МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Художественная гимнастика»
для обучающихся 1-9 классов
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественная гимнастика»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Целью внеурочной программы по гимнастике является углубленное обучение
детей акробатике в доступной для них форме, формирование у учащихся основ здорового
образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении
разнообразных форм занятий посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация цели программы соотносится с решением следующих образовательных
задач, которые осуществляются в трёх направлениях: оздоровительном, образовательном
и воспитательном.
Оздоровительные задачи:
- повышать уровень физического развития и физической подготовленности;
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и
навыков координации движений;
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности
детского организма;
- способствовать комплексному развитию физических качеств.
Образовательные задачи:
- формировать основы знаний в области физической культуры и спорта, в частности по
гимнастике;
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку
при выполнении физических упражнений;
- формировать навыки выполнения отдельных двигательных действий, развивать умение
быстро переходить от выполнения одних движений к другим;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике.
Воспитательные задачи:
- формировать необходимость в здоровом образе жизни;
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности и систематическим
занятиям спортивной акробатикой;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной
деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата,
стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать развитию творческих способностей и творческой самореализации детей,
духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области гимнастики,
настоящая программа в своём содержании направлена на:
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к
сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания, поэтапного его
освоения, перевода знаний в практические навыки и умения, в том числе в
самостоятельной деятельности;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала в конструкции основных компонентов гимнастической деятельности,
особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
2
- усиление оздоровительного эффекта. Достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и гимнастических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Особенность программы
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 33 часа в год в 1-ом
классе, 34 часа во 2-9 классах в год. Гимнастика, благодаря своей доступности и
привлекательности, входит в число преподаваемых дисциплин «Гимнастика с элементами
акробатики» в незначительном объеме.
Материал представлен в соответствии с уровнями образования. Для каждого
уровня выделены цели и задачи, а также приводятся контрольные требования к знаниям,
умениям и двигательной подготовленности. Контроль над освоением учебного материала
проводится в форме тестирования, сдачи контрольных нормативов, участия в
показательных выступлениях.
Гимнастика с элементами акробатики является эффективным средством
разностороннего воздействия на учащихся. В процессе занятий укрепляется здоровье,
развивается координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий,
гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного
аппарата к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие. Свойства:
внимание, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость,
воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям,
чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах.
Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости,
гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию
вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного,
плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне
воздействуют на организм детей. Развивают жизненно важные умения и навыки, которые
необходимы человеку в повседневной жизни.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что она соответствует
социальному заказу на формирование здорового образа жизни, физического развития и
совершенствования современных детей.
В последние годы динамика уровня физического здоровья детей характеризуется
неблагоприятными тенденциями. Причиной этого факта является выраженная
гиподинамия детей в современном обществе. К сожалению, двигательная активность
детей на уроках физической культуры недостаточна, что делает занятия физической
культурой и спортом в сфере внеурочной деятельности просто необходимыми.
Разработка данной программы служит средством коррекции и укрепления здоровья
учащихся, их разностороннего физического развития и совершенствования физической
подготовки. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию
и развитию основных физических качеств в процессе освоения гимнастических
упражнений.
Гимнастика с элементами акробатики – отличное средство пропаганды спорта.
Акробатические упражнения необычайно зрелищны. Их используют в различных
3
показательных выступлениях. Именно благодаря своей зрелищности занятия гимнастикой
стали особенно популярными среди детей школьного возраста.
Новизна, значимость программы.
Новизна программы состоит в том, что в ней большое внимание уделяется
обучению детей не только элементам гимнастики и акробатики, но и формированию
компетенций в области обеспечения безопасной жизнедеятельности, основ анатомии и
травматологии, хореографии.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным
принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ
состояния здоровья и способностей ребёнка, отвечает возрастным особенностям и
индивидуальным потребностям учащихся.
Предметом обучения по программе является
укрепление здоровья,
совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий,
развитие мышления, творчества и самостоятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Результаты освоения программного материала по гимнастике во внеурочной
деятельности оцениваются по трем уровням и представлены предметными, личностными
и метапредметными результатами.
Предметные результаты
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий гимнастикой.
Область познавательной культуры:
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек;
- знания по истории и развитию гимнастики и олимпийского движения.
Область нравственной культуры:
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
гимнастикой.
Область трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять задания по технической и физической
подготовке в полном объеме.
Область эстетической культуры:
- способность организовывать занятия по формированию культуры движений, подбирать
упражнения и режимы нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физической подготовленности.
Область коммуникативной культуры:
- способность формулировать цели и задачи занятий гимнастикой, доступно излагать
знания о гимнастике.
Личностные результаты
4
Личностные результаты проявляются в положительном отношении учащихся к
занятиям гимнастикой, накоплении необходимых знаний, в умении использовать
ценности гимнастики для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Область познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития физической
подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам.
Область нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий.
Область трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям.
Область эстетической культуры:
- правильная осанка, умение её длительно сохранять при разнообразных формах
движения;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
Область коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания материала других образовательных
дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного
процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Область познавательной культуры:
- понимание гимнастики как явления культуры, способствующего развитию целостной
личности человека;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации.
Область нравственной культуры:
- проявление осознанной дисциплинированности, готовность отстаивать собственные
позиции
- отвечать за результаты собственной деятельности.
Область трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности.
Область эстетической культуры:
- восприятие спортивно-оздоровительного мероприятия как культурно-массового
зрелищного мероприятия;
- проявление адекватных норм поведения.
Область коммуникативной культуры:
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
5
Учащийся должен:
Знать/понимать:
– основные виды гимнастики;
– терминологию и основы знаний по спортивной акробатике;
– форму организации и проведения соревнований по спортивной акробатике, правила
проведения соревнований;
– значение акробатики как вида спорта в повседневной жизни.
Уметь:
– выполнять простые и сложные акробатические элементы;
- выполнять строевые команды и упражнения, направленные на повышение уровня общей
физической подготовки;
– выполнять упражнения, направленные на повышение уровня специальной физической
подготовки и на развитие физических качеств;
– выполнять упражнения групповой акробатики, сотрудничать и взаимодействовать в
парах и тройках;
- выполнять готовые акробатические этюды и составлять их самостоятельно, реализуя тем
самым свой творческий потенциал;
- свободно чувствовать себя во время выступления на сцене, акробатической дорожке, не
зависимо от количества зрителей, качества покрытия и освещения.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
Тема занятия
Инструктаж по ТБ.
Строевые упражнения.
Содержание
Введение в предмет.
Построение в шеренги и колонны; выполнение
строевых команд; передвижение в сцеплении;
перестроение из одной шеренги в несколько по
ориентирам; соблюдение интервала друг между
другом
Общеразвивающие
Основные движения прямыми и согнутыми
упражнения.
руками и ногами; основные движения туловищем
и головой; полуприседание, упор присев, стоя на
коленях,
положение
лежа;
комплексы
общеразвивающих упражнений.
Упражнения
для Комплексы упражнений для мышц спины и
развития
мышечной живота; образные, игровые и двигательные
силы и гибкости.
действия: «сильные и мягкие руки»; «сильные и
мягкие ноги»; «пружинка»; «часики», «столик»;
«бабочка»; «куколка» «кузнечик»; «корзиночка.
Акробатические
Группировка; из упора присев перекаты назад и
упражнения.
вперед (в группировке) – «Ванька-встанька»;
перекаты в положении лежа – «бревнышко»;
Колво
часов
1
1
1
1
1
6
6
Игры
и
упражнения.
7
Специальные виды бега
и ходьбы.
