МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
Колганов А.А.
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Начальное техническое моделирование»
для обучающихся 7 класса
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под техническим моделированием понимается один из видов технической
деятельности,
заключающейся
в
воспроизведении
объектов
окружающей
действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов
в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное
техническое моделирование – первая ступень в подготовке детей в области технического
моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития
информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем
инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только
конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и
морально-этических факторов. Формирование такого современного инженераконструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Техника
вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном,
как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию
мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские
способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической
деятельности.
Программа кружка «Начальное техническое моделирование» предусматривает
развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую
направленность. Реализация данной программы направлена на развитие интереса к
техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на
освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и
приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся
ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических
навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в
области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с
технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать
чертежи, изготавливать различные модели.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих и конструкторских способностей детей,
проявления интереса к познанию мира техники и расширению технического кругозора,
развития технического мышления, мотивации к творческому поиску и технической деятельности.
Задачи
Обучающие:
знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;
знакомить с технической терминологией и основными узлами технических
объектов;
обучать работе с технической литературой;
2
формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать
простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежноизмерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
формировать умение детей планировать свою работу;
формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов в соответствии с требованиями безопасности труда;
формировать умение применения полученных навыков работы с инструментом и материалами в дальнейшем.
Развивающие:
развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов;
развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности,
образное и пространственное мышление;
развивать мелкую моторику рук, зрительную память, внимание и аккуратность в выполнении работ;
развивать волю, терпение, самоконтроль;
развивать умение изготовления простейших моделей технических объектов;
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за
достижения отечественной науки и техники.
Принципы реализации программы:
воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
последовательность и системность обучения;
принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности
через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской
деятельности;
принцип доступности;
принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
принцип индивидуальности;
принцип динамичности;
принцип доверия и поддержки;
принцип результативности и стимулирования.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих
мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных
классах.
Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается
уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные
действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться
путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята
3
могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям
адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия
моделизмом дают представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях, что
является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия
превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют
равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение
простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с
бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей школьного возраста.
Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук,
внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в
том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с
приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой
степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования,
учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что
позволяет более полно оценить этот объект.
Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической
направленности. По окончании обучения в кружке «Начальное техническое
моделирование» выпускники могут продолжить обучение по программам научнотехнической направленности более высокого уровня сложности.
Учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и
простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели.
Состав формируется из учащихся в возрасте 11-13 лет, занятия проводятся по
фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления
способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике,
заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети
развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным
приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают
устройство простых технических объектов.
На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические
занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой
техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине (см. Приложение 1).
К работе в кружке дети приступают после проведения руководителями
соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо
инструментом или приспособлением.
Количество учащихся составляет не более 8 человек.
Расписание проведения занятий:
2 часа в неделю, 68 часов в год.
Режим проведения занятий:
1. Напоминание правил безопасности при работе с материалом и инструментом.
2. Постановка задач на занятие индивидуально каждому ребенку.
3. Контроль правильности восприятия поставленных задач, и качества выполнения
работ.
4. Приборка рабочего места и уборка использованного инструмента.
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Основы моделирования и конструирования
1.1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по
техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов
учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Практическая работа.
Рисунок на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов
обучающихся.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и применении. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги
на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с
круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической
деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих
операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с
технической деятельностью человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для
всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии
видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы
с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по
шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого
контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами»
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с
бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске,
на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного
транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление
квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка)
5
плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных
соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов –
транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для
конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и
соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор
деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по
рисунку-схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку-схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по
собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
3.Творческие проекты
- основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения
проектных работ;
- выполнение проектов;
- оформление работ;
- защита проектов
- оформление итоговой выставки работы кружка.
4. Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
6
Обучающиеся должны знать:
- основные свойства материалов для моделирования;
- простейшие правила организации рабочего места;
- принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона,
способы применения шаблонов;
- названия основных деталей и частей техники;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
- определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их
названия;
- работать простейшими ручным инструментом;
- окрашивать модель кистью.
Результативность обучения по программе определяется в виде наблюдения педагога
за выполнением практических заданий.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде наблюдения педагога за простейшей практической работой обучающегося.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога за выполнением практического задания.
Итоговый контроль проводится в конце учебного год в виде самостоятельного изготовления фигуры, модели, конструкции.
Формы оценки качества знаний – устные опросы, наблюдения педагога за выполнением практического задания.
