МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
_____А. А. Колганов
Приказ № 47-од от 31.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Смысловое чтение»
для обучающихся 2-3 классов по АООП НОО
(вариант 7.2)
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной
программе начального общего образования. В основу курса положены авторские
программы и методики Соколовой Т. Н., Асмолова А. Г., Беденко М. В., Криволаповой
Н. А. «Школа развития речи». Программа ориентирована на развитие навыков работы с
текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Программа
«Смысловое чтение» позволяет показать обучающимся начальной школы, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.
Программа «Смысловое чтение» направлена на обучение учеников критическому
аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в
устной, так и в письменной форме.
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности реализуется через:
• организацию проблемно – ценностного общения, направленного на развитие
коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей;
• организацию познавательной деятельности, направленной на передачу
обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира;
• воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно –
нравственное развитие.
Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными
стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая
включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и
интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.
Задачи программы:
• Обучающие:
расширение
и
углубление
программного
материала;
совершенствование навыков анализа различных фактов языка; пробуждение
потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей
речью; коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений,
способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса,
совершенствованию грамматического строя речи и др.
• Воспитательные: воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
воспитание чувства патриотизма; повышение общей языковой культуры учащихся;
выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у
слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
• Развивающие: развитие интереса к языку как учебному предмету; общего
языкового развития младших школьников; развитие творческих способностей и
психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли,
ответственности, самостоятельности.
2
Основная отличительная особенность программы состоит в том, что читательская
грамотность рассматривается, как способность человека понимать (смысловое чтение)
и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности и участвовать в социальной
жизни.
Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность:
• использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,
скороговорок;
• использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование
культуры общения.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся,
выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Срок реализации программы – 4 года
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы
34 часа в год (1 час в неделю).
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других
форм: работа с научно – популярным текстом, викторина, просмотр видеофильмов,
практическая работа, творческая работа, инсценирование, библиотечный урок, КВН,
путешествие по страницам книг, литературная игра, читательская конференция, беседа
- рассуждение, беседа-дискуссия, устный журнал, урок – кроссворд.
Планируемые результаты учебного предмета
«Смысловое чтение»
Результаты
освоения курса
Личностные
2 класс
3 класс
Будут
сформированы:
умение
осознавать
через
чтение
художественных
произведений
основные
ценности
взаимоотношений
в
семье;
способность испытывать чувство
гордости при чтении произведений
писателей, поэтов, озвучивать свои
чувства в высказываниях при работе
с
художественными
произведениями:
умение
осознавать
свою
принадлежность к определённому
этносу;
высказывать
уважительное
отношение к другим народам;
- умение проявлять позитивные
чувства
по
отношению
к
произведениям родных писателей и
поэтов, подбирать схожие по
Будут
сформированы:
понимание
того,
что
отношение
к
Родине
начинается с отношений к
семье,
умение
находить
подтверждение
этому
в
читаемых
текстах,
пословицах и поговорках;
умение
называть
произведения, фамилии и
имена
писателей/поэтов,