8
Танцевальные шаги.
9
Упражнения
на
расслабление мышц и
дыхание, на укрепление
осанки.
10
Упражнения
на
выполнения прыжков.
11
Упражнения
на
выполнения
равновесия.
Упражнения волны и
взмахи.
Повороты и вращения.
12
13
игровые
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Упражнения
скакалкой.
15
Упражнения с обручем.
16
Упражнения
1
классификационной
программы.
Упражнения
для
1
показательных
выступлений.
Упражнения ритмики.
Хлопки в такт музыки; ритмичная ходьба в 1
различном темпе: среднем, медленном, быстром;
ходьба с переходом на бег; различные
комбинации упражнений с изменением темпа
17
18
со
стойка на лопатках – «березка» с помощью
преподавателя; мост из положения лежа с
помощью
преподавателя;
комбинации
акробатических
упражнений
в
образно
двигательных действиях.
Веселая бабочка»; «Поезд»; «Кто быстрее попадет
в домик»; «Веселые воробышки»; «Резвые
мышата»; «Совушка».
Мягкий бег; бег с высоким подниманием ног
вперед; шаг с носка, на носках, пятках; шаги в
приседе - «гусиная» ходьба.
Шаг галопа в сторону; приставной шаг в сторону;
мягкий шаг; комбинации из танцевальных шагов.
Свободное опускание рук вниз, потряхивание
кистями рук; напряженное и расслабленное
положения рук, ног; расслабление рук с выдохом;
упражнения на осанку, стоя спиной к опоре;
имитационные, образные упражнения.
Прыжок выпрямившись; прыжки на правой, на
левой и с чередованием ног; прыжок открытый;
прыжки в приседе – «мячики»; сочетание шагов и
прыжков.
Стойка на носках руки на поясе; равновесие в
стойке на одной ноге другая согнута носок к
колену – «журавлик» на всей стопе.
Волны руками вертикальные одновременные;
волна туловищем вперед у опоры; взмах руками.
Переступанием на 90º и 180º; скрестные на
90º;одноименные на 90º - «пассе»
Качания, махи; круги скакалкой; вращение
скакалки; прыжки через скакалку, вращая ее
вперед.
Махи и круги обручем в различных плоскостях;
качания обруча; вращения обруча на полу;
вращения обруча на кисти.
Элементы и связки без предмета с элементами
акробатики; элементы и связки со скакалкой;
элементы и связки с обручем.
С элементами акробатики «Теремок»; с
элементами танцев «Солнечный зайчик».
1
1
7
19
20
21
22
музыки.
Упражнение «Хлопай-топай»; упражнение «Тихо- 1
и громко»; игра «Дети и медведь»; игра
«Считалочка».
Кувырок вперед, стойка на лопатках. Мост.
1
Музыкальноритмические игры
упражнения.
Акробатические
упражнения.
Акробатические
упражнения.
Растяжка (упражнения
на гибкость).
23
Комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений осанки.
24
Игры
на
развитие
пластики «Я маг –
волшебник».
25
Подвижные
«Третий
«Удочка».
26
Закрепление элементов
танцевальных
движений
под
музыкальное
сопровождение.
Развитие гибкости.
Закрепление прыжков
через скакалку, хвата
скакалки. Разучивание
вращений скакалки в
разных плоскостях.
27
игры
лишний»,
Акробатические
кувырки.
Акробатические
комбинации.
Воспитание
гибкости
позвоночника,
тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставов с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лежа), у опоры, в движении.
Комплекс Упражнений для профилактики
плоскостопия;
Комплекс
спецальных
дыхательных
упражнений;
Комплекс
ритмической гимнастики по сказке «Буратин»,
Самомассаж рук. Комплексы для профилактики
нарушений зрения.
Я маг - волшебник, (Сел «по-турецки») Вперед
наклонюсь (В седе «по-турецки» наклон с опорой
руками о пол. Меня не видно станет, а захочу я в
льва превращусь (Сед на пятках, руки согнуты
вперед) Или акробата, (Группировки седе на
пятках).
Дети стоят по кругу. В центре круга –
воспитатель. Он держит в руках веревку.
Воспитатель вращает веревку по кругу над самой
землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь,
чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно
воспитатель показывает и объясняет детям, как
надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и
подобрать ноги.
Упражнения и прыжки по диагонали, прыжки на
середине зала.
1
1
1
1
1
1
Исходное положение для занятий на скакалке — 1
ровная прямая спина, ноги вместе, локти прижаты
к телу. Скакалку держать на уровне бедер или
пояса, ладони направлены к телу. В таком
положении нагрузка будет распределяться
8
28
29
30
31
32
33
правильно и равномерно. Руки должны быть
неподвижными, слегка согнутыми в локтях.
Скакалку надо вращать кистями и предплечьями
рук, плечи не должны двигаться. Приземление во
время прыжков должно быть на слегка согнутые
ноги, мягко и исключительно на подушечки стоп,
пятки не должны касаться пола (это может
увеличить нагрузку на сухожилия ног и спины).
Не нужно выпрыгивать высоко, оптимальная
высота прыжка 2-4 см.
Выполнение изученных Обращать внимание учащихся на правильном
комбинаций
с выполнении элементов. Элементы выполняются
предметами
под вместе с учителем, соблюдать синхронность и
музыкальное
ритмичность. Обратить внимание учащихся на
сопровождение.
совместное выполнение элементов в правую и
левую стороны. Соблюдать единый темп и ритм
выполнения элементов. Исправлять ошибки.
Добиваться точного и синхронного выполнения
Шпагат:
Положение тела, при котором расставленные в
противоположных направлениях ноги находятся
на одной линии, а внутренние линии бёдер
образуют угол в 180 градусов. Указывается нога,
находящаяся
спереди,
туловище
прямо,
разрешается опора на руку (руки).
Мост.
Лежа на спине сильно согнуть ноги, и развести их
(на уровне стопы), носки развернуты наружу,
руками опереться у плеч (пальцами к плечам).
Выпрямляя одновременно руки и ноги прогнуться
и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги
наклоняя голову вперед, медленно опуститься на
спину в исходное положение.
Складка.
Сед ноги вместе (врозь) ноги прямые,
максимально наклонить туловище вперед так,
чтобы грудная клетка касалась колен вплотную, и
удерживать это положение в течение 3 секунд.
Ласточка.
Исходное положение основная стойка, из
исходного положения переместить вес тела на
опорную ногу (правую, левую) другую ногу
поставить назад на носок руки в стороны, с этого
положения максимально поднять ногу назад на 90
градусов, спина прямая. И удерживать равновесие
5 секунд.
Акробатические
Полушпагат – сед на пятке правой (левой), а
упражнения.
вторая нога отводится назад и полностью
выпрямляется. Кувырок - вращательное движение
1
1
1
1
1
1
9
34
Подготовка
комбинаций
показательным
выступлениям.
Развитие
выносливости.
тела с последовательным касанием опоры и
переворачивания через голову.
Урок посвящён технике соревновательных 1
к упражнений в акробатике. В ходе урока
школьники
познакомятся
с
техникой
акробатических комбинаций и комбинациями.
2 класс
№
п.п.
Тема занятия
1
Общие сведения
гимнастике.
2
Оздоровительная
гимнастика.
Гимнастика
предметами,
акробатика.
Гимнастика
предметами
акробатика.
Оздоровительная
гимнастика
гимнастика
партнером.
Оздоровительная
гимнастика
гимнастика
партнером.
Гимнастика
предметами,
акробатика.
Акробатика.
3
4
5
6
7
9
Гимнастика
предметами,
акробатика.
Акробатика.
