Чистописание 2 класс (вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А. А. Колганов
Приказ № 47-од от 31 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Чистописание»
для обучающихся 2 класса по АООП НОО
(вариант 7.2)

г. Серов, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по каллиграфии для 2 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе программы О.В. Лысенко «Каллиграфия».
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в
тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у
большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают
формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии
начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое
значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает
много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста.
Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в
выполнении любого задания.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки
письма через различные методы и приёмы.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией
и приёмами работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового
наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на
строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции
строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального образования программа
«Каллиграфия» реализуется с 1 по 2 класс. Программа по каллиграфии рассчитана на
проведение теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34 часа в год для 2-ых классов.
2

III. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Важными ориентирами содержания данной программы являются:
- эмоциональное развитие души;
- раскрытие творческих способностей;
- пространственное видение окружающего мира;
- воспитание воли, терпения, прилежания, аккуратности, ответственности за
- стимуляция речи и мышления;
- приобщение к изобразительному творчеству;
- защита и профилактика от компьютерной зависимости;
- коррекция почерка.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ
определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного
увеличения степени сложности знаков и с учетом возможности проявления учащимися
творческой инициативы и самостоятельности.
Основные положения программы, последовательность разделов и их содержание
остаются для обучаемых всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень
сложности выполнения задания.
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год,
преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Содержание программы учебного курса
1 класс
Развитие мелкой моторики (2ч.)
Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии.
Упражнения для работы над высотой букв (4 ч.)
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и
раскрашивания
По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)
Юный строитель (вертикальная штриховка)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)
Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч.)
С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по
контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)
Сказочный город (все виды штриховок и обводок)
Делай как я (повторение заданных фигур, узора)
Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями
внизу и вверху)
В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с
петелькой)
Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)
Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч.)
В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)
3

Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)
Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р,
П, Т)
А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)
Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)
Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В,
Б)
Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)
Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)
Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (8
ч.)
Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н,
К)
Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение
звуков и букв.
Весёлая азбука
Алфавит.
Упражнение в письме под диктовку.
Списывание с печатного текста.
Письмо под диктовку.
Практические и творческие работы (3 ч.)
Списывание с печатного текста.
Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)
2 класс
Повторяем написание основных элементов букв (10 ч.)
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии.
Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху.
Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и
маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и
большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Отрабатываем написание форм букв по группам (8 ч.)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц,
щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю,
н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.
Пишем правильно соединения букв (11 ч.)
Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог,
ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз,
аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж,
ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют,
юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в
соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения
Подводим итоги (5 ч.)
4

Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под
диктовку букв, соединений, слов, предложений
Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.
Методы и формы оценки результатов освоения программы
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания –
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса
1 класс
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
•
интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;
•
интерес к изучению старославянского языка;
•
познавательный интерес к новым способам письма;
•
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой
деятельности.
•
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
•
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
•
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность
написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию
собственного письма;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;
•
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•
выраженной познавательной мотивации;
•
устойчивого интереса к новым способам познания.
5

Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
•
планировать свои действия;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия.
•
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять познавательную инициативу;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся смогут:
•
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
•
осуществлять
поиск
нужной
информации
для
выполнения
каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
•
высказываться в устной и письменной форме;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
использованию методов и приёмов каллиграфической-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
6

•
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
•
познакомиться с историей появления и развития русского письма,
книжными традициями;
•
расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для каллиграфического творчества, письма;
•
познакомиться с приёмами создания орнамента, написания старославянских
букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;
•
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
•
совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в коллективе;
•
достичь оптимального для каждого уровня развития.



















2 класс
Личностные универсальные учебные действия:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные универсальные учебные действия:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать
тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные
способы штриховки;
7

- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы
соединения букв;
- каллиграфические упражнения
по предупреждению фонетико-графических,
орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст
на основе художественного произведения.

№

1

Тема и основное
содержание
занятия
Ориентирование на
листе бумаги.

Тематическое планирование
2 класс
КолХарактеристика деятельности учащихся
во
часов
1
Повторение правил штриховки. Упражнения для
закрепления правил гигиены письма. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и
творческая деятельность.
1
Упражнения для движения кисти слева направо
наоборот.
Отработка
правильного
наклона,
параллельности штрихов. Штриховка. Проведение
пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки:
ритмирование. Игровая и познавательная деятельность.
1
Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу
вверх.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Графические упражнения. Штриховка.
1
Упражнения для движения пальцев и кисти.
Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Упражнения для развития графомоторных навыков.

2.

Большие и малые
прямые наклонные
линии.

3.

Прямая линия с
закруглением внизу.

4.