пишущих о своей Родине, в
том числе и зарубежных;
умение предлагать формы и
варианты проявления своих
чувств по отношению к
Родине;
способность
делиться чувствами, в том
числе и негативными в
корректной форме, искать
3
тематике
и
нравственной
проблематике произведения других
народов;
- проявлять чувство уважения к
авторам других народностей;
- умение допускать существование
других точек зрения;
- выслушивать собеседника;
- не перебивать;
- высказывать свою точку зрения;
- умение проявлять интерес к
изучению
творчества
авторов,
называть
любимых
авторов,
обосновывать свой выбор;
- умение пользоваться формами
самооценки
и
взаимооценки;
понимание,
что
значит
быть
самостоятельным
и
несамостоятельным при выполнении
каких-либо заданий на уроках и
дома; умение приводить примеры
ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельно
го поведения героя литературного
произведения; способность замечать
красоту
поэтического
слова,
указывать на образные слова и
выражения, которые использованы
автором
для
создания
художественного
образа; умение фиксировать свои
чувства и эмоции, связанные с
чтением поэтических текстов и
текстов-описаний;
умение
различать
моральнонравственные нормы, соотносить их с
поступками литературных героев,
доказывать соответствие; умение
проявлять доброжелательность
по отношению к другим при работе в
группе, уметь слушать других,
высказывать собственное мнение без
агрессии и раздражения. Получат
возможность для собеседника,
не
перебивать, высказывать свою точку
зрения; умение проявлять интерес к
изучению
творчества
авторов,
называть
любимых
авторов,
обосновывать свой выбор; умение
причины своих негативных
чувств, объяснять, почему-то
или
иное
высказывание
собеседника
вызывает
раздражение или агрессию,
предлагать способы выхода
из конфликтных ситуаций;
умение
пользоваться
разнообразными
формами
самооценивания
и
взаимооценивания на уроке,
понимать, что входит в
критерии оценивания той или
иной деятельности на уроке;
способность осознавать, что
свобода всегда связана с
ответственностью за свои
поступки,
что быть
свободным, это значит
выбирать
из многих
альтернатив на основе
морали
и
нравственных принципов;
способность
сознательно
расширять
свой
личный
читательский опыт в области
поэзии, осознавая, что поэзия
открывается лишь тому, кто
её чувствует и понимает,
часто к ней обращается;
умение понимать назначение
изобразительновыразительных средств в
литературных произведениях,
в частности сравнений и
эпитетов. Получат
возможность для
формирования способность
осознавать эстетическую
ценность
каждого
изучаемого
произведения;
проявляющуюся
в
оригинальности
и
индивидуальности авторского
мировоззрения, способность
применять
моральнонравственные
4
пользоваться формами самооценки и
взаимооценки; понимание, что значит
быть
самостоятельным
и
несамостоятельным при выполнении
каких-либо заданий на уроках и дома;
умение
приводить
примеры
ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельног
о поведения героя литературного
произведения; способность замечать
красоту
поэтического
слова,
указывать на образные слова и
выражения, которые использованы
автором
для
создания
художественного
образа; умение фиксировать свои
чувства и эмоции, связанные с
чтением поэтических текстов и
текстов-описаний; умение различать
морально-нравственные нормы,
соотносить их с поступками
литературных героев, доказывать
соответствие; умение проявлять
доброжелательность по отношению к
другим при работе в группе, уметь
слушать других, высказывать
собственное мнение без агрессии и
раздражения. Получат возможность
для собеседника,
не перебивать,
высказывать свою точку зрения;
умение
проявлять
интерес
к
изучению
творчества
авторов,
называть
любимых
авторов,
обосновывать свой выбор; умение
пользоваться формами самооценки и
взаимооценки;
понимание,
что
значит быть самостоятельным и
несамостоятельным при выполнении
каких-либо заданий на уроках и
дома; умение приводить примеры
ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельно
го поведения героя литературного
произведения; способность замечать
красоту
поэтического
слова,
указывать на образные слова и
понятия к
реальным
жизненным
ситуациям, соотносить с
вариантом нравственного
выбора, который делает
литературный
герой
какого-либо произведения;
умение строить моральноэтическое
суждение
из 7-8
предложений на основе
моральных понятий и
норм о поступке того или
иного персонажа
