Начальное техническое моделирование 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
Колганов А.А.
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Начальное техническое моделирование»
для обучающихся 7 класса

г. Серов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под техническим моделированием понимается один из видов технической
деятельности,
заключающейся
в
воспроизведении
объектов
окружающей
действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов
в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное
техническое моделирование – первая ступень в подготовке детей в области технического
моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития
информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем
инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только
конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и
морально-этических факторов. Формирование такого современного инженераконструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Техника
вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном,
как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию
мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские
способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической
деятельности.
Программа кружка «Начальное техническое моделирование» предусматривает
развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую
направленность. Реализация данной программы направлена на развитие интереса к
техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на
освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и
приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся
ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических
навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в
области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с
технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать
чертежи, изготавливать различные модели.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих и конструкторских способностей детей,
проявления интереса к познанию мира техники и расширению технического кругозора,
развития технического мышления, мотивации к творческому поиску и технической деятельности.
Задачи
Обучающие:

знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;

знакомить с технической терминологией и основными узлами технических
объектов;

обучать работе с технической литературой;
2


формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать
простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежноизмерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

формировать умение детей планировать свою работу;

формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;

обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов в соответствии с требованиями безопасности труда;

формировать умение применения полученных навыков работы с инструментом и материалами в дальнейшем.
Развивающие:

развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов;

развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности,
образное и пространственное мышление;

развивать мелкую моторику рук, зрительную память, внимание и аккуратность в выполнении работ;

развивать волю, терпение, самоконтроль;

развивать умение изготовления простейших моделей технических объектов;
Воспитательные:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;

воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за
достижения отечественной науки и техники.
Принципы реализации программы:

воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

последовательность и системность обучения;

принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности
через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской
деятельности;

принцип доступности;

принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;

принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;

принцип индивидуальности;

принцип динамичности;

принцип доверия и поддержки;

принцип результативности и стимулирования.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих
мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных
классах.
Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается
уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные
действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться
путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята
3

могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям
адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия
моделизмом дают представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях, что
является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия
превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют
равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение
простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с
бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей школьного возраста.
Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук,
внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в
том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с
приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой
степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования,
учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что
позволяет более полно оценить этот объект.
Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической
направленности. По окончании обучения в кружке «Начальное техническое
моделирование» выпускники могут продолжить обучение по программам научнотехнической направленности более высокого уровня сложности.
Учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и
простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели.
Состав формируется из учащихся в возрасте 11-13 лет, занятия проводятся по
фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления
способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике,
заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети
развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным
приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают
устройство простых технических объектов.
На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические
занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой
техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине (см. Приложение 1).
К работе в кружке дети приступают после проведения руководителями
соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо
инструментом или приспособлением.
Количество учащихся составляет не более 8 человек.
Расписание проведения занятий:
2 часа в неделю, 68 часов в год.
Режим проведения занятий:
1. Напоминание правил безопасности при работе с материалом и инструментом.
2. Постановка задач на занятие индивидуально каждому ребенку.
3. Контроль правильности восприятия поставленных задач, и качества выполнения
работ.
4. Приборка рабочего места и уборка использованного инструмента.
4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Основы моделирования и конструирования
1.1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по
техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов
учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Практическая работа.
Рисунок на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов
обучающихся.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и применении. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги
на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с
круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической
деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих
операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с
технической деятельностью человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для
всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии
видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы
с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по
шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого
контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами»
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с
бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске,
на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного
транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление
квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка)
5

плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных
соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов –
транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для
конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и
соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор
деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по
рисунку-схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку-схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по
собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
3.Творческие проекты
- основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения
проектных работ;
- выполнение проектов;
- оформление работ;
- защита проектов
- оформление итоговой выставки работы кружка.
4. Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
6

Обучающиеся должны знать:
- основные свойства материалов для моделирования;
- простейшие правила организации рабочего места;
- принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона,
способы применения шаблонов;
- названия основных деталей и частей техники;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
- определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их
названия;
- работать простейшими ручным инструментом;
- окрашивать модель кистью.
Результативность обучения по программе определяется в виде наблюдения педагога
за выполнением практических заданий.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде наблюдения педагога за простейшей практической работой обучающегося.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога за выполнением практического задания.
Итоговый контроль проводится в конце учебного год в виде самостоятельного изготовления фигуры, модели, конструкции.
Формы оценки качества знаний – устные опросы, наблюдения педагога за выполнением практического задания.
Формы подведения итогов реализации программы – итоги обучения по данной программе подводятся по результатам участия детей в конкурсах, выставках, соревнованиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

№ п/п

Раздел, тема

Всего

Теоретиче Практически
ские часы е часы

1.

