Логопедические занятия 5-7 класс (вариант 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
А. А. Колганов
Приказ № 47-од от «31»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия»
для обучающихся 5, 7 классов

г. Серов, 2023 г.
1

Пояснительная записка
Коррекционный курс «Логопедические занятия» адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом
Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением
ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП
ООО обучающихся с ЗПР)
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области ПАООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс
обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или
ослабление нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся 5–9 классов,
получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Логопедические занятия»
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование
речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков
речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения,
преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление
или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи
обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:

• коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
• совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных
представлений;

•
•
•
•

совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости,
навыков грамотного письма;

• коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
• развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются
формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного
2

использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности.
Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности,
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми
способами словоизменения и словообразования изучаемых
частей речи, моделями
различных синтаксических конструкций.
Осуществляется развитие связной речи,
соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания,
выполняющей коммуникативную функцию.
Особенности построения курса
Примерная рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из
направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления
речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет
осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных
потребностей и речевых возможностей школьников с ЗПР. Учитель-логопед может
структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей
учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или
нескольких модулей либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля.
Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает
вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель- логопед после
изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру
последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически
связанных тем из разных модулей. Содержание модулей включает:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетика, орфоэпия, графика» направлен на коррекцию и развитие произносительной
стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв,
преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса,
использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление
специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических
представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно
использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических,
дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение,
аудирование, чтение, письмо)» направлен на развитие умения работать с текстом,
формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
потребности
к
речевому
самосовершенствованию,
преодоление
специфических,
дизорфографических
и
пунктуационных ошибок.

3

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержания курса
В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления
содержания данного курса на занятиях используются разнообразные виды деятельности
обучающихся с ЗПР. Учителю-логопеду целесообразно комбинировать аудирование,
говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои
действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты,
высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы.
Необходимо постоянно развивать у школьников с ЗПР умение работать с текстом и
справочной литературой.
Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного
речевого материала. Обучающимся с ЗПР предлагаются алгоритмы правил, выделение
шагов последовательных действий при работе над заданием.
Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и
др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило
и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради
орфограммы зеленым цветом, при необходимости предварительно перед написанием
орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию
орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и
самокоррекцию.
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» строится в строгом
соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и
основано на использовании учебного материала.
Коррекционный курс учителя-логопеда предусматривает знакомство обучающих с
причастиями (без терминологии) в ознакомительном плане на логопедических занятиях в
6 классе. Это обусловлено тем, что обучающимся с ЗПР в 7 классе при изучении
программного материала по предмету «Русский язык», как правило, сложно дается
изучение и различение причастий и прилагательных, они часто смешивают эти понятия.
Кроме того, им крайне трудно выделить структуру причастного оборота в составе
предложения. Таким образом, целесообразно проводить пропедевтическую работу в конце
6 класса по употреблению причастий в речи, учить обучающихся образовывать и склонять
причастия с опорой на образец.
Логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале, при
этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету
«Русский язык» с использованием логопедических приемов. Например, упражнения по
словообразованию разных частей речи позволяют отрабатывать и закреплять навыки
морфемного разбора частей речи. Так, в курсе 5 класса в модуле «Обогащение и
активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»
логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале по следующим
темам: Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, - ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование
прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-.
Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при.
4