Прямая наклонная
линия
с
закруглением
вверху.
Малая и большая 1
прямые наклонные
линии
с
закруглением вверху
и внизу.
Большой
и 1
маленький овалы.

5.

6.

7.

Большие и
полуовалы.

малые 1

Упражнения для движения кисти и предплечья.
Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Формирование
пространственных
отношений.
Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный
мешочек». Игровая и познавательная деятельность.
Упражнения выполняемые движением по часовой
стрелке. Проведение
пальчиковой гимнастики.
Штриховка.
Формирование
пространственных
отношений. Упражнение для разминки: ритмирование.
«Чудесный мешочек». Игровая и познавательная
деятельность.
Упражнения выполняемые движением по часовой
стрелке.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
8

8.

Линия с петлёй 1
вверху и внизу.

9.

Малая и большая 1
пламевидные
прямые.
Петля на линии 1
строки.

10.

11.

Группа букв: и, ш, 1
И, Ш, п, р, т ,г.

12.

Группа букв: л, м, Л, 1
М, я, Я.

13.

Группа букв: у ,ц, щ, 1
ч, Ц, Щ, Ч.

14.

Группа букв: с, С, е, 1
о, О, а, б,д.

15.

Группа букв: ь, ъ, ы 1
,в.

16.

Группа букв: Н, Ю, 1
н, ю, к, К.

17.

Группа букв: В,З, з, 1
э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

18

Группа букв: Ф, Г, 1
У, Т, Б, Р, Д.

19.

Написание
1
соединений ол, ом,
оя, об, од, оф.

Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.
Упражнения выполняемые движением по часовой
стрелке в письме букв с петлями.
Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение
узора по образцу. Упражнение для разминки:
ритмирование. «Чудесный мешочек».
Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для
разминки: ритмирование.
Упражнения для формирования умений определять
высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Графический диктант.
Отработка формы букв по группам. Каллиграфические
упражнения
для
предупреждения
фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на
уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Работа над формой букв. Дорисовывание предмета.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка.Игровая и творческая деятельность.
Анализ формы букв. Проведение пальчиковой
гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук.
Штриховка.
Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися
с готового образца. Проведение пальчиковой
гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой
моторики пальцев рук. Штриховка.
Отработка формы букв по группам в двух вариантах
соединений. Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Упражнения для формирования осанки и
снятия физической нагрузки. Игровая и творческая
деятельность.
Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового
образца. Составление рисунка на заданную тему и
штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.
Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового
образца. Составление рисунка на заданную тему и
штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.
Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового
образца. Составление рисунка на заданную тему и
штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.
Правила соединения букв. Практическая работа.
Отработка плавности и ритмичности письма.
Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Соревнование.
9

20.

Написание
1
соединений ок, он,
оп, ог, ож, оз, ос.

21

Написание
соединений ое, ой,
оц, ош, ощ.
Написание
соединений аг, аж,
аз, аб, ад, ав, ас.
Написание
соединений ие, ий,
ИЦ, ИЩ.
Написание
соединений ел, ем,
ег, еж, ез.
Рациональные
способы соединений
в словах.
Написание
соединений яб, яр,
яв, ят.
Письмо
трудных
соединений юж, юг,
юз, ют, юн.
Написание
соединений ль, мь,
ья,ье.
Написание
заглавных
и
строчных букв.

1

Написание
соединений Оо, Сс,
Ээ.
Работа
по
устранению
графических
недочётов.
Творческая
мастерская
«Волшебная ручка».
Конкурс
по
каллиграфии.

1

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие навыка правильного написания соединений,
букв. Выработка одинаковых равномерных и
пропорциональных расстояний между элементами
букв, между буквами
и словами. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.
Работа над одинаковой высотой букв на строке и на
всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Творческая деятельность.
Работа над формой и соединением букв. Штриховка.
«Физкультминутка для волшебных пальчиков».
Соревнование.
Работа над формой и соединением букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение
«Кулак – ребро – ладонь».
Работа над формой и соединением букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая
работа.
Знакомство с рациональными способами соединений
букв в словах. Штриховка. Проблемные задания.
Работа
над
соединением
букв.
Проведение
пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги.
Штриховка.
Работа
над
соединением
букв.
Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая
работа.
Работа
над
соединением
букв.
Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая
работа.
Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над
соединением
букв.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка.
Практическая
работа.
Конкурс на лучшее оформление первой буквы.
Работа
над
соединением
букв.
Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки»,
«Волны».
Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка.
Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования и штриховки.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования и штриховки.
10

34.

Итоговая работа по 1
каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования и штриховки.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение,
2002
2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
3. Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и
красиво. Академия развития, 2000 г.
5. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.
6. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические
рекомендации для учителя.
7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и
тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой
первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».