произведения; способность
проявлять
доброжелательность по
отношению к одноклассникам
в спорах и дискуссиях. знать
правила ведения дискуссии,
подбирать примеры из
литературных
произведений для
доказательства
продуктивности
бесконфликтного
поведения
для
решения
общих
задач;
умение
применять
в
своих
высказываниях пословицы и
поговорки, отражающие суть
бесконфликтного поведения,
показывать на
их
примерах
эффективность
такой модели поведения;
способность
осознавать
ценность здоровья для своего
будущего, более
успешного
достижения
учебных целей
5
выражения, которые использованы
автором
для
создания
художественного образа; умение
фиксировать свои чувства и эмоции,
связанные с чтением поэтических
текстов и текстов-описаний; умение
различать морально-нравственные
нормы, соотносить их с поступками
литературных героев, доказывать
соответствие; умение проявлять
доброжелательность по отношению
к другим при работе в группе, уметь
слушать
других,
высказывать
собственное мнение без агрессии и
раздражения. Получат возможность
для формирования представление о
существовании других народов и
культур,
называть
наиболее
известные, близкие собственному
опыту и представлениям;
умение проявлять интерес к чтению
в школе и дома, в свободное время
посещать
библиотеку,
готовить
материал к урокам, обращаясь к
разнообразным
источникам
информации;
способность
включаться
в
литературно
творческую деятельность на уроке и
дома по собственному желанию,
осознавать её необходимость для
развития собственных способностей;
знание о том, в чём проявляется
ответственность
и
безответственность
поведения;
умение делать
выводы
о
степени своей ответственности и
самостоятельности;
умение
доказывать
необходимость
использования
тех
или
иных
языковых
средств
для
выразительности, яркости, точности
и
лаконичности
описания;
способность
отслеживать
эстетические
и
нравственные
чувства героев прозы, в том числе
сказки, делать выводы о том, что
идеалы, к которым стремятся герои
литературных произведений – это
идеалы автора, его ценности, к
которым он стремится приобщить
читателя;
умение
предлагать
6
варианты
решения
моральнонравственных
дилемм;
умение
строить
морально-этическое
суждение из 5-6 предложений на
основе моральных понятий и норм о
поступке того или иного персонажа
произведения
Метапредметны
е:
Читать
в
соответствии
с
Регулятивные
целью
чтения;
коллективно
составлять
план
текста,
продумывать возможные этапы
изучения
темы;
коллективно
составлять план для пересказа
литературного
произведения;
контролировать
выполнение
действий в соответствии с планом;
оценивать
результаты
своих
действий по шкале и критериям,
предложенным учителем; оценивать
результаты работы сверстников по
совместно выработанным критериям
Познавательные
Пользоваться
в
практической
деятельности условными знаками и
символами,
используемыми
в
учебнике для передачи информации;
пользоваться приёмами анализа и
синтеза при изучении небольших
литературных
и
научно
познавательных текстов с опорой на
вопросы
учителя;
понимать
переносное
значение
образного
слова, фразы или предложения,
толковать их с помощью приёмов
устного
словесного
рисования;
сравнивать
и
сопоставлять
Читать в соответствии с целью
чтения;
составлять
план
работы по решению учебной
задачи занятия в мини группе
или
паре,
предлагать
совместно с группой (парой)
план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в
паре)
форму
оценивания
результатов,
вырабатывать
совместно с группой (в паре)
критерии
оценивания
результатов; оценивать свои
достижения
и
результаты
сверстников
в
группе
(паре) по выработанным
критериям
и
выбранным
формам оценивания (шкалы,
лесенки,
баллы
и
пр.);
определять
границы
коллективного
знания
и
незнания
по
теме
самостоятельно.
Считывать информацию с
новых, ещё неизвестных схем
и моделей, толковать их
,осознавать их необходимость
для фиксации собственных
знаний
и
умений;
анализировать литературный
текст с опорой на систему
вопросов учителя
7
произведения между собой, называя
общее
и
различное
в
них
(лирические
и
прозаические
произведения,
басню
и
стихотворение,
народную
и
литературную сказку); сравнивать
литературное произведение или
эпизод из него с фрагментом
музыкального
произведения,
репродукцией картины художника, с
пословицей
и
поговоркой
соответствующего
смысл;
анализировать мотив поведения
героя с помощью вопросов учителя;
строить
рассуждение(или
доказательство своей точки зрения)
из 5-6 предложений.