Развивая и совершенствуя грамматический компонент речи, учитель-логопед
отрабатывает дифференциацию и правописание окончаний существительных в различных
падежных формах.
Работа над обогащением словарного запаса способствует расширению
возможностей обучающихся в подборе проверочных слов на ряд орфографических правил
(например, «Правописание безударных гласных», «Правописание непроизносимых
согласных» и др.).
На логопедических занятиях активно проводится работа с деформированным
предложением и текстом, дополнение и составление предложений по опорным словам.
Специальные приемы логопеда по работе с текстом способствуют повышению
осознанности чтения, читательской грамотности. Составление и запись сложных
предложений по образцу с союзами а, и, но способствует закреплению пунктуационных
навыков. Отработка интонационно-выразительных средств, модуляции голоса
совершенствует навыки выразительного чтения.
Логопедическая работа по модулю «Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи. Морфология» проводится на основе изучения частей речи
в соответствии с программой по годам обучения. Например, ученики 6 класса в ходе
логопедических занятий упражняются в различении и употреблении качественных,
относительных и притяжательных имен прилагательных, причастий, числительных в
разных падежных формах по родам и числам в устной и письменной речи. Постоянное
включение изучаемой части речи в разные виды заданий и упражнений и семантическое
употребление на уровне словосочетания, предложения, текста с подробной
характеристикой слова позволяет закрепить знание грамматических признаков разных
частей речи, расширить активный словарь изученными частями речи.
Важным моментом является система работы по подготовке обучающихся с ЗПР к
итоговому изложению в рамках государственной итоговой аттестации. Учитель-логопед
проводит работу по умению выделять микротемы в тексте, грамотно и слажено излагать
на письме свои мысли, соблюдать последовательность изложения, излагать основное
содержание прослушанного текста с использованием приемов сжатия, разделив его на
абзацы и передав все значимые микротемы.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда выстраивается с учетом
психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР и предусматривает постепенное
усложнение речевого материала в соответствии с программой по предмету «Русский
язык». Это отражается в календарном тематическом планировании коррекционного курса
учителя-логопеда, в последовательности предъявления материала и коррекционноразвивающих заданий на логопедических занятиях.
Освоение программного материала курса осуществляется в соответствии с
принципом доступности. По содержанию и объему материал должен быть посильным и
понятным для обучающихся с ЗПР.
Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала,
ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и сюжетной линией
разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при
выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом
его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических
навыков. На начальных этапах не следует использовать тексты, содержащие сложные
5

рассуждения автора, большое число действующих лиц, изобилующие сложными
синтаксическими конструкциями, затрудняющими понимание смысла прочитанного.
Задания должны быть разнообразными по форме и содержанию, позволяющими
применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.
Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного
дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с
включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко
используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры,
таблицы родственных слов.
Процесс овладения материалом основывается на многократном применении
полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на
осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании
формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые
будут использоваться в реальных жизненных ситуациях (например, подписание почтового
конверта, составление текста поздравления, написание смс-сообщения на заданную тему).
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во второй половине
дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой
специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом
для
изучения
курса
коррекционно-развивающих
логопедических
занятий
предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, но не
реже 2-х раз в неделю. В зависимости от выраженности речевого нарушения на основании
рекомендаций ППк количество еженедельных занятий может изменено.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:
групповое занятие – 40 минут; подгрупповое
занятие – 30–40 минут; индивидуальное
занятие – 20–40 минут.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), что обеспечивает
комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетика, орфоэпия, графика»
Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому
сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству).
Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и
форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков
чтения.
6

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, - оньк- (-еньк), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, - онк-. Словообразование
прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), - лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-.
Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование
глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв
ы–и после ц в словах.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и
в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое
использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов.
Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация
существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по
образцу с союзами а, и, но.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение,
аудирование, чтение, письмо)»
Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому
действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа
повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам).
Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему
(в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2
реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое
письмо (текст поздравительной открытки и письма).
7 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетика, орфоэпия, графика»
Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного
материала 7 класса). Практикум по улучшению дикции.
Модуль
«Обогащение
и
активизация
словарного
запаса:
формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование деепричастий при помощи суффиксов. Способы
словообразования наречий. Образование новой формы слова с помощью частиц.
Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий. Различение букв -о и -а на
конце наречий. Различение гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Образование кратких причастий. Модуль «Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи. Морфология»
Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий,
деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Лексическое значение слова
(понимание и объяснение значения). Работа с омонимами. Работа с фразеологизмами.
Работа с пословицами и поговорками. Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на
основе изученного).
7

Составление предложений с деепричастным оборотом (по образцу). Составление
предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных
местоимениями).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация
(говорение, аудирование, чтение, письмо)»
Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с
опорой на самостоятельно составленный план). Составление рассказа- рассуждения.
Составление повествовательного текста. Составление описательного текста. Пересказ
текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до
3). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных
знаний, объемом не менее 4 реплик). Деловое письмо (текст заявления, расписки,
объяснительной записки).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):