Основы моделирования и конструирования

1.1.

Вводное занятие

1

1

-

1.2.

Материалы и инструменты

1

1

-

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

1

1

-

1.4.

Знакомство
с
некоторыми
условными 2
обозначениями графических изображений

1

1

2.

Первые модели

7

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.

Техника «Оригами»:
- Технология сгибания и складывания бумаги
- Выполнение моделей наземного транспорта
- Выполнение моделей воздушного транспорта
- Выполнение моделей водного транспорта

2
3
3
3

1
-

1
3
3
3

1
1
-

2
2
2
2
2

1

5

1

5

1
-

5
4

1
1
1
1

0
1
1
3

1

-

-

4
1
1
1

1

1

-

68

16

52

Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей:
- Технология работы с бумагой по шаблонам
3
- Технология сборки плоских деталей
3
- Выполнение моделей наземного транспорта
2
- Выполнение моделей воздушного транспорта
2
- Выполнение моделей водного транспорта
2
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей:
- Конструирование моделей и макетов технических
объектов из готовых объёмных форм
6
- Конструирование моделей и макетов технических
объектов из объёмных форм с добавлением
дополнительных
деталей,
необходимых
для 6
конкретного изделия
- Конструирование моделей и макетов технических
объектов из объёмных деталей, изготовленных на
основе простейших развёрток
6
- Изготовление упрощённой модели автомобиля
4
Работа с наборами готовых деталей:
- Ознакомление с деталями набора
1
- Сборка макетов и моделей по образцу
2
- Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме
2
- Сборка макетов и моделей по собственному 4
замыслу
Творческие проекты
- Основные этапы разработки проекта, выбор 1
тематики и технологий выполнения проектных работ
- Выполнение проектов
4
- Оформление работ
1
- Защита проектов
1
- Оформление итоговой выставки работы кружка
1

Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
ИТОГО:
4.

Формы и методы контроля
8

Сроки

Какие знания, умения и
Форма контроля
навыки контролируются

Методы контроля

Знания
Начало года

1. Технология изготовления Изготовление моделей Наблюдение,
моделей методом сгибания из бумаги и картона в опрос.
из бумаги и картона
соответствии
с
технологией.
Текущий (по мере 2.
Судо-,
авиа-, Знание
Опрос
изучения
автостроительная
специализированных
материала)
терминология.
названий деталей.
Середина года
3. Технология изготовления Знание
технологии Наблюдение
плоских
и
объёмных изготовления
моделей.
контурных моделей.
Умения
Начало года

1. Разметка: точность
правильность.

и Умение
работать
с Наблюдение,
чертёжными
контрольное
инструментами,
задание.
точность
разметки
деталей.
Начало года
2. Изготовление деталей Работа с шаблонами Наблюдение.
моделей по шаблону.
деталей моделей.
Середина и конец 3. Изготовление деталей по Умение
вычерчивать Наблюдение,
года
эскизу и чертежу.
детали
по
эскизу, контрольное
точность изготовления задание.
деталей и сборки.
Текущий (по мере 4. Окраска
Умение окрасить детали Наблюдение.
готовности
модели кистью.
моделей)
Навыки

9

Текущий

1.
Работа
инструментом.

ручным Правильность
работы Наблюдение.
инструментами.
Техника безопасности
при работе.
Текущий (по мере 2. Качество изготовления Навыки
работы Наблюдение,
изучения
деталей модели
чертёжным, ручным и контроль
за
материала)
др.
инструментом, работой.
качество изготовления
деталей и моделей.
Постоянно
1. Самостоятельность в Умение организовывать Наблюдение.
работе. Самоконтроль.
рабочее
место,
соблюдение
правил
техники безопасности,
сообразительность,
творческий подход к
работе.
Итоговый (в конце 4. Качество изготовления Участие в конкурсах и Результативность
года)
модели в целом
выставках
участия
в
выставках
и
конкурсах.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п
Тема
Форма
Приемы и
Дидактический
занятия
методы
материал и
техническое
оснащение
1
Вводные основы конструирования
1.1.

Вводное
занятие

1.2.