10
Оздоровительная
8
Содержание
Колво
часов
о Общие правила техники безопасности на 1
занятиях. Определение режима и работы занятий.
Здоровье и его составляющие. Ориентация в
пространстве.
Упражнения с гимнастической палкой в парах. 1
Комплекс упражнений на мышцы живота. Игра
с зайцы на снегоходах.
с Комплекс упражнений со скакалкой. Мост из 1
положения лежа. Упражнения в лазании на
гимнастической стенке.
Комплекс упражнений на мышцы спины. Базовые 1
и элементы акробатики. Игра цапля и лягушки.
с
Комплекс упражнений на мышцы рук. Базовые 1
и элементы акробатики. Горелки.
с
с Упражнения с мячом в парах. Кувырок вперед.
1
Кувырок вперед. Стойка на лопатках. Из стойки 1
на лопатках, согнув ноги, перекат в упор присев.
с Комплекс упражнений со скакалкой. Мост из 1
положения лежа. Игра «Попрыгунчик воробей».
Кувырок вперед. Стойка на лопатках. Из стойки 1
на лопатках, согнув ноги, перекат в упор присев.
Упражнения комплекса: «Каша кипит», « Насос», 1
10
гимнастика.
11
12
Оздоровительная
гимнастика
гимнастика
партнером.
Гимнастика
предметами.
13
14
Акробатика.
Гимнастика
предметами.
15
Оздоровительная
гимнастика
гимнастика
партнером.
Гимнастика
предметами,
акробатика.
Оздоровительная
гимнастика
гимнастика
партнером.
Акробатика.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Гимнастика
предметами.
Оздоровительная
гимнастика
гимнастика
партнером.
Акробатика.
Гимнастика
предметами.
Акробатика.
Оздоровительная
гимнастика.
«Вырастим большими», « Игра с мячом», « На
турнике», « Косец», « Лягушка».
Комплекс упражнений на мышцы ног. Комплекс 1
и упражнений
на
мышцы
рук.
Комплекс
с упражнений с партнером.
с Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической 1
палки, комплекс упражнений с палкой,
направленный на профилактику плоскостопия.
Прыжки через скакалку различными способами:
на
двух
ногах,
поочерёдно.
Комплекс
общеразвивающих упражнений со скакалкой.
Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс
упражнений с обручем.
Кувырок вперед, стойка на лопатках. Игры.
1
с Упражнения с гимнастической палкой. Комплекс 1
упражнений со скакалкой. Белые медведи.
Виды акробатика? Партерная гимнастика. 1
и Ориентация в пространстве. Дыхание и способы
с его восстановления. Как измерить пульс? Игры.
с Элементы акробатики: мост, упражнения в 1
лазании на гимнастической стенке. Комплекс
упражнений со скакалкой.
Комплекс упражнений на мышцы рук. Комплекс 1
и упражнений на мышцы ног. Угадайка.
с
Кувырок вперед, стойка на лопатках согнув ноги; 1
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат
вперед в упор присев; кувырок в сторону.
с Круговая тренировка. Упражнения с мячом в 1
парах. Игра попрыгунчик воробей.
Базовые
элементы
акробатики.
Комплекс 1
и упражнений на мышцы рук. Игры.
с
Группировка; перекат в группировке; кувырки; 1
перевороты.
с Упр. с обручами. Упр. с мячами. Игры.
1
Стойки «лягушка»; «мостик
1
Приставной шаг; переменный (русский) шаг, 1
высокий шаг; мягкий шаг. Игры.
11
25
26
27
28
29
30
31
32
Гимнастика
предметами.
Акробатика.
с Упражнения волна; махи ногами; наклоны; 1
упражнения, развивающие мышцы живота.
Упражнения «мостик»;- шпагаты;- равновесия - 1
группировка;- перекат в группировке;- кувырки;перевороты.
Упр. на силу;- упр. на гибкость. Игры
1
Оздоровительная
гимнастика.
Гимнастика
с
предметами.
Упражнения
на
развитие статического
и
динамического
равновесия.
«Колесо»
ознакомление.
Упражнения волна;- махи ногами;- наклоны;- упр.
развивающие мышцы живота.
Упражнения выполняются, стоя на носках с
различными положениями рук, стойка «цапля»
(усложнение - введение ограничения площади
опоры).
Рассказ! Не стоит приступать к выполнению
колеса без подготовки, разогрева мышц,
растяжки. Специфика растяжки описана в
упражнениях выше. К ним можно добавить
наклоны вперед и назад, они координируют
движение, концентрируют внимание ребенка. Не
лишним будет стойка в березке, качание пресса,
отжимания, планка. Колесо крутят при
полностью окрепшем мышечном каркасе.
«Колесо» - техника Для выполнения колеса нужно стать на пол.
выполнения.
Широко расставить ножки. Разгоняться ребенок
должен с широко расставленными руками.
Максимум два, три шага. Одну руку нужно
опустить на пол, желательно правую. С левой
руки и ноги выполняется мах. Такое движение
подталкивает тело к перевороту. Правой рукой
делаем перемещение на левую. На несколько
секунд ребенок становится в стойку. Затем
меняется наклон, ребенок становится сначала на
левую ногу, за ней приставляет правую,
выравнивает корпус.
Колесо» закрепление.
Для выполнения колеса нужно стать на пол.
Широко расставить ножки. Разгоняться ребенок
должен с широко расставленными руками.
Максимум два, три шага. Одну руку нужно
опустить на пол, желательно правую. С левой
руки и ноги выполняется мах. Такое движение
подталкивает тело к перевороту. Правой рукой
делаем перемещение на левую. На несколько
секунд ребенок становится в стойку. Затем
меняется наклон, ребенок становится сначала на
левую ногу, за ней приставляет правую,
1
1
1
1
1
12
33
Акробатические
упражнения.
34
Подготовка
комбинаций
показательным
выступлениям.
Развитие
выносливости.
выравнивает корпус
Полушпагат – сед на пятке правой (левой), а 1
вторая нога отводится назад и полностью
выпрямляется. Кувырок - вращательное движение
тела с последовательным касанием опоры и
переворачивания через голову.
Урок посвящён технике соревновательных 1
к упражнений в акробатике. В ходе урока
школьники
познакомятся
с
техникой
акробатических комбинаций и комбинациями.
3 класс
№
п.п.
1
2
Тема занятия
Общие сведения о
гимнастике.
Упражнения
на
развитие
гибкости.
Тестовые упражнения
по оценке гибкости и
подвижности плечевого
сустава.
3
Упражнения
на
развитие
гибкости.
Наклоны туловища.
4
Упражнения
на
развитие
гибкости.
Выпады в стороны и
вперед.
Содержание
Колво
часов
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила 1
подбора и хранения инвентаря.
Испытуемый, взявшись за концы гимнастической 1
палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук
назад. Подвижность плечевого сустава оценивают
по расстоянию между кистями рук при выкруте:
чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого
сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее
расстояние между кистями рук сравнивается с
шириной
плечевого
пояса
испытуемого.
Активное отведение прямых рук вверх из
положения лежа на груди, руки вперед.
Измеряется наибольшее расстояние от пола до
кончиков пальцев.
Ноги расставлены на ширине плеч, руки 1
находятся на поясе либо одна на поясе, а вторая
заведена за голову. Плечи расправлены, бедра
зафиксированы, поясница не прогибается.
Наклонитесь
вправо,
выполните
10-15
повторений.
Наклон
осуществляется
с
напряженным прессом.
Верхняя часть тела в вертикальном положении: 1
спина прямая, лопатки сведены, живот подтянут,
плечи опущены. Взгляд направлен вперед.
Передняя и задняя нога должны быть согнуты
так, чтобы бедра и голени образовывали прямой
угол. Также прямой угол должен быть между
13
5
Упражнения
на
развитие
гибкости.
Полушпагат.
6
Упражнения
на
развитие
гибкости.
Шпагат.
7
Упражнения
на
развитие
гибкости.
Упражнения на месте в
различных
исходных
положениях: стоя, сидя.
8
Акробатические
упражнения.
9
Хореографическая
подготовка.
10
Работа с предметами.
11
Музыкальносценические
музыкальнохореографические
и
вашим корпусом и бедром передней ноги. Бедро
передней ноги в выпаде должно быть
параллельно полу, колено не выходит за носок.
Колено задней ноги находится в нескольких
сантиметрах от пола, но не касается его. Шаг
вперед при выпаде должен быть достаточно
широким и амплитудным. Выпады с узким шагом
дает большую нагрузку на квадрицепс, выпады с
широким шагом – на ягодицы.
Подготовительные упражнения взмахи ногами
вперед, назад и в сторону у гимнастической
стенки или другие упражнения на растягивание
мышц задней поверхности бедра.
Положение тела, при котором расставленные в
противоположных направлениях ноги находятся
на одной линии, а внутренние линии бёдер
образуют угол в 180 градусов. Указывается нога,
находящаяся
спереди,
туловище
прямо,
разрешается опора на руку (руки).
Упражнения в положения стоя И. п. – сесть, ноги
врозь, руки к плечам. 1 – разгибая руки вверх - в
стороны, прогнуться; 2 – и. п. И. п. – сесть,
опереться руками сзади. 1 – 2 – прогнуться
вперед; 3 – 4 – и. п. И. п. – сесть, ноги врозь, руки
в стороны – наклониться вперед, левой рукой
коснуться ступни правой ноги; 2 – и.п.
«Мост» (упражнение для развития гибкости
позвоночника и плечевого пояса); стойка на
лопатках с последующим переворотом на одно
колено;кувырки в сторону, вперед, назад.
«Деми плие» — полуприседы в I и II
хореографических позициях; приставные шаги в
сторону; упражнения с предметами (скакалкой,
мячом)
правильное удержание предмета,
передача предмета из руки в руку; ходьба в
различном темпе (среднем, медленном, быстром)
с музыкальным сопровождением, развитие
синхронности темпа музыки и движения.
Упражнения на формировании правильного
удержания предмета в статическом положении
тела и в движении.
Музыкально-сценические
и
музыкальнохореографические
игры
с
предметами.
Спортивные эстафеты.
1
1
1
1
1
1
1
14
12
13
14
15
16
17
18
19
игры,
спортивные
эстафеты.
Закрепляем
упражнения
для
осанки.
«Гимнастический» шаг,
«гимнастический» бег.
Разучиваем
новые
упражнения
для
развития гибкости.
Подводящие элементы
к
акробатическим
упражнениям.
Выполнять в ритме «гимнастический» шаг и 1
«гимнастический» бег. Держать правильную
осанку при выполнении исходных положений,
при ходьбе и беге.
Наклон туловища назад в опоре на коленях — 1
«Колечко»; наклон туловища назад в опоре на
животе — «Запятая».
Учимся выполнять упражнения для гибкости 1
позвоночника и плечевого пояса «Мост» из
положения лежа. Стойка на лопатках —
«Березка». Кувырки в сторону, вперед, назад —
«Колобки».
Шаги с подскоками вперед и с поворотом; шаги 1
«галопа».
Хореографическая
подготовка
танцевальные элементы
и шаги.
Техника
выполнения Танцевальное
движение
«Ковырялочка».
танцевальных
Движение занимает один такт. И.П. - I свободная.
элементов и движений. Бывает двух видов: без подскоков и с
подскоками. «И» - одновременно с поворотом
корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в
колене, делает сильный взмах от колена назад вправо. «1» - правая нога, полусогнутая в колене
опускается носком в пол; пятка направлена
вправо. «И» - одновременно со скользящим
движением левой ноги, корпус и голова
поворачиваются к правой ноге. Одновременно
правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается
вперед на 45градусов. «2» - правая нога
опускается на пол на ребро каблука в ту точку,
где был носок; подъем сокращен.
Выполнения
«Воробей» (подскоки с полным проходом во
упражнений
со вращающуюся вперед скакалку); «Астронавт»
скакалкой.
(серия высоких прыжков через скакалку).
Выполнения
Вращение обруча: «Зеркало» — вращение в
упражнений с обручем. лицевой плоскости и передача; «Стеночка» —
вращение в боковой плоскости; «Зонтик» —
вращение над головой; вращение на талии.
Выполнения
Правила
безопасности
при
выполнении
упражнений с мячем.
упражнений с мячом. Выполняем упражнения с
мячом. Баланс на ладони и передача из руки в
руку. Одиночный отбив от пола и удержание
1
1
1
1
15
мяча. Серия отбивов от пола.
Группировка (присев, сидя, стоя), перекаты в 1
группировке (назад, вперед). Равновесие на одной
“ласточка”, стойка на лопатках, ”свечка”.
Простейшие индивидуальные акробатические
комбинации.
Ритмические и гимнастические упражнения, 1
простейшие построения и перестроения, изучение
основных позиций и движений, музыкальные
игры.
с Общеразвивающие
упражнения
(мячами, 1
гимнастическими
палками,
скакалками
обручами),
простейшие
танцевальные
упражнения и музыкальные игры с предметами.
20
Акробатические
упражнения.
21
Ритмикогимнастические
упражнения.
22
Упражнения
гимнастическими
предметами.
23
Творческая
деятельность.
24
Ходьба обычная, на
носочках с различными
положениями рук, на
пятачках.
Бег
в
различных
направлениях, чередуя
с обычной ходьбой.
Ходьба обычная, на
носочках с различными
положениями рук, на
пятачках.
Бег
в
различных
направлениях, чередуя
с обычной ходьбой.
Ходьба: на носочках, на
наружных
сторонах
стоп,
чередуя
с
обычной ходьбой. Бег:
на
носках,
сильно
сгибая ноги назад,
чередуя с ходьбой.
Ходьба: на носочках, на
наружных
сторонах
стоп,
чередуя
с
25
26
27
Предлагаются занятия на развитии для 1
формирования
творческого
воображения:
образно-игровые; сюжетно-игровые; предметноигровые (направляют детей к подражательным
действиям, а частая смена деятельности с разной
физической нагрузкой дисциплинирует и снимает
напряжение).
Постановка рук, ног по позициям. Присед, 1
полуприсед (плие), отведение ноги на носок
вперёд, в сторону, назад (батман тандю).
Обучение группировке из положения сидя.
Совершенствование группировки из стойки руки
вверх. П/игра «День и ночь».
Постановка рук, ног по позициям. Присед, 1
полуприсед (плие), отведение ноги на носок
вперёд, в сторону, назад (батман тандю).
Обучение группировке из положения сидя.
Совершенствование группировки из стойки руки
вверх. П/игра «День и ночь».
Обучение группировке из положения лежа на 1
спине. Совершенствование группировки из
положения сидя. П/игра «Чье звено быстрей
соберется».
Обучение группировке из положения лежа на 1
спине. Совершенствование группировки из
положения сидя. П/игра «Чье звено быстрей
16
28
29
30
31
32
обычной ходьбой. Бег:
на
носках,
сильно
сгибая ноги назад,
чередуя с ходьбой.
Ходьба:
обычная,
перекатом с пятки на
носок. Бег на носках
мелким и широким
шагом,
чередуя
с
ходьбой.
Ходьба:
обычная,
ходьба в полуприседе,
чередуя с обычной
ходьбой.
Ходьба
обычная,
приставным
шагом
вперед.
Ходьба в колонне по
одному, на носочках с
различными
положениями
рук,
чередуя с обычной
ходьбой.
Акробатические
упражнения.
33
Хореография.
34
Подготовка
показательным
итоговым
выступлениям.
соберется»
Обучение группировке из положения лежа на 1
спине, сгруппироваться вперед сед. П/игра
«Совушка».
Обучение
перекату
«Звездочка». 1
Совершенствование группировки из положения
лежа на спине, сгруп. вперед сед.
Обучение перекату вперед. Совершенствование 1
переката «Звездочка». П/игра «Перелет птиц»
Совершенствование и отработка упражнений по 1
пройденному материалу.
Обучение «Мост из положения лёжа». Обучение 1
равновесие на одной ноге « Ласточка». П/игра
«Гуси - лебеди».
Включает в себя элементы хореографии 1
(постановка рук, ног по позициям, переходы,
перестроения, присед, полуприсед).
к Демонстрация освоенных упражнений и их 1
комбинаций.
4 класс
№
п.п.
1
Тема занятия
Инструктаж по технике
безопасности
при
проведении занятий в
спортивном зале.
Содержание
Колво
часов
Содержание и организация кружка «Гимнастика». 1
Правила поведения в спортивном зале. Форма
одежды и обуви, срывы, падения. Травмы,
одежда, обувь. Выявление настроения детей,
самочувствие, желания тренироваться. История
гимнастики.
17
2
3
4
5
6
7
8
Основы художественной
и
ритмической
гимнастики.
Основы художественной
и
ритмической
гимнастики.
Гигиенические основы
занятий.
Уход
за
инвентарём.
Гигиенические основы
занятий.
Уход
за
инвентарём.
Гимнастические
упражнения
и
комплексы.
Гимнастические
упражнения
и
комплексы.
Акробатические
упражнения.
9
Акробатические
упражнения.
10
Акробатические
упражнения.
11
Комплекс упражнений
на развитие гибкости.
12
Комплекс упражнений
на развитие гибкости.
13
Гимнастические
упражнения
комплексы.
Гимнастические
упражнения
комплексы.
Гимнастические
упражнения
комплексы.
14
15
и
и
и
Построение, перестроение в шеренгу. Партерная 1
разминка.
Построение, перестроение в шеренгу. Партерная 1
разминка.
Упражнения
в
равновесии:
«Лодочка», «Жеребёнок».
«Ласточка», 1
Упражнения
в
равновесии:
«Самолётик», 1
«Лодочка», «Жеребёнок», »Хлопок.
Упражнения
в
равновесии:
«Самолётик», 1
«Лодочка», «Жеребёнок», »Хлопок».
Упражнения
в
равновесии:
«Самолётик», 1
«Лодочка», «Жеребёнок», »Хлопок».
Кувырок вперёд, в сторону, назад. Мост.
Упражнения
в
равновесии:
«Птичка»,
«Крылышки», «Рыбка», «Лёжа на боку»,
«Колечко».
Кувырок
вперёд,
в
сторону,
назад.
Мост.Упражнения в равновесии: «Птичка»,
«Крылышки», «Рыбка», «Лёжа на боку»,
»Колечко».
Кувырок
вперёд,
в
сторону,
назад.
Мост.Упражнения в равновесии: «Птичка»,
«Крылышки», «Рыбка», «Лёжа на боку»,
»Колечко».
Махи ногой поочерёдно назад из положения
лёжа,
упражнение
«Кошечка»
«Ножницы
вертикальные», «Подъёмный кран».
Махи ногой поочерёдно назад из положения
лёжа,
упражнение
«Кошечка»
«Ножницы
вертикальные», «Подъёмный кран».
Махи ногой поочерёдно назад из положения
лёжа, упражнение «Коромысло» «Ножницы
вертикальные», «Подъёмный кран».
Махи ногой поочерёдно назад из положения
лёжа, упражнение «Коромысло» «Ножницы
вертикальные», «Подъёмный кран», «Ласточка».
Махи ногой поочерёдно назад из положения
лёжа, упражнение «Коромысло», «Ножницы
вертикальные», «Подъёмный кран», «Ласточка».
1
1
1
1
1
1
1
1
18
16
17
Гимнастические
упражнения
комплексы.
Акробатические
упражнения.
и
18
Акробатические
упражнения.
19
Акробатические
упражнения.
20
Основные
элементы
танцевальных движений.
21
Основные
элементы
танцевальных движений.
22
25
Подвижные
музыкальнотанцевальные игры.
Подвижные
музыкальнотанцевальные игры
Подвижные
музыкальнотанцевальные игры.
Работа с предметами.
26
Работа с предметами.
27
28
29
30
Работа с предметами.
Работа с предметами.
Работа с предметами.
Работа с предметами.
31
Упражнения
классификационной
программы.
23
24
и
Махи ногой поочерёдно назад из положения
лёжа, упражнение «Коромысло» «Ножницы
вертикальные», «Подъёмный кран», «Ласточка».
Кувырок вперёд, в сторону, назад. Мост.
Упражнения
в
равновесии:
«Птичка»,
«Крылышки», «Рыбка», «Лёжа на боку»,
«Колечко».
Кувырок вперёд, в сторону, назад. Мост. Колесо.
Упражнения
равновесие:
«Птичка»,
«Крылышки», «Рыбка», «Лёжа на боку»,
«Колечко».
Кувырок вперёд, в сторону, назад. Мост. Колесо.
Упражнения
в
равновесии:
«Птичка»,
«Крылышки», «Рыбка», «Лёжа на боку»,
«Колечко».
Шаги с подскоком, шаги с подскоками вперёд и с
поворотом, шаги галопа. Танцевальное движение
«Ковырялочка».
Шаги с подскоком, шаги с подскоками вперёд и с
поворотом, шаги галопа. Танцевальное движение
«Ковырялочка».
«Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и
Серый Волк» и др.
1
1
1
1
1
1
1
и «Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и 1
Серый Волк» и др.
и «Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и 1
Серый Волк» и др.
Упражнения с мячом. Упражнения «Мячик».
«Велосипед», «Колобок».
Упражнения с мячом. Упражнения «Мячик».
«Велосипед», «Колобок».
Упражнения с гимнастической палкой.
Упражнения с гимнастической палкой.
Упражнения с обручем.
Упражнения с обручем. Упражнения в
равновесии: «Птичка», «Крылышки», «Рыбка»,
«Лёжа на боку».
Комбинация упражнений с предметом из
разнообразных элементов всех пройденных видов
упражнений.
Комбинация
упражнений
с
элементами акробатики, танца и сценического
образа.
1
1
1
1
1
1
1
19
32
33
34
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Подготовка
к
показательным итоговым
выступлениям.
«Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и 1
Серый Волк» и др.
«Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и 1
Серый Волк» и др.
Демонстрация освоенных упражнений и их 1
комбинаций.
5 класс
№
п.п.
Тема занятия
1
Вводное
Правила
безопасности.
2
Основы художественной
и
ритмической
гимнастики.
Основы художественной
и
ритмической
гимнастики.
Упражнения на развитие
и сохранение гибкости.
Оценка и самооценка
гибкости; Подготовка к
шпагатам.
Махи и наклоны, стоя на
коленях; Группировки и
складки;
3
4
5
занятие.
техники
Содержание
Колво
часов
Содержание
и
организация
кружка 1
«Гимнастика». Правила поведения в спортивном
зале. Форма одежды и обуви, срывы, падения.
Травмы, одежда, обувь. Выявление настроения
детей, самочувствие, желания тренироваться.
Построение, перестроение в шеренгу. Партерная 1
разминка.
Построение, перестроение в шеренгу. Партерная 1
разминка.
Выполнение шпагата с любой связкой. 1
Равновесие на одной ноге (держать 1-3 секунды).
На матах переворот в сторону с проводкой по
движению.
Исходное положение. Встаньте на колени и 1
наклоните туловище в сторону. Обопритесь
ладонью одной руки на мат, чтобы пальцы были
обращены в противоположную сторону от таза.
Вторую руку положите на затылок и отведите
локоть
вертикально
вверх.
Поднимите
выпрямленную ногу, находящуюся дальше от
опорной руки, примерно на уровень таза. Под
группировкой
подразумевается
согнутое
положение тела, при котором колени подтянуты
к плечам, локти прижаты к туловищу, кисти
захватывают голени. Для создания более
детального представления группировки можно
добавить, что при ее исполнении спина должна
быть округленной, руками захватывать за
середину голени, голова удерживается на груди,
20
6
7
8
9
10
11
12
13
14
колени
несколько
разведены.
Все
вышеуказанное в группировке используется
учащимися как подводящее упражнение для
освоения перекатов, кувырков и сальто.
Махи
ногами; Выполнение мостика из положения, лёжа на 1
Прогибания с помощью; спине (руки прямые, колени слегка согнуты,
Мосты, наклоны назад с голова запрокинута на спину).
помощью;
Шпагаты;
Пирамиды
с
полумостами и мостами.
Приседания; Упор лёжа; Стойка на лопатках без опоры на руки. Стойка 1
Седы углом; Упоры лёжа на голове силой. Стойка на руках с поддержкой
сзади;
Стойка
на (держать 1-3 секунды).
лопатках.
Седы
верхом; Касание грудью бёдер (а сидя ноги врозь – пола) 1
Приподнимание
без особых напряжений при касании руками
висящего
партнёра;
Стойки.
Прыжки
в
высоту; Выполнение перекатов в группировке и знать 1
Перекаты, кувырки и основы техники изучаемых
упражнений.
падения;
Перекаты; Длинный кувырок прыжком с разбега на
Кувырки
вперёд
из дорожке из матов.
различных и.п., в упор
присев.
Прыжки
в
высоту; Выполнение перекатов в группировке и знать 1
Перекаты, кувырки и основы техники изучаемых
упражнений.
падения;
Перекаты; Длинный кувырок прыжком с разбега на
Кувырки
вперёд
из дорожке из матов.
различных и.п., в упор
присев.
Развитие
умений
и Выполнение мостика, из положения, стоя без 1
навыков в равновесии и страховки; взяться за стопы, переход на руки,
балансирования.
встать в и.п. Мост и поворот в упор стоя на одно
Равновесия в наклонах и колено.
мостах.
Упражнения на развитие Шпагат и полушпагат. Гимнастический мост из 1
гибкости.
положения стоя. Прыжки на скакалке.
Спортивные эстафеты.
Упражнения на развитие Гимнастический мост из положения стоя. 1
гибкости. Прыжки на Прыжки на скакалке.
скакалке.
Повышение тонуса и Практические
занятия.
Упражнения
для 1
укрепление мышц свода укрепления мышц стопы: ходьба на месте; стоя,
стопы и мышц голени.
руки на поясе, левая нога на носке, правая на
пятке, смена положения ног; (ходьба с
21
15
Упражнения
для
развития прыгучести.
16
Гимнастика
базовые
шаги элементами из
акробатики
для
координации.
17
Растяжка (упражнения
на гибкость).
18
Акробатические
упражнения.
Упражнения на гибкость.
19
20
Акробатические
упражнения.
21
Разучивание
закрепление
акробатических
упражнений
комбинаций.
и
и
«поджатыми» пальцами); чередование ходьбы на
носках и пятках; исходное положение, сидя на
полу: поочередный подъем правой и левой
стопы;
сидя,
колени
сомкнуты,
стопы
развернуты, подъем наружных краев стоп,
постепенно сближая стопы и увеличивая время
напряжения мышц; давить большим пальцем
правой стопы на опору, поднимая мизинец и
пятку; стопы сомкнуты, подъем внутренних
краев
стоп;
«гусеница»,
«прожорливая
гусеница», «сытая гусеница», «черепаший ход».
Прыжки на скакалке, в длину, через
гимн.скамейку, с продвижением вперед на двух
и на одной ноге. Подвижная игра.
Акробатические
упражнения:
группировка,
перекаты , кувырки вперед и назад , соединение
элементов, Аэробика Шаги: «Приставной шаг»
(степ-тач); «Колено» (бейзик); «Кик-бек»
(ударное движение ногой); «Захлест».
Воспитание
гибкости
позвоночника,
тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставов с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лежа), у опоры, в движении.
Мост, ходьба из положения мост. Мышечносуставная гимнастика.
Воспитание
гибкости
позвоночника.
Тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставах с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами;
с партнёром.
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Закрепление упоров (присев, лёжа, согнувшись),
седов (на пятках, углом), группировок, перекатов
в группировке, стойки на лопатках (согнув и
выпрямив ноги), кувырков вперёд (назад),
«мост» из положения лёжа и стоя, начальное
обучение акробатическим прыжкам, стойки на
1
1
1
1
1
1
1
22
22
23
голове, руках, колесам, стойки на руках толчком
двух ног, стойка мост, акробатические
комбинации.
и «Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и 1
Серый Волк» и др.
Подвижные
музыкальнотанцевальные игр.
Упражнения
для
развития
ловкости:
a)
Индивидуальные
упражнения.
25
Упражнения на развития
ловкости
Упражнения
вдвоём.
Работа с предметами.
26
27
28
Работа с предметами.
Работа с предметами.
Работа с предметами.
29
Акробатические
упражнения.
30
Растяжка (упражнения
на гибкость).
31
Упражнения
классификационной
программы.
32
Проверим себя и оценим
24
Ходьба в движении и на месте; Бег в движении и
на месте; Подскоки на носках; Танцевальные
шаги и прыжки; Прыжки в высоту; Перекаты,
кувырки и падения; Перекаты; Кувырки вперёд
из различных и.п., в упор присев. Кувырки
вперёд из упора присев в различные положения;
Кувырки назад из упора присев в различные
положения. Кувырки назад из различных
положений в упор присев; Соединение перекатов
и кувырков; Соединение кувырков с прыжками;
Длинный кувырок и кувырок прыжком;
Падения.
Прыжки через партнёра; Кувырки вдвоём;
Прыжки с помощью партнёра; Опорные прыжки
через партнёра. Перевороты.
Упражнения с мячом. Упражнения «Мячик».
«Велосипед», «Колобок».
Упражнения с обручем.
Упражнения с гимнастической палкой.
Упражнения с обручем. Упражнения в
равновесии: «Птичка», «Крылышки», «Рыбка»,
«Лёжа на боку».
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Воспитание
гибкости
позвоночника,
тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставов с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лежа), у опоры, в движении.
Комбинация упражнений с предметом из
разнообразных элементов всех пройденных
видов упражнений. Комбинация упражнений с
элементами акробатики, танца и сценического
образа.
«Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
33
34
свои достижения.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Подготовка
к
показательным итоговым
выступлениям.
Серый Волк» и др.
«Музыкальный паровозик», «Зайка на лужайке и 1
Серый Волк» и др.
Демонстрация освоенных упражнений и их 1
комбинаций.
6 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
Тема занятия
Вводное
Правила
безопасности.
Содержание
занятие. Техника безопасности и правила поведения в
техники зале. Спортивное оборудование и инвентарь,
правила обращения с ним. Спортивная форма.
Гигиенические требования. Ознакомление с
программой. Способы самоконтроля состояния
здоровья в школе и дома.
Теоретические основы Принципы
формирования
комплексов
оздоровительной
упражнений
оздоровительной
гимнастики.
гимнастики.
Влияние оздоровительной гимнастики на
организм человека.
Понятие
гибкости. Наклоны в положении сидя, ноги вместе/ноги
Активная и пассивная врозь. Наклоны вперед в положении стоя, ноги
гибкость.
Факторы, вместе/ноги врозь. Эстафета «Туннель из
влияющие
на обручей». Упражнения на развитие гибкости
подвижность суставов.
«Бабочка». Эстафета с гимнастической палкой.
Упражнения
на
гимнастической
стенке.
Подвижная игра «Ящерицы».
Дыхание и его виды. Бег с изменением направления, бег «змейкой»,
Лечебное
воздействие бег по диагонали. Прыжки на двух ногах, на
дыхательной гимнастики одной ноге через мячи. Подвижная игра «Хитрая
на организм человека.
лиса».
Методы
развития Бег с изменением направления, бег «змейкой»,
ловкости.
Методы бег по диагонали. Зеркальное выполнение
оценки ловкости.
упражнений. Подвижная игра «Салки».
Понятие
быстроты. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение
Виды
быстроты «Велосипед». Бег по прямой с разной скоростью.
Быстрота
реакции. Подвижные игры «Цепочка», Чёрные и белые».
Проявление быстроты.
Осанка. Типы осанки. Низкий выпад. Опора на стену. Упражнение
Влияние
осанки
на «Кошка». Упражнение «Сфинкс». Низкий выпад.
здоровье человека.
Упражнение «Лодочка». Низкий выпад. Опора
на стену. Упражнение «Кошка». Подвижная игра
«Встань, как я». Упражнение «Сфинкс» Низкий
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
24
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
выпад. Упражнение «Лодочка». Подвижная игра
«Гуляющие черепахи».
Плоскостопие.
Виды Упражнения на укрепление свода стоп.
плоскостопия.
Подвижная игра «Гуси». Подвижная игра
Упражнение «Лягушка». «Барабан».
Элементы
строевой Отработка выполнения элементов строевой
подготовки.
подготовки (строй, шеренга, перестроения и
т.д.).
Общеразвивающие
Повторение техники выполнения упражнений
упражнения для рук.
для рук без предмета.
Общеразвивающие
Повторение общеразвивающих упражнений для
упражнения для ног.
ног без предмета. Ознакомление детей с
упражнениями для ног с предметом.
Общеразвивающие
Повторение техники выполнения упражнений
упражнения для шеи и для туловища, шеи и спины.
спины.
Базовые шаги и связки Техника выполнения базовых шагов и связок
гимнастики.
гимнастики.
Постановка
Постановка
танцевальной
композиции
с
танцевальной
предметами и без.
композиции.
Упражнения на развитие Повторение техники выполнения упражнений на
осанки.
развитие осанки.
Упражнения на развитие Повторение техники выполнения упражнений на
гибкости.
развитие гибкости.
Базовые шаги и связки Техника выполнения базовых шагов гимнастики.
гимнастики.
Базовые шаги и связки Обучение базовым и альтернативным шагам
гимнастики.
гимнастики в среднем темпе. Влияние занятий
гимнастики на различные системы организма.
Базовые шаги и связки Закрепление базовых шагов. Запрещённые
гимнастики.
упражнения
на
занятиях
гимнастикой
Простейшие музыкальные композиции.
Акробатические
Акробатические упражнения, упражнения в
упражнения.
парах.
Комплекс танцевальной Разучивание комплекса из выученных базовых
гимнастики.
шагов гимнастики. Коррекция осанки.
Упражнения
на Упражнения на растяжку мышц ног.
растяжку. Стретчинг.
Общеразвивающие
Общеразвивающие упражнения.
упражнения для ног, рук,
спины и пресса.
Стили
танцевальной Подробное
ознакомление
со
стилями
гимнастики. Ору для танцевальной аэробики; их сходство и различия;
рук. ОРУ для ног.
история возникновения, техника выполнения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Упражнения
с
предметами.
Акробатические
упражнения.
Акробатические
упражнения.
Упражнения на гибкость.
Упражнения с предметами.
упражнения.
Акробатические 1
Мост, ходьба из положения мост. Мышечносуставная гимнастика.
Воспитание
гибкости
позвоночника.
Тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставах с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами;
с партнёром.
Акробатические
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
упражнения.
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Разучивание
и Закрепление упоров (присев, лёжа, согнувшись),
закрепление
седов (на пятках, углом), группировок, перекатов
акробатических
в группировке, стойки на лопатках (согнув и
упражнений
и выпрямив ноги), кувырков вперёд (назад),
комбинаций.
«мост» из положения лёжа и стоя, начальное
обучение акробатическим прыжкам, стойки на
голове, руках, колесам, стойки на руках толчком
двух ног, стойка мост, акробатические
комбинации.
Акробатические
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
упражнения.
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Растяжка (упражнения Воспитание
гибкости
позвоночника,
на гибкость).
тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставов с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лежа), у опоры, в движении.
Упражнения
Комбинация упражнений с предметом из
классификационной
разнообразных элементов всех пройденных
программы.
видов упражнений. Комбинация упражнений с
элементами акробатики, танца и сценического
образа.
Танцевальная
Составление и совершенствование итоговой
композиция.
музыкальной
композиции
из
изученных
1
1
1
1
1
1
1
1
26
34
Итоговое занятие.
упражнений.
Выполнение контрольных упражнений.
1
7-8 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
Вводное
Правила
безопасности.
Содержание
занятие. Техника безопасности и правила поведения в
техники зале. Спортивное оборудование и инвентарь,
правила обращения с ним. Спортивная форма.
Гигиенические требования. Ознакомление с
программой. Способы самоконтроля состояния
здоровья в школе и дома.
Теоретические основы Принципы
формирования
комплексов
оздоровительной
упражнений
оздоровительной
гимнастики.
гимнастики.
Влияние оздоровительной гимнастики на
организм человека.
Понятие
гибкости. Наклоны в положении сидя, ноги вместе/ноги
Активная и пассивная врозь. Наклоны вперед в положении стоя, ноги
гибкость.
Факторы, вместе/ноги врозь. Эстафета «Туннель из
влияющие
на обручей». Упражнения на развитие гибкости
подвижность суставов.
«Бабочка». Эстафета с гимнастической палкой.
Упражнения
на
гимнастической
стенке.
Подвижная игра «Ящерицы».
Дыхание и его виды. Бег с изменением направления, бег «змейкой»,
Лечебное
воздействие бег по диагонали. Прыжки на двух ногах, на
дыхательной гимнастики одной ноге через мячи. Подвижная игра «Хитрая
на организм человека.
лиса».
Методы
развития Бег с изменением направления, бег «змейкой»,
ловкости.
Методы бег по диагонали. Зеркальное выполнение
оценки ловкости.
упражнений. Подвижная игра «Салки».
Понятие
быстроты. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение
Виды
быстроты «Велосипед». Бег по прямой с разной скоростью.
Быстрота
реакции. Подвижные игры «Цепочка», Чёрные и белые».
Проявление быстроты.
Осанка. Типы осанки. Низкий выпад. Опора на стену. Упражнение
Влияние
осанки
на «Кошка». Упражнение «Сфинкс». Низкий выпад.
здоровье человека.
Упражнение «Лодочка». Низкий выпад. Опора
на стену. Упражнение «Кошка». Подвижная игра
«Встань, как я». Упражнение «Сфинкс» Низкий
выпад. Упражнение «Лодочка». Подвижная игра
«Гуляющие черепахи».
Плоскостопие.
Виды Упражнения на укрепление свода стоп.
плоскостопия.
Подвижная игра «Гуси». Подвижная игра
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
27
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Упражнение «Лягушка». «Барабан».
Элементы
строевой Отработка выполнения элементов строевой
подготовки.
подготовки (строй, шеренга, перестроения и
т.д.).
Общеразвивающие
Повторение техники выполнения упражнений
упражнения для рук.
для рук без предмета.
Общеразвивающие
Повторение общеразвивающих упражнений для
упражнения для ног.
ног без предмета. Ознакомление детей с
упражнениями для ног с предметом.
Общеразвивающие
Повторение техники выполнения упражнений
упражнения для шеи и для туловища, шеи и спины.
спины.
Базовые шаги и связки Техника выполнения базовых шагов и связок
гимнастики.
гимнастики.
Постановка
Постановка
танцевальной
композиции
с
танцевальной
предметами и без.
композиции.
Упражнения на развитие Повторение техники выполнения упражнений на
осанки.
развитие осанки.
Упражнения на развитие Повторение техники выполнения упражнений на
гибкости.
развитие гибкости.
Базовые шаги и связки Техника выполнения базовых шагов гимнастики.
гимнастики.
Базовые шаги и связки Обучение базовым и альтернативным шагам
гимнастики.
гимнастики в среднем темпе. Влияние занятий
гимнастики на различные системы организма.
Базовые шаги и связки Закрепление базовых шагов. Запрещённые
гимнастики.
упражнения
на
занятиях
гимнастикой
Простейшие музыкальные композиции.
Акробатические
Акробатические упражнения, упражнения в
упражнения.
парах.
Комплекс танцевальной Разучивание комплекса из выученных базовых
гимнастики
шагов гимнастики. Коррекция осанки.
Упражнения
на Упражнения на растяжку мышц ног.
растяжку. Стретчинг.
Общеразвивающие
Общеразвивающие упражнения.
упражнения для ног, рук,
спины и пресса.
Стили
танцевальной Подробное
ознакомление
со
стилями
гимнастики. Ору для танцевальной аэробики; их сходство и различия;
рук. ОРУ для ног.
история возникновения, техника выполнения.
Упражнения
с Упражнения с предметами. Акробатические
предметами.
упражнения.
Акробатические
упражнения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Акробатические
Мост, ходьба из положения мост. Мышечноупражнения.
суставная гимнастика.
Упражнения на гибкость. .
Воспитание
гибкости
позвоночника.
Тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставах с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами;
с партнёром.
Акробатические
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
упражнения.
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Разучивание
и Закрепление упоров (присев, лёжа, согнувшись),
закрепление
седов (на пятках, углом), группировок, перекатов
акробатических
в группировке, стойки на лопатках (согнув и
упражнений
и выпрямив ноги), кувырков вперёд (назад),
комбинаций.
«мост» из положения лёжа и стоя, начальное
обучение акробатическим прыжкам, стойки на
голове, руках, колесам, стойки на руках толчком
двух ног, стойка мост, акробатические
комбинации.
Акробатические
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
упражнения.
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Растяжка (упражнения Воспитание
гибкости
позвоночника,
на гибкость).
тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставов с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лежа), у опоры, в движении.
Упражнения
Комбинация упражнений с предметом из
классификационной
разнообразных элементов всех пройденных
программы.
видов упражнений. Комбинация упражнений с
элементами акробатики, танца и сценического
образа.
Танцевальная
Составление и совершенствование итоговой
композиция.
музыкальной
композиции
из
изученных
упражнений.
Итоговое занятие.
Выполнение контрольных упражнений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
9 класс
№
п.п.
Тема занятия
1
Вводное
Правила
безопасности.
2
Теоретические основы
оздоровительной
гимнастики.
3
Общая
физическая
подготовка.
Техническая подготовка.
4
5
6
7
8
9
10
занятие.
техники
Содержание
Колво
часов
Техника безопасности и правила поведения в 1
зале. Спортивное оборудование и инвентарь,
правила обращения с ним. Спортивная форма.
Гигиенические требования. Ознакомление с
программой. Способы самоконтроля состояния
здоровья в школе и дома.
Принципы
формирования
комплексов 1
упражнений
оздоровительной
гимнастики.
Влияние оздоровительной гимнастики на
организм человека.
Строевые
упражнения,
общеразвивающие 1
упражнения. Игры и игровые упражнения.
Базовые упражнения упражнения на владение 1
навыкам правильной осанки и походки,
упражнения для правильной постановки ног и
рук, маховые упражнения, упражнения в
равновесии,
акробатические
упражнения,
специальные упражнения.
Шпагат с опоры высотой ,40 см с наклоном 1
назад 1 - с правой ноги, 2 - с левой ноги.
Поперечный шпагат.
1
Гибкость: подвижность
тазобедренных суставов.
Гибкость: подвижность
тазобедренных суставов.
Гибкость: подвижность Мост" на коленях И.П. - стойка на коленях 1 позвоночного столба.
прогнуться назад с захватом руками о пятки, 2 3 фиксация положения 4 - И.П.
Гибкость: подвижность Мост" И.П. - основная стойка 1 - наклон назад с
позвоночного столба.
одноименным захватом руками голени 2 - 7
фиксация положения 8 - И.П.
Упражнения
на «Лягушка» с наклоном вперед. 2. Сидя у стены:
выворотность.
согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди.
Захватить носки стоп руками так, чтобы они
сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги
вперед. Лежа на спине, подъем ног на 90º по 1
позиции с одновременным сокращением и
вытягиванием стоп.
Упражнения на гибкость Спиной к станку, держась за опору руками,
вперед.
пружинящие наклоны вперед (по 1 и II
позициям). Следить за прямой спиной. Лежа на
полу, ноги в 1 позиции. Сесть, сделать наклон
вперед, сесть, вернуться в исходное положение.
1
1
1
1
30
11
12
13
14
В grand plie по II позиции, руки продеть с
внутренней стороны голени и взяться за стопы,
сохраняя положение рук, выпрямить колени с
одновременным наклоном туловища. Спиной к
станку: «кошечка», т.е. последовательный
волнообразный прогиб из положения "стоя" в
наклон вперед. Прогиб начинается с верхних
звеньев позвоночника. Движение делается и в
обратном порядке.
Развитие гибкости назад. "Кошечка" - из положения "сидя на пятках"
перейти, не отрывая грудь от пола, в положение
"прогнувшись в упоре". Сильно прогнуться и
вернуться в исходное положение. "Корзиночка".
В положении лежа на животе, взяться руками за
стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и
туловище
вверх
(следить,
чтобы
руки
находились в таком же положении, как при
упражнении "мостик"). "Мост", стоя на коленях:
в положении лежа на животе, взяться руками за
стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и
туловище
вверх
(следить,
чтобы
руки
находились в таком же положении, как при
упражнении "мостик"). Из положения "стоя"
опуститься на "мостик" и вернуться в исходное
положение.
Силовые
упражнения "Уголок" из положения лежа. Стойка на
для мышц живота.
лопатках без поддержки под спину.
Силовые
упражнения Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и
для мышц спины.
опускание туловища. Партнер придерживает за
колени. Лежа на животе, поднимание и
опускание туловища (руки вперед или в сторону,
ноги в выворотном положении). Лежа на животе,
поднимание и опускание ног и нижней части
туловища (ноги в выворотном