•

преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на
письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса);
• устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;
• различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;
• совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую моторику,
различать буквы по оптическому и кинетическому сходству, исключая специфические
ошибки (по типу замены);

• различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на
алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

• ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные,
согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема,
фонетический разбор;

• выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и
безударные слоги и приводить примеры;

• использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и
правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц;
правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; -чк-, -чн-,
-нч-, -рщ-);

• читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя
специфические ошибки (перестановки, антиципации, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика»
8

Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5
класса); ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс,
окончание;

• образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (-еньк-), ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-; образовывать
существительных при помощи суффиксов и приставок;

•

образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, ева-, -н-;
• образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать
глаголы с помощью приставок и суффиксов;

• соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок приставок
на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях - лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-); с
буквами ё – о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):

•

правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических
ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических
ошибок (в рамках изученного программного материала 5 класса);
• использовать различные части речи, в том числе существительные, прилагательные,
местоимения, глаголы и наречия;

• различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения,
соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами существительными,
правописание собственных имен существительных;

• различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать
словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с
именами прилагательными;
• различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива
(неопределенной формы) глагола;

• спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения
в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с
чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве,
в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; тся и - ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола,
гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и
раздельного написания не с глаголами);
• различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение
изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,
9

• согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего
времени;

• согласовывать прилагательные с существительными;
• употреблять существительные в различных падежных формах;
•

строить простые распространенные предложения, исключая или минимизируя
смысловые и грамматические ошибки;

• конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но;
• соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:
знаки препинания в конце предложения;
тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным
в И. п.);
знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только
интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся союзом И) и
обобщающим словом перед однородными членами;
знаки препинания в
предложении с обращениями.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» (говорение,
аудирование, чтение, письмо) Обучающийся научится и будет (сможет):

• формулировать собственное связное высказывание в виде словесного отчета по
совершаемому действию с опорой на ключевые слова;

• устно составлять связный текст повествовательного характера на заданную тему с
соблюдением орфоэпических норм (по опорному плану и ключевым словам);

• делить текст на смысловые части, составлять план текста по наводящим вопросам (с
опорой на письменный текст);
• уметь определять и формулировать тему и главную мысль текста с опорой на
ключевые слова;

• уметь находить предложение в тексте, определяющую главную мысль текста;
• пересказывать повествовательный текст объемом не менее 90 слов по плану и
опорным словам;

• уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя
смысловую целостность, речевую связность по ключевым словам и опорным вопросам;

• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе
полученных знаний объемом не менее 2 реплик;

• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
пройденных в 5 классе орфоэпических правил.
7 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):

10

•

преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на
письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала 7 класса);
• контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в устной
речи;

• проводить фонетический и орфографический анализ слов; использовать знания по
фонетике и графике в практике произношения и правописания слов
(в рамках изученного программного материала 7 класса);

• читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя
специфические ошибки.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса:
формирование навыков словообразования. Морфемика» Обучающийся научится и
сможет:
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 7
класса);
• ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс,
постфикс, окончание;

•

образовывать деепричастия при помощи суффиксов: -а- (-я-); -в-, -вши-, -ши-;
• иметь представление об особенностях словообразования наречий;
• иметь представление о частице, образовывать формы глагола, степени сравнения
имени прилагательного, наречия с помощью частиц;

• соблюдать на письме орфографические правила: буквы о, я, е после шипящих на
конце наречий, суффиксы -о и -а на конце наречий; гласные в суффиксах действительных
и страдательных причастий, одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов, одна буква н в кратких причастиях.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):

• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических
ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических
ошибок (в рамках изученного программного
материала 7 класса);

• использовать различные части речи, в том числе наречия, деепричастия, предлоги,
союзы, частицы, междометия;

• понимать и объяснять лексическое значение слова; объяснять значение
общеупотребляемых фразеологизмов, часто употребляемых пословиц и поговорок,
афоризмов, крылатых слов (на основе изученного);