Коммуникативные:
Cтроить
рассуждение
и
доказательство своей
точки
зрения
из
5-6
предложений,
проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
строить диалог в паре или группе,
задавать вопросы на уточнение;
строить связное высказывание по
предложенной теме занятия; не
конфликтовать,
осознавать
конструктивность
диалога,
использовать
вежливые
слова;
аргументировать свою точку зрения
в процессе размышлений над
поступками литературных героев,
оценивать поступок героя, учитывая
его мотив, используя различные
речевые оценочные средства чтения
в соответствии
с
содержанием
и
собственным
интересом
к
чтению;
пользоваться в
читательской
практике приёмами вдумчивого
чтения под руководством учителя
(комментированное чтение, чтение в
диалоге
автор
–
читатель);
выборочного чтения
в
соответствии с задачами чтения и
под руководством учителя читать
целыми словами со скоростью
Cтроить
рассуждение
и
доказательство своей точки
зрения из 7-8 предложений,
проявлять
активность
и
стремление
высказываться,
задавать вопросы; осознавать
цель своего высказывания;
пользоваться элементарными
приёмами
убеждения,
мимикой и жестикуляцией;
строить диалог в паре или
группе, задавать вопросы на
осмысление
нравственной
проблемы; строить связное
высказывание
из
7-8
предложений по выбранной
теме; проявлять терпимость к
альтернативному мнению, не
допускать
агрессивного
поведения,
предлагать
компромиссы,
способы
примирения
в
случае
несогласия с точкой зрения
оппонента;
объяснять
сверстникам
способы
конструктивности
и
продуктивности
бесконфликтной
деятельности;
отбирать
аргументы и факты для
доказательства своей точки
8
чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении
отражать
настроение
автора
читаемого текста; ориентироваться в
рабочей тетради и её элементах;
фиксировать свои читательские
успехи в «Рабочей тетради по
смысловому чтению»; осмыслять
нравственное содержание пословиц,
поговорок,
мудрых
изречений
русского народа, соотносить их
нравственный смысл с изучаемыми
произведениями и реалиями жизни;
читать текст, соблюдая при чтении
орфоэпические и интонационные
нормы чтения; отражая настроение
автора;
пересказывать
текст
подробно на основе коллективно
составленного плана или опорных
слов под руководством учителя;
составлять
собственные
высказывания на основе чтения или
слушания произведений, высказывая
собственное
отношение
к
прочитанному; использовать знания
о рифме, особенностях жанров.
зрения; выстраивать иерархию
нравственных
категорий,
приемлемых
или
неприемлемых
для
оценивания
событий,
описываемых в произведении;
опираться на собственный
нравственный опыт в ходе
доказательства и оценивании
событий
традиций
и
праздников русского народа,
сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовится
к национальным праздникам;
составлять высказывания о
самых ярких и впечатляющих
событиях, происходящих в
дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями и
товарищами по классу; читать
вслух бегло, осознанно, без
искажений,
выразительно,
передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при
чтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями
текста;
рассуждать
о
категориях «добро» и «зло»,
«красиво» и «безобразно»,
употреблять данные понятия и
их смысловые оттенки в своих
оценочных
высказываниях;
предлагать свои варианты
разрешения
конфликтных
ситуаций и нравственных
дилемм
пользоваться
элементарными
приёмами
анализа текста по вопросам
учителя
(учебника).
осуществлять
переход
с
уровня событий восприятия
произведения к пониманию
главной мысли; соотносить
главную мысль произведения
с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого
героя
произведения
9
поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте;
задавать
вопросы
по
прочитанному произведению,
находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из
прочитанного
произведения
для ответа на вопрос или
подтверждения собственного
мнения; делить текст на части;
озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на
составленный
под
руководством учителя план;
пользоваться
тематическим
каталогом
в
школьной
библиотеке; сочинять свои
произведения малых жанров
устного народного творчества
в соответствии с жанровыми
особенностями
и
индивидуальной
задумкой;
писать небольшие по объему
сочинения и изложения о
значимости чтения в жизни
человека, по пословице, по
аналогии
с
прочитанным
текстом – повествованием.