Формы подведения итогов реализации программы – итоги обучения по данной программе подводятся по результатам участия детей в конкурсах, выставках, соревнованиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Раздел, тема
Всего
Теоретиче Практически
ские часы е часы
1.
Основы моделирования и конструирования
1.1.
Вводное занятие
1
1
-
1.2.
Материалы и инструменты
1
1
-
1.3.
Знакомство с технической деятельностью человека
1
1
-
1.4.
Знакомство
с
некоторыми
условными 2
обозначениями графических изображений
1
1
2.
Первые модели
7
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
Техника «Оригами»:
- Технология сгибания и складывания бумаги
- Выполнение моделей наземного транспорта
- Выполнение моделей воздушного транспорта
- Выполнение моделей водного транспорта
2
3
3
3
1
-
1
3
3
3
1
1
-
2
2
2
2
2
1
5
1
5
1
-
5
4
1
1
1
1
0
1
1
3
1
-
-
4
1
1
1
1
1
-
68
16
52
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей:
- Технология работы с бумагой по шаблонам
3
- Технология сборки плоских деталей
3
- Выполнение моделей наземного транспорта
2
- Выполнение моделей воздушного транспорта
2
- Выполнение моделей водного транспорта
2
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей:
- Конструирование моделей и макетов технических
объектов из готовых объёмных форм
6
- Конструирование моделей и макетов технических
объектов из объёмных форм с добавлением
дополнительных
деталей,
необходимых
для 6
конкретного изделия
- Конструирование моделей и макетов технических
объектов из объёмных деталей, изготовленных на
основе простейших развёрток
6
- Изготовление упрощённой модели автомобиля
4
Работа с наборами готовых деталей:
- Ознакомление с деталями набора
1
- Сборка макетов и моделей по образцу
2
- Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме
2
- Сборка макетов и моделей по собственному 4
замыслу
Творческие проекты
- Основные этапы разработки проекта, выбор 1
тематики и технологий выполнения проектных работ
- Выполнение проектов
4
- Оформление работ
1
- Защита проектов
1
- Оформление итоговой выставки работы кружка
1
Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
ИТОГО:
4.
Формы и методы контроля
8
Сроки
Какие знания, умения и
Форма контроля
навыки контролируются
Методы контроля
Знания
Начало года
1. Технология изготовления Изготовление моделей Наблюдение,
моделей методом сгибания из бумаги и картона в опрос.
из бумаги и картона
соответствии
с
технологией.
Текущий (по мере 2.
Судо-,
авиа-, Знание
Опрос
изучения
автостроительная
специализированных
материала)
терминология.
названий деталей.
Середина года
3. Технология изготовления Знание
технологии Наблюдение
плоских
и
объёмных изготовления
моделей.
контурных моделей.
Умения
Начало года
1. Разметка: точность
правильность.
и Умение
работать
с Наблюдение,
чертёжными
контрольное
инструментами,
задание.
точность
разметки
деталей.
Начало года
2. Изготовление деталей Работа с шаблонами Наблюдение.
моделей по шаблону.
деталей моделей.
Середина и конец 3. Изготовление деталей по Умение
вычерчивать Наблюдение,
года
эскизу и чертежу.
детали
по
эскизу, контрольное
точность изготовления задание.
деталей и сборки.
Текущий (по мере 4. Окраска
Умение окрасить детали Наблюдение.
готовности
модели кистью.
моделей)
Навыки
9
Текущий
1.
Работа
инструментом.
ручным Правильность
работы Наблюдение.
инструментами.
Техника безопасности
при работе.
Текущий (по мере 2. Качество изготовления Навыки
работы Наблюдение,
изучения
деталей модели
чертёжным, ручным и контроль
за
материала)
др.
инструментом, работой.
качество изготовления
деталей и моделей.
Постоянно
1. Самостоятельность в Умение организовывать Наблюдение.
работе. Самоконтроль.
рабочее
место,
соблюдение
правил
техники безопасности,
сообразительность,
творческий подход к
работе.
Итоговый (в конце 4. Качество изготовления Участие в конкурсах и Результативность
года)
модели в целом
выставках
участия
в
выставках
и
конкурсах.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п
Тема
Форма
Приемы и
Дидактический
занятия
методы
материал и
техническое
оснащение
1
Вводные основы конструирования
1.1.
Вводное
занятие
1.2.
