Индивидуальные и групповые коррекционные занятия общей и предметной направленности 2 класс (вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от 31 августа 2023 г.

.

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
общей и предметной направленности»
для обучающихся 2 класса АООП НОО
(вариант 7.2)

г. Серов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» разработана для
обучающихся по АООП НОО. Данный курс включен в коррекционно-развивающую
область и разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ и является приложением
к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат».
На изучение курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» во 2 классе отводится 3 часа в
неделю: 102 часа в год (34 учебные недели).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» для обучающихся
ориентирована на дополнительные занятия по учебным предметам русский язык,
математика и литературное чтение.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерных адаптированных
программ начального образования ФГОС, авторской программы по чтению Климановой
Л.Ф, Горецкого В.Г. и др. (УМК «Школа России), авторской программы по «Математике»
(М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова), авторской программы по русскому языку
Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК «Школа России), концепции системы «Школы
России».
Ведущие принципы реализации программы - принципы деятельности,
комфортности и непрерывности.
Цель программы: обеспечение системного подхода к обеспечению условий для
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования.
Задачи:
1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.
2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
3. Математическое развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения
учебных и практических задач, продолжения образования;
4.развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
В программе рассчитано закрепление следующих предметов поочередно: 1 час –
литературное чтение, 1 час – русский язык, 1 час – математика.
Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития
обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в
начале, в течение и в конце учебного года. Темы коррекционно-развивающих занятий
соответствуют тематике уроков математики, русского языка, литературного чтения, что
2

позволяет способствовать своевременной коррекции, уточнению и развитию формируемых
на уроке знаний, умений и навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с
небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и
преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через
формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Обучающиеся с ОВЗ отличаются:
• наглядно – образным мышлением;
• неустойчивым вниманием;
• слабой памятью (объём памяти 3 – 4 единицы);
• слабой саморегуляцией;
• низким развитием речи;
• неумением выделять существенные признаки, классифицировать, обобщать.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько
успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно
значимых компетенций:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
•осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.
Для реализации данной программы используются следующие формы и методы
работы:
•задания по степени нарастания трудности;
•поэтапная помощь учителя на всех этапах урока;
•дифференцированные задания на уроке;
•упражнения на развитие памяти, внимания;
•смена видов деятельности;
•познавательные вопросы;
•групповая и индивидуальная работа на уроке (систематическое повторение ранее
изученного материала, классификация ошибок, допущенных каждым учащимся в разных
видах работ, учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка);
• элементы проблемного обучения;
•игровая деятельность;
•наглядные материалы, опорные схемы, таблицы, работа по алгоритму;
•опорные схемы, конспекты, таблицы;
•технологические карты;
3

•ИКТ;
•организация самостоятельной работы вне класса (выдача обучающимся
рекомендаций о ходе выполнения домашней работы с учётом повторения пройденного
материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы,
вызывающих обычно наибольшие затруднения; четкий инструктаж учащихся о порядке
выполнения домашних работ);
•положительный настрой на получение знаний.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном
обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших
школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество
подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой
первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется
не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка
на понятийном уровне, доступном детям с ЗПР.
Для реализации поставленных задач в программу вводится раздел «Уточнение и
повторение изученного материала». Цель раздела – привести в систему те неполные и
неточные знания и навыки, которые получены учащимися в период обучения грамоте.
Необходимость введения данного раздела продиктована особенностями развития детей с
ограниченными возможностями здоровья. Работа над звуком, словом, предложение
ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом
возрастных особенностей младших школьников с ЗПР, а также способствует усвоению
ими норм русского языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и
письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует
навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки
младшего школьника. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность
изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы. Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное
литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием
способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по
своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует
его личность.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен
арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу
начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех
арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их
свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов
устных и письменных вычислений.
4

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их
измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных
представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и
некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов математической пропедевтики позволяет повысить
уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления
учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
По русскому языку
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать
выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить
закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
- Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное.
По литературному чтению
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
5

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- овладение навыками осмысленного чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне
овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по
аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
По математике
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
6

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные УУД:
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема
Числа от 1 до 20.
Тема «Речь»
Устное народное творчество.
Решение примеров и задач.
Текст.
Русские народные сказки.
Чтение, запись и нахождение числовых выражений.
Предложение.
Русские народные сказки.
Сложение и вычитание вида 35+5,35-5,35-30.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Русские народные сказки.
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Связь слов в предложении.
Стихи русских поэтов.
Задачи, обратные данной.
лексическое значение слова.
Рассказы русских писателей.
Сумма и разность отрезков.
однозначные и многозначные слова.
Рассказы русских писателей.
7

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Синонимы.
Рассказы русских писателей.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Антонимы.
Рассказы русских писателей.
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
Синонимы и антонимы.
Стихи русских поэтов.
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
Родственные слова.
Стихи русских поэтов.
Решение задач.
Родственные слова.
Стихи русских поэтов.
Порядок выполнения действий.
Однокоренные слова.
Стихи русских поэтов.
Порядок выполнения действий.
Однокоренные слова.
Короткие рассказы.
Сравнение числовых выражений.
Перенос слова.
Короткие рассказы.
Сравнение числовых выражений.
Перенос слова.
Короткие рассказы.
Свойства сложения.
Перенос слова.
Короткие рассказы.
Свойства сложения.
Звуки и буквы.
Короткие рассказы.
Свойства сложения.
Звуки и буквы.
Рассказы.
Единицы времени и длины.
Звуки и буквы.
Рассказы.
Устных приёмов вычислений
Алфавит.
Рассказы.
8

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Приёмы вычислений вида 36+2,36+20..
Заглавная буква.
Басни.
Приёмы вычислений вида 26+4.
Безударный гласным звуком в корне
Басни.
Приёмы вычислений вида 30-7.
Безударный гласным звуком в корне
Рассказы Л.Н. Толстого.
Приёмы вычислений вида 60-24.
Непроверяемые безударные гласные звуки в корне.
Рассказы К.Д. Ушинского.
Решение задач.
Непроверяемые безударные гласные звуки в корне.
Приёмы вычислений вида 26+7.
Согласные звуки.
Рассказы советских писателей.
Приёмы вычислений вида 35-7.
Слова с удвоенными согласными.
Рассказы советских писателей.
Буквенные выражения.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.
Рассказы о животных.
Буквенные выражения.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.
Рассказы о животных.
Уравнение.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.
Рассказы о животных.
Уравнение.
Мягкий знак в конце и середине слова.
Рассказы о животных.
Проверка сложения.
Мягкий знак в конце и середине слова.
Рассказы о животных.
Проверка вычитания.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Рассказы о животных.
Решение задач.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».