пересказывать
содержание
произведения выборочно и
сжато понимать, позицию
какого героя произведения
поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте.
осмыслять
специфику
народной и литературной
сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения;
различать
народную
и
литературную
сказки,
находить
в
тексте
доказательства различия и
сходства.
Находить
в
произведении
средства
художественной
выразительности (сравнение,
олицетворение).
10
Уровень результатов работы по программе «Смысловое чтение»
1
уровень результатов - приобретение школьниками различных социальных знаний
об устройстве общества, о допустимых и недопустимых формах поведения в
общественных местах, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данные
результаты достигаются через чтение и понимание различных произведений.
2
уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, таким как: семья, человек, природа, мир,
Отечество, культура. Данные результаты достигаются через пересказ прочитанного текста
и высказывания своего отношения к нему.
3
уровень результатов - получение учениками опыта самостоятельного
общественного действия, через различные инсценировки прочитанных произведений,
возможность оказаться на месте главных героев, попытаться почувствовать всё, что
чувствуют они.
Содержание программы учебного курса «Смысловое чтение», 2 класс
№
1
2
3
Раздел
Речь.
Содержание
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать
громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно
разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп
чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и
сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение.
Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства
языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со
словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе
словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном
значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения,
определять основу переноса значения. Умение сконструировать
образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных
учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при
составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
словосочетание Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и
предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое
предложение: исправлять порядок слов или порядок частей,
распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые
слова. Умение интонационно правильно читать (произносить)
предложения разных типов.
11
4
Текст
5
Культура
общения
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание,
повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль
текста.
Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды
планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между
предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение
по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение
загадок.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так
далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой
ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Содержание программы учебного курса «Смысловое чтение», 3 класс
№ Раздел
1
Речь.
2
3
Содержание
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи:
правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация:
сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение
самостоятельно
подготовиться
к
выразительному
чтению
произведения. Умение выразительно прочитать текст после
самостоятельной подготовки.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и
Слово
эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов.
Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в
художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение
устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с
помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные
источники пополнения словаря. Знакомство с элементами
словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых
антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в
тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и Предложение. Умение редактировать простое предложение:
словосочетание исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно
употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать
недостающие слова, распространять предложения.
12
4
Текст
5
Культура
общения
№
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура
текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный
(художественный и научный). Умение определять стилистическую
принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы
текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять
описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и
научном стилях. Умение составлять повествование с элементами
описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и
параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста.
Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная
соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать
вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тема раздела,
занятия
1
«Осенние явления
природы»
2
«Сине-голубые
чудеса»
3
«Сочно, ярок,
сказочно»
4
«Дары природы»
5
«Холодная
вкуснятина»
Украшения леса»
Тематическое планирование, 2 класс
Форма проведения
Часы
занятий
Мир вокруг нас, 15ч.
7
«Трехглазый
помощник»
работа с научнопопулярным текстом,
просмотр видео
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
работа с научнопопулярным текстом
работа с научнопопулярным текстом
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
работа с научнопопулярным текстом
8
«Небесный
указатель»
работа с научнопопулярным
6
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
1ч.
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
текстом
9
«Кошачьи достижения»
работа с научнопопулярным текстом
ЦОР/ОЭР
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
13
10 «Российские
работа с научнодостопримечательности» популярным
текстом
11 Д. Родари «Откуда у слона просмотр видео,
хобот?»
беседа – рассуждение,
выставка
12 М. Шпагин «Дырявое
работа с научношило»
популярным текстом,
творческая работа
13 И. Акимушкин «У какой
работа с научнорыбы обезьяний хвост»
популярным текстом,
устный журнал
14 РНС «Лиса и лапоть»
литературная игры,
выставка
15 ТНС «Три дочери»
викторина, беседадискуссия
Я люблю читать, 13ч.