• ориентироваться в понятиях фразеологизм и омоним и оперировать ими на базовом
уровне; правильно употреблять их в речи;
11

• составлять предложения, осложненные деепричастным оборотом, выстраивать
смысловые и грамматические связи между словами с опорой на образец;

• составлять предложения с местоимениями в различных падежных формах; уметь
заменять существительные и прилагательные местоимениями;

• применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка знаков
препинания в предложениях с деепричастным оборотом).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» Обучающийся
научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание, аргументируя свою точку
зрения с направляющей помощью педагога (с опорой на письменный текст);

• устно составлять связный текст повествовательного и описательного характера,
текст-рассуждение на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по
самостоятельно составленному плану);

• разделять текста на абзацы, выделять микротемы каждой смысловой части;
• уметь самостоятельно определять и формулировать тему и микротемы текста,
подбирать к ним тезис из текста с опорой на письменный текст

• пересказывать разные типы текстов объемом не менее 110 слов с опорой на
самостоятельно составленный план;

• излагать основное содержание прослушанного текста, состоящего из одной
смысловой части, исключение повторов слов, однородных членов, причастных и
деепричастных оборотов, вводных слов, замена слов синонимами;

• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе
полученных знаний объемом не менее 4 реплик;

• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
пройденных в 7 классе орфоэпических правил.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы
коррекционной работы и обязателен для изучения. Содержание коррекционного курса
«Логопедические занятия», представленное в примерной рабочей программе
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, соответствует ФГОС ООО. В
соответствии с учебным планом ПАООП ООО обучающихся с ЗПР на изучение курса
«Логопедические занятия» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).
Продолжительность и интенсивность логопедических занятий для обучающихся с
ЗПР определяется индивидуально, но не реже 1-2 раз в неделю, в зависимости от
выраженности речевого нарушения, рекомендаций ПМПК и школьного ППк
образовательной организации. При этом Организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы,
определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений
12

определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано
рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение модулей.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении
каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения
(личностных, метапредметных и предметных).
5 класс
Общее количество коррекционно-развивающих занятий в год – 68 часов, включая
диагностику. Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации и проведения диагностического
обследования – не менее 8 часов.
Тематическое планирование
Пятый класс
№
Название темы
Краткое содержание урока
Часы
п/п
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия,
графика) (10 ч.)
1.
Звуки
и
буквы. Преодолевать
специфические
ошибки,
2 ч.
Различение звуков в исключая замены звуков в речи и букв на
речи и букв на письме письме по фонематическому сходству,
(по
фонетическому нарушения звуко-слоговой структуры или
сходству).
минимизируя их (в рамках изученного
программного материала 5 класса).
2.

Различение букв
оптическому
кинетическому
сходству).

(по Различать звуки и буквы, выполнять
и фонетический разбор слова с опорой на
алгоритм действий, соотносить звуковой
облик
слова
с
его
графическим
изображением

2 ч.

Различать и характеризовать звуки речи с
опорой на образец.
3.

4.

Слогообразующая роль Ориентироваться в понятиях: звук, буква,
гласных. Типы слогов.
слог, гласные, йотированные гласные,
согласные, ударение, ударные, безударные,
глухие, звонкие, непроизносимые, фонема,
фонетический разбор.
Ударение.
Выделять ударный слог в начале, в середине
Смыслоразличительная и в конце слова, различать ударные и
и форморазличительная безударные слоги и приводить примеры
13

2ч.

2ч.

5.

6.

7.

роль ударения.
Практикум по развитию Использовать знания по фонетике и графике,
2ч.
произношения
и орфоэпии в практике произношения и
навыков чтения
правописания (в том числе правописание
разделительных ъ и ь; ы – и после ц;
правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу
- щу; - чк-, -чн-, -нч-, -рщ-).
Читать с соблюдением орфоэпическим норм,
исключая или минимизируя специфические
ошибки
(перестановки,
антиципации,
пропуски, замены).
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика. (12 ч.)
Словообразование
Ориентироваться в понятиях: части слова, 2 ч.
существительных при основа,
корень,
приставка,
суффикс,
помощи суффиксов: - окончание.
ышк-, -оньк- (-еньк- ), - Образовывать существительные при помощи
ушк- (-юшк-), -чик-, - суффиксов: – ышк-, -оньк- (- еньк-), -ушк- (щик-, - ищ-, -ечк-, -ичк-, юшк-), -чик-, -щик-, - ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -ец-, -иц-, -ок-, - онк-.
иц-, -ок-, -онк-.
Словообразование
Образовывать прилагательные при помощи 2 ч.
прилагательных
при суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, н-.
помощи
суффиксов: -ов- (-ев-), лив-, -к-, - ск-, -ева-, -н-.