Материалы и Объяснение Словесные,
Ножницы, различные Опрос, беседа
инструменты
наглядные,
виды бумаги, ластик,
практические карандаши,
клей,
циркуль
Знакомство с Рассказ,
Словесные,
Электронная
Опрос, беседа
технической Беседа,
наглядные,
презентация,
деятельность
практические слайдовые
фильмы,
ю человека
мультимедийный
проектор

1.3.

Беседа

Форма
подведения
итогов

Словесные,
Инструкция по технике Наблюдение
наглядные,
безопасности, работы
практические воспитанников
предыдущих
лет
обучения

10

1.4.

2
2.1.

2.2.

2.3.

Знакомство с Объяснение Словесные,
некоторыми
наглядные,
условными
практические
обозначения
ми
графических
изображений
Конструирование
Конструиров Групповая, Словесные,
ание
индивидуал наглядные,
поделок
ьная
практические
путём
сгибания
бумаги
Конструиров Групповая, Словесные,
ание макетов индивидуал наглядные,
и
моделей ьная
практические
технических
объектов и
игрушек из
плоских
деталей

Образцы графических Опрос, беседа
изображений, чертежей

Шаблоны,
чертежи, Самооценка
и
образцы моделей
коллективная
Чертёжный
оценка модели,
инструмент,
клей, выставка
ножницы
лучших моделей

Эскизы,
образцы Оценка качества
моделей,
изготовления
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы:
плотная
бумага,
картон,
цветная бумага, краска.
Инструмент:
чертёжный
инструмент,
клей,
режущий инструмент,
кисти
Конструиров Групповая, Словесные,
Эскизы,
образцы Оценка качества
ание макетов индивидуал наглядные,
моделей,
изготовления
и
моделей ьная
практические технологическая карта
технических
изготовления моделей
объектов и
Материалы:
плотная
игрушек из
бумага,
картон,
объёмных
цветная бумага, краска.
деталей
Инструмент:
чертёжный
инструмент,
клей,
режущий инструмент,
кисти

11

2.4.

3

4

Работа
наборами
готовых
деталей

с Индивидуал Словесные,
Технологические
Самооценка
и
ьная
наглядные,
схемы, образцы
коллективная
практические Материалы:
фанера, оценка модели,
сосновые
рейки, выставка
пенопласт
(готовый лучших моделей
набор), краска
Инструмент: режущий
инструмент,
клей,
наждачная
бумага,
кисти
Творческие Индивидуал практические Эскизы,
образцы Защита проектов
проекты
ьная,
моделей,
групповая
Материалы:
плотная
бумага,
картон,
цветная бумага, краска
готовый набор деталей.
Инструмент:
чертёжный
инструмент, режущий
инструмент, кисти
Заключитель Беседа
Словесные,
Выставка
лучших Оценка качества
ное занятие.
наглядные,
моделей
изготовления
Подведение
практические
итогов
и
анализ
работы
за
год

Список литературы
1. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.
/Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар, 2003.
2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение», 1998.
3. Т. Халл. Самоделки из бумаги – издательский дом «Дрофа», Москва, 1995.
4. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса
Издательство «Учебная литература, 2008. – 120 с.
6. Цирулик Н.А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса.
Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
7. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
8. Безопасность – мой выбор! / сост. М.В. Светлакова, Е.В. Жданова, Гопаненко В.Л.Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2008.
9. Воспитываем патриота и гражданина.5-11 классы /авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова.Волгоград: Учитель, 2009.- 221 с.

12

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
11. Китаева Н.В. Психология победы в спорте: учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.208 с.
12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост.
Н.К. Беспятова - М.: Айрис-пресс, 2003 – 178 с. - (Методика).
13. Щекочихин П. Авиамодельный спорт // Авиация и спорт.- 2007.- № 8.
14. Юденок В. Самолёты СССР 2-ой мировой войны.- Мн.: Харвест, 2004 г.-352 с.
14. Автомобили и оружие. Модели для мальчиков. Издательство «АСТ ПРЕСС».
15. Журнал «Моделист – конструктор», М.: 1966 – 2012 г.
16. Журнал «Юный техник», 1956-2012 г.
17. Журнал «Юный моделист-конструктор»
18. Журнал «Model Kartonowy»
19. Журнал «М-Хобби», 1993-2013
20. Журнал «Modelarz»
21. Журнал «Hobby model»
22. Журнал «Бумажное моделирование»
23. Лагутин О.В. Самолёт на столе
24. Осипов Г.П. Юные корабелы.
25. Приложение к журналу «Юный техник» – «Левша», 1991-2012 г.
26. Приложение к журналу «Юный техник» – «Для умелых рук», 1956–1990 г.
27. Энциклопедия самоделок. Издательство «АСТ ПРЕСС».

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».