lesson.edu.ru/catalog
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchi.ru
https://nsportal.ru
20