Словообразование
Образовывать
глаголы
при
помощи 2 ч.
глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать
приставок: без-бес, пре- глаголы с помощью приставок и суффиксов.
при-.
9.
Словообразование
Образовывать существительные при помощи 2 ч.
глаголов с помощью суффиксов и приставок.
приставок и суффиксов.
10.
Различение букв о–а в правописание корней с буквами о – а в 2 ч.
корнях - лаг- / -лож, - корнях -лаг- / - лож, -рос- / -раст- (-ращ-);
рос- / -раст- (-ращ-).
11.
Различение букв ё–о Соблюдать на письме орфографические 2 ч.
после шипящих в корне правила: правописание приставок приставок
слова.
на з (с);
12.
Различение букв ы–и с буквами ё о после шипящих в корне слова;
после ц в словах
с буквами ы, и после ц.
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
(14 ч.)
8.

14

13.

Словосочетание
и
предложение.
Связь
слов в словосочетании и
в предложении.

14.

Согласование слов.

15.

Различение глаголов
совершенного
и
несовершенного вида.
Практическое
использование глаголов
в устной и письменной
речи. Словоизменение
глаголов.

Словосочетание и предложение.
Антонимы. Синонимы. Дифференциация
существительных в различных падежных
формах. Составление сложных предложений
по образцу с союзами а, и, но. Использовать
различные части речи, в том числе
существительные,
прилагательные,
местоимения, глаголы и наречия.
Различать
существительные,
уметь
записывать словосочетания и предложения,
соблюдая правило слитного и раздельного
написания не с именами существительными,
правописание
собственных
имен
существительных.
Различать прилагательные полной и краткой
формы.
Записывать словосочетания и предложения,
соблюдая правило слитного и раздельного
написания не с именами прилагательными.
Согласование
слов.
Связь
слов
в
словосочетании и в предложении.
Однозначные и многозначные слова.
Различение глаголов
совершенного и несовершенного вида.
Практическое использование глаголов в
устной и письменной речи. Словоизменение
глаголов. Различать глаголы совершенного и
несовершенного
вида,
возвратные
и
невозвратные, переходные и непереходные,
грамматические
свойства
инфинитива
(неопределенной формы) глагола. Спрягать
глаголы; соблюдать нормы словоизменения
глаголов, постановки ударения в глагольных
формах
(в
рамках
изученного),
правописания
глаголов
(корней
с
чередованием е//и, использования ь как
показателя грамматической формы в
инфинитиве,
в
форме
2-го
лица
единственного
числа,
в
формах
повелительного наклонения глагола; -тся и ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва/-ива-; личных окончаний глагола, гласной
перед суффиксом -л- в формах прошедшего
времени глагола; слитного и раздельного
15

4 ч.

2 ч.

2 ч.

16.

Однозначные
и
многозначные
слова.
Антонимы. Синонимы.

17.

Дифференциация
существительных
в
различных
падежных
формах.

написания не с глаголами).
Различать однозначные и многозначные
слова, понимать переносное значение
изученных слов, подбирать и употреблять
антонимы и синонимы.
Согласовывать подлежащее со сказуемым,
выраженным
глаголом
прошедшего
времени.
Согласовывать
прилагательные
с
существительными.
Употреблять
существительные в различных падежных
формах. Строить простые распространенные
предложения, исключая или минимизируя
смысловые и грамматические ошибки.
Конструировать сложные предложения по
образцу с союзами а, и, но.

2 ч.

2 ч.