Материалы и Объяснение Словесные,
Ножницы, различные Опрос, беседа
инструменты
наглядные,
виды бумаги, ластик,
практические карандаши,
клей,
циркуль
Знакомство с Рассказ,
Словесные,
Электронная
Опрос, беседа
технической Беседа,
наглядные,
презентация,
деятельность
практические слайдовые
фильмы,
ю человека
мультимедийный
проектор
1.3.
Беседа
Форма
подведения
итогов
Словесные,
Инструкция по технике Наблюдение
наглядные,
безопасности, работы
практические воспитанников
предыдущих
лет
обучения
10
1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
Знакомство с Объяснение Словесные,
некоторыми
наглядные,
условными
практические
обозначения
ми
графических
изображений
Конструирование
Конструиров Групповая, Словесные,
ание
индивидуал наглядные,
поделок
ьная
практические
путём
сгибания
бумаги
Конструиров Групповая, Словесные,
ание макетов индивидуал наглядные,
и
моделей ьная
практические
технических
объектов и
игрушек из
плоских
деталей
Образцы графических Опрос, беседа
изображений, чертежей
Шаблоны,
чертежи, Самооценка
и
образцы моделей
коллективная
Чертёжный
оценка модели,
инструмент,
клей, выставка
ножницы
лучших моделей
Эскизы,
образцы Оценка качества
моделей,
изготовления
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы:
плотная
бумага,
картон,
цветная бумага, краска.
Инструмент:
чертёжный
инструмент,
клей,
режущий инструмент,
кисти
Конструиров Групповая, Словесные,
Эскизы,
образцы Оценка качества
ание макетов индивидуал наглядные,
моделей,
изготовления
и
моделей ьная
практические технологическая карта
технических
изготовления моделей
объектов и
Материалы:
плотная
игрушек из
бумага,
картон,
объёмных
цветная бумага, краска.
деталей
Инструмент:
чертёжный
инструмент,
клей,
режущий инструмент,
кисти
11
2.4.
3
4
Работа
наборами
готовых
деталей
с Индивидуал Словесные,
Технологические
Самооценка
и
ьная
наглядные,
схемы, образцы
коллективная
практические Материалы:
фанера, оценка модели,
сосновые
рейки, выставка
пенопласт
(готовый лучших моделей
набор), краска
Инструмент: режущий
инструмент,
клей,
наждачная
бумага,
кисти
Творческие Индивидуал практические Эскизы,
образцы Защита проектов
проекты
ьная,
моделей,
групповая
Материалы:
плотная
бумага,
картон,
цветная бумага, краска
готовый набор деталей.
Инструмент:
чертёжный
инструмент, режущий
инструмент, кисти
Заключитель Беседа
Словесные,
Выставка
лучших Оценка качества
ное занятие.
наглядные,
моделей
изготовления
Подведение
практические
итогов
и
анализ
работы
за
год
Список литературы
1. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.
/Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар, 2003.
2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение», 1998.
3. Т. Халл. Самоделки из бумаги – издательский дом «Дрофа», Москва, 1995.
4. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса
Издательство «Учебная литература, 2008. – 120 с.
6. Цирулик Н.А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса.
Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
7. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
8. Безопасность – мой выбор! / сост. М.В. Светлакова, Е.В. Жданова, Гопаненко В.Л.Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2008.
9. Воспитываем патриота и гражданина.5-11 классы /авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова.Волгоград: Учитель, 2009.- 221 с.
12
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
11. Китаева Н.В. Психология победы в спорте: учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.208 с.
12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост.
Н.К. Беспятова - М.: Айрис-пресс, 2003 – 178 с. - (Методика).
13. Щекочихин П. Авиамодельный спорт // Авиация и спорт.- 2007.- № 8.
14. Юденок В. Самолёты СССР 2-ой мировой войны.- Мн.: Харвест, 2004 г.-352 с.
14. Автомобили и оружие. Модели для мальчиков. Издательство «АСТ ПРЕСС».
15. Журнал «Моделист – конструктор», М.: 1966 – 2012 г.
16. Журнал «Юный техник», 1956-2012 г.
17. Журнал «Юный моделист-конструктор»
18. Журнал «Model Kartonowy»
19. Журнал «М-Хобби», 1993-2013
20. Журнал «Modelarz»
21. Журнал «Hobby model»
22. Журнал «Бумажное моделирование»
23. Лагутин О.В. Самолёт на столе
24. Осипов Г.П. Юные корабелы.
25. Приложение к журналу «Юный техник» – «Левша», 1991-2012 г.
26. Приложение к журналу «Юный техник» – «Для умелых рук», 1956–1990 г.
27. Энциклопедия самоделок. Издательство «АСТ ПРЕСС».
13