16 С. Алексеев «Измаил»
просмотр видео,
выставка, работа с
текстом
17 В. Осеева «Долг»
беседа-дискуссия,
выставка, творческая
работа
18 М. Пляцковский «Дневник устный журнал,
кузнечика Кузи»
инсценирование
19 Е. Осетров «Мир старых просмотр видео,
башен»
викторина,
творческая работа
20 Хлебосольный гномик.
работа с научнопопулярным текстом
21 Фотоохота.
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
22 Горный лён.
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
23 Многорукий гномик.
работа с научнопопулярным текстом
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
1ч.
24 Прудовые арбузы.
25 Три новогодних
праздника..
1ч.
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://numi.ru/
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
14
26 Горные
пустыни.
лыжи среди
27 Золотая деревенька
28 Старинный сундук
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
работа с научнопопулярным текстом,
творческая работа
1ч.
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
Читаем и размышляем, 3ч.
беседа – рассуждение 1ч.
29 Собираемся в путь.
30 Сказочник.
Ворчун.
работа с научнопопулярным текстом
Гномик беседа-рассуждение,
инсценирование
31 «Жить, с книгой дружить»
32 Практическая работа
Итого
викторина,
литературная игра
Практическая
работа, 3ч.
практическая работа
2
3
3
«Сочно, ярок, сказочно»
1ч.
4
4
«Дары природы»
1ч.
5
5
«Холодная вкуснятина»
1ч.
6
6
«Украшения леса»
1ч.
7
7
«Трехглазый помощник»
1ч.
8
8
«Небесный указатель»
1ч.
9
9
«Кошачьи достижения»
1ч.
1
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/det
skie/
1ч.
http://schoolcollection.edu.ru
http://prezentacii.com/de
skie/
3ч https://www.uchportal.ru/
34ч.
Поурочное планирование, 2 класс
Тема занятия
Часы Дата
Форма проведения занятия
№
урока
1
«Осенние явления
природы»
2
«Сине-голубые чудеса»
№
http://www.nachalka.com
/http://www.zavuch.info/
1ч.
1ч.
работа с научно-популярным
текстом, просмотр видео
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
15
1ч.
14 14
15 15
16 16
«Российские
достопримечательности»
Д. Родари «Откуда у слона
хобот?»
М. Шпагин «Дырявое
шило»
И. Акимушкин «У какой
рыбы обезьяний хвост»
РНС «Лиса и лапоть»
ТНС «Три дочери»
С. Алексеев «Измаил»
17 17
В. Осеева «Долг»
1ч.
10 10
11 11
12 12
13 13
18 18
19 19
20 20
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
М.
Пляцковский
«Дневник
1ч.
кузнечика Кузи»
Е. Осетров «Мир старых 1ч.
башен»
Хлебосольный гномик.
1ч.
1ч
1ч
просмотр видео, викторина,
творческая работа
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
беседа – рассуждение
беседа-рассуждение,
инсценирование
викторина, литературная игра
практическая работа
1ч
практическая работа
21 21
Фотоохота.
1ч.
22 22
Горный лён.
1ч
23 23
Многорукий гномик.
1ч
24 24
Прудовые арбузы.
25 25
Три новогодних праздника. 1ч
26 26
1ч
27 27
Горные лыжи среди
пустыни.
Золотая деревенька
28 28
Старинный сундук
1ч
29 29
30 30
Собираемся в путь.
1ч
Сказочник. Гномик Ворчун. 1ч
31 31
32 32
«Жить, с книгой дружить»
Практическая работа № 1
«Времена года»
Практическая работа № 2
«Красная книга»
33 33
текстом
работа с научно-популярным
текстом
просмотр видео, беседа –
рассуждение, выставка
работа с научно-популярным
текстом, творческая работа
работа с научно-популярным
текстом, устный журнал
литературная игры, выставка
викторина, беседа-дискуссия
просмотр видео, выставка, работа
с текстом
беседа-дискуссия, выставка,
творческая работа
устный журнал, инсценирование
1ч
1ч
16
34 34
Итоговая практическая
1ч.
работа № 3 «Не загрязняйте
реки!»
практическая работа
Тематическое планирование, 3 класс
№
Тема раздела,
Форма проведения
Часы
занятия
занятий
Значение речи для
нас, 15ч.
1
Какой ты читатель?
путешествие по
1ч.
страницам книг,
викторина, беседа дискуссия
2
Олицетворение в
литературная игра
1ч.
произведениях
3
О чудесах дружбы.
беседа – дискуссия,
1ч.
Считалки и дразнилки инсценирование
4
Школьные рыцари
беседа-рассуждение,
1ч.
инсценирование
ЦОР/ОЭР
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detski
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detski
Как тебя зовут? Наши
фамилии
Учитель-волшебник
беседа-рассуждение,
творческая работа
урок - праздник
1ч.
беседа-дискуссия,
игра
1ч.
8
Трудно ли учиться в
школе?
Устаревшие слова
9
Проба пера
творческая работа
1ч
10
Фразеологизмы в
жизни людей. М.
Ильин
«Воспоминания юнги
Захара Загадкина»
Фразеологизмы в
жизни людей. М.
Дружинина «Самая
верная примета»
Откуда приходят
слова? В. Бианки
«Репортаж
со
стадиона
«Жукамо»
В гости в страну чудес
беседа – рассуждение,
работа с текстом
1ч.
беседа – дискуссия,
работа с текстом
1ч.
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
беседа – рассуждение,
работа с текстом
1ч.
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
библиотечный урок,
игра
1ч.
http://school-collection.edu.ru
5
6
7
11
12
13
1ч.
1ч.
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detski
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://prezentacii.com/detskie/
17
И. Соколов – Микитов просмотр
видео, 1ч.
«Сполохи».
устный
журнал,
викторина
Пословицы.
Сказка литературная игра,
1ч.
«Хитрый Петр».
викторина,
инсценирование
Читаем,
размышляем, 10ч.
История русского
просмотр видео,
1ч.
быта
беседарассуждение
Дары природы
просмотр видео,
1ч.
работа с научно –
популярным текстом
Вкусная красавица
просмотр видео,
1ч.
работа с научно –
популярным текстом,
творческая работа
Забава для детей и
устный журнал,
1ч
взрослых
творческая работа
Удивительное рядом
просмотр видео,
1ч.
работа с научно –
популярным текстом,
творческая работа
Загадочный мир
устный журнал,
1ч.
природы
выставка книг,
викторина
1ч.
Культурное наследие устный журнал,
России
просмотр видео,
беседа - рассуждение
Это любопытно
работа с научно –
1ч
популярным текстом
Живые цветы
просмотр видео,
1ч.
работа с научно –
популярным текстом,
устный журнал
Из жизни интересных библиотечный урок, 1ч.
людей
викторина, выставка
«Преданья старины глубокой…», 6ч.
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
26
Откуда мы родом?
27
Мы - славяне
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
28
Куранты
Московского Кремля
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
читательская
1ч.
конференция
устный журнал,
1ч.
викторина, просмотр
видео
1ч.
работа с научно –
популярным
текстом, викторина,
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
18
просмотр видео
29
История одного
изобретения
31
1ч.
http://www.nachalka.com/http:
//www.zavuch.info/
1ч.
32
Из истории
кроссворда
«Преданья старины
КВН, инсценирование
глубокой…»
Практическая работа, 3ч.
http://school-collection.edu.ru
http://prezentacii.com/detskie/
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
33
Практическая работа
3ч.
№
1
работа с научно –
популярным текстом,
викторина, просмотр
видео
урок - кроссворд
практическая работа
1ч.
Поурочное планирование, 3класс
Тема занятия
Часы Дата
№
урока
1
Какой ты читатель?
2
2
3
3
4
4
5
5
6
7
8
6
7
8
9
10
9
10
11
11
12
12
13
13
1ч.
Олицетворение в
произведениях
О чудесах дружбы. Считалки
и дразнилки
Школьные рыцари
1ч.
Как тебя зовут? Наши
фамилии
Учитель-волшебник
Трудно ли учиться в школе?
Устаревшие слова
1ч.
Проба пера
Фразеологизмы
в
жизни
людей. М.
Ильин «Воспоминания юнги
Захара Загадкина»
Фразеологизмы
в
жизни
людей.
М. Дружинина
«Самая верная примета»
Откуда приходят слова? В.
Бианки «Репортаж со
стадиона «Жукамо»
В гости в страну чудес
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
https://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com
Форма проведения
занятия
путешествие по страницам
книг, викторина, беседа дискуссия
литературная игра
беседа – дискуссия,
инсценирование
беседа-рассуждение,
инсценирование
беседа-рассуждение,
творческая работа
урок - праздник
беседа-дискуссия, игра
беседа – дискуссия, работа с
текстом
творческая работа
беседа – рассуждение, работа
с текстом
1ч.
беседа – дискуссия, работа с
текстом
1ч.
беседа – рассуждение, работа
с текстом
1ч.
библиотечный урок, игра
19
1ч.
16
И. Соколов – Микитов
«Сполохи».
Пословицы. Сказка «Хитрый
Петр».
История русского быта
17
17
Дары природы
1ч.
18
18
Вкусная красавица
1ч.
19
19
Забава для детей и взрослых
1ч
20
20
Удивительное рядом
1ч.
21
21
Загадочный мир природы
1ч.
22
22
Культурное наследие России
1ч.
23
23
Это любопытно
1ч
24
24
Живые цветы
1ч.
25
25
Из жизни интересных людей
1ч.
26
27
26
27
Откуда мы родом?
Мы - славяне
1ч.
1ч.
28
28
Куранты Московского
Кремля
1ч.
29
29
История одного изобретения
1ч
30
31
30
31
1ч.
1ч.
32
32
1ч
практическая работа
33
33
1ч.
практическая работа
34
34
Из истории кроссворда
«Преданья
старины
глубокой…»
Практическая работа №1
«Совушка-умная головушка»
Практическая работа № 2
«Лес
–
природное
сообщество»
Практическая работа № 3
работа с научно –
популярным текстом,
викторина, просмотр видео
урок - кроссворд
КВН, инсценирование
1ч.
практическая работа
14
14
15
15
16
1ч.
1ч.
просмотр видео, устный
журнал, викторина
литературная игра,
викторина, инсценирование
просмотр видео,
беседарассуждение
просмотр видео, работа с
научно – популярным
текстом
просмотр видео, работа с
научно – популярным
текстом, творческая работа
устный журнал, творческая
работа
просмотр видео, работа с
научно – популярным
текстом, творческая работа
устный журнал, выставка
книг, викторина
устный журнал, просмотр
видео, беседа - рассуждение
работа с научно –
популярным текстом
просмотр видео, работа с
научно
–
популярным
текстом, устный журнал
библиотечный урок,
викторина, выставка
читательская конференция
устный журнал, викторина,
просмотр видео
работа
с
научно
–
популярным
текстом,
викторина, просмотр видео
20
«Цирк»
Формы контроля результативности обучения освоения курса:
• самооценка и взаимооценка обучающихся на основе беседы; тренингов; дискуссий;
оценивания с помощью сигнальных знаков; наклеек.
• выполнение практических работ, заданий;
• КВН, викторины, конкурсы, ребусы, шарады;
инсценировки прочитанных
произведений.
• игра;
• сочинения; изменение концовки;
• решение ситуационных задач;
• итоговая практическая работа
Учебно-методическая литература:
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И.
Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская. — М.: Просвещение,2008.
Смысловое чтение. Рабочая тетрадь-тренажёр. М. Беденко. 3 класс. Издательство
«Просвещение», 2022 год. Шейкина С. А. Смысловое чтение. Тренажер для школьников
– М: Планета, 2022г.
и электронные образовательные ресурсы: http:/umk-garmoniya.ru/literat/
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://schoolcollection.edu.ru Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/ http://www.zavuch.info/
21