Составление сложных
2 ч.
предложений
по
образцу с союзами а, и,
но.
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование,
чтение, письмо) (32 ч.)
19.
Составление связного
6 ч.
Формулировать собственное связное
высказывания (в виде высказывание в виде словесного отчета по
словесного отчета по совершаемому действию с опорой на
совершаемому
ключевые слова.
действию с опорой на
ключевые слова).
20.
Составление связного Устно составлять связный текст
6 ч.
рассказа
повествовательного характера на
повествовательного
заданную тему с соблюдением
характера на заданную орфоэпических норм (по опорному
тему
(по
опорному плану и ключевым словам). Делить
плану
и
ключевым текст на смысловые части, составлять
словам).
план текста по наводящим вопросам (с
опорой на письменный текст).
Определять и формулировать тему и
главную мысль текста с опорой на
ключевые слова.
Находить предложение в тексте,
определяющую главную мысль текста.
18.

21.

Пересказ
повествовательного
текста (объемом
менее 90 слов).

Пересказывать повествовательный текст
объемом не менее 90 слов по плану и
не опорным словам.
16

6 ч.

22.

23.

24.

Диалог на заданную
тему
(в
рамках
изученного материала и
на основе полученных
знаний, объемом не
менее 2 реплик).
Работа с письменным
текстом.
Работа
с
деформированным
текстом.

Поддерживать диалог на заданную тему в
рамках изученного материала и на основе
полученных знаний объемом не менее 2
реплик.

Уметь письменно последовательно
излагать прослушанный текст, сохраняя
смысловую целостность, речевую
связность по ключевым словам и
опорным вопросам.
Деловое письмо (текст Выразительно читать стихотворные и
поздравительной
прозаические тексты с соблюдением
открытки и письма
пройденных в 5 классе орфоэпических
правил.

6 ч.

6ч

2 ч.

7 класс
Общее количество коррекционно-развивающих занятий в год – 68 часов, включая
диагностику.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации и проведения диагностического
обследования— не менее 8 часов.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
Название темы
Краткое содержание урока
Часы
Совершенствование фонетико- фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия,
графика)
(8 ч.)
1,2
Различение смешиваемых
2 ч.
Отрабатывать и контролировать
звуков и букв
правильность
произношения,
(закрепление).
минимизируя недостатки в устной
речи.
3,4
Различение
гласных
в Самостоятельно
различать
и
2 ч.
корне (повторение).
характеризовать
звуки
речи.
Проводить
фонетический
и
орфографический анализ слов.
5,6
Различение
гласных
в Использовать знания по фонетике и
2 ч.
приставках (повторение).
графике,
орфоэпии
в
практике
произношения и правописания (в том
числе нормы правописания ь в формах
глагола повелительного наклонения).
7,8
Практикум по развитию Выразительно читать с соблюдением
2 ч.
произношения и навыков орфоэпических норм, исключая или
чтения.
минимизируя специфические ошибки.
17

Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика.
(10 ч.)
9-12
Словообразование
4 ч.
Различать виды морфем в слове
различных частей речи (в (формообразующие и
рамках
изученного словообразовательные).
программного материала 6 Определять способы
класса).
словообразования (приставочный,
суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный,
сложение, переход из одной части
речи в другую).
13-16
Различение
морфем
в Применять знания по морфемике
4 ч.
слове.
и
словообразованию
при
выполнении различных видов
языкового анализа и в практике
правописания
сложных
и
сложносокращенных
слов.
Различать изученные способы
словообразования слов.
Составлять словообразовательные
пары и словообразовательные
цепочки слов по образцу.
Характеризовать
особенности
словообразования
имен
существительных.
Соблюдать
нормы
произношения,
постановки
ударения
(в
рамках
изученного), словоизменения
имен существительных.
Различать
и
характеризовать
особенности
словообразования
имен прилагательных. Соблюдать
нормы
произношения
имен
прилагательных, нормы ударения (в
рамках изученного).
17-18
Различение букв о – а в Соблюдать
на
письме
2 ч.
корнях
-кос/
-кас. орфографические
правила:
Различение букв е – и в правописания -н- и -нн- в именах
приставках
пре–при. прилагательных, суффиксов -к- и Употребление
в
речи ск- имен прилагательных, сложных
сложных
и
18

сложносокращенных слов

имен прилагательных.
Соблюдать
нормы
правописания
корня с чередованием а//о -кос- \ -кас-,
гласных в приставках пре- и при- и др
Коррекция и развитие лексико- грамматической стороны речи. Морфология.
(16 ч.)
19-22
Согласование имен
4 ч.
Активно использовать различные
прилагательных и глаголов части речи, в том числе числительные
и причастия.
в прошедшем времени с
Употреблять несклоняемые имена
существительными.
существительные. Согласовывать
имена прилагательные и глаголы в
прошедшем времени с
существительными общего рода, с
существительными, имеющими форму
только множественного или только
единственного числа; с
несклоняемыми существительными, со
сложносокращенными словами.
23-26
Различение и употребление Различать качественные,
4 ч.
качественных,
относительные и притяжательные
относительных
и имена прилагательные, степени
притяжательных
имен сравнения качественных имен
прилагательных.
прилагательных.
Употребление
Различать и употреблять глаголы в
несклоняемых
имен изъявительном,
условном
и
существительных в речи. повелительном
наклонении;
Различение и употребление различать безличные и личные
глаголов в изъявительном, глаголы.
Согласовывать
условном и повелительном числительные с существительным.
наклонении.
27-28
Различение и употребление Употреблять числительные в разных
2 ч.
числительных в разных падежных формах;
падежных формах.
29-30
Употребление и различение Употреблять причастия настоящего
2 ч.
причастий в речи.
и прошедшего времени,
действительные и страдательные
причастия, полные и краткие формы
страдательных причастий; склонять
причастия. Выстраивать
грамматическую связь между
словами по типу управления с
опорой на образец.
19

Употребление
предлогов Употреблять предлоги как средства
2 ч.
как средства связи между связи между словами;
словами.
Изменять грамматическую форму
слов в зависимости от ее значения в
составе словосочетания и
предложения, при необходимости
использовать алгоритм правила.
33-34
Понимание и
Распознавать часто употребляемые
2 ч.
использование в речи
в речи фразеологизмы, правильно
фразеологизмов.
понимать
их
значение
и
употреблять в речевой практике.
Применять знания по синтаксису и
пунктуации (в том числе постановка
знаков препинания в предложениях с
причастным оборотом.
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование,
чтение, письмо)
(34 ч.)
35-40
6 ч.
Работа с текстом (деление
Формулировать собственное связное
текста на абзацы на основе высказывание при объяснении выбора
выделения его смысловых
ответа с опорой на образец (с опорой
частей, определение и
на письменный текст).
формулирование темы и
микротем).
41-46
6 ч.
Составление связного
Устно составлять связный текст
повествовательного
повествовательного и описательного
рассказа на заданную тему
характера на заданную тему с
(по предварительно
соблюдением орфоэпических норм
составленному плану).
(по предварительно составленному
плану).
47-52
Разделять текст на абзацы на
6 ч.
Работа с
основе выделения его смысловых
деформированным
частей, уметь определять их
текстом. Составление
количество;
Определять
и
связного описательного
формулировать тему и микротемы
рассказа на заданную
текста с помощью педагога.
тему (по
предварительно
составленному плану).
53-58
Пересказ
6 ч.
Пересказывать повествовательные и
повествовательного текста. описательные тексты объемом не
Пересказ описательного
менее 100 слов с опорой на
текста (объемом не менее
предварительно составленный план.
100 слов, с опорой на
Уметь письменно последовательно
предварительно
31-32

20

составленный план).

59-64

65-68

Пересказ текста с
использованием приемов
сжатия (сокращение текста
из 4 предложений до 2).
Диалог на заданную тему (в
рамках изученного
материала и на основе
полученных знаний,
объемом не менее 3
реплик).
Деловое письмо (текст
объявления).

излагать прослушанный текст,
сохраняя смысловую целостность,
речевую
связность
по
предварительно
Пересказывать повествовательные и
описательные тексты объемом не
менее 100 слов с опорой на
предварительно составленный план.

Уметь письменно последовательно
излагать прослушанный текст,
сохраняя смысловую целостность,
речевую
связность
по
предварительно

21

6 ч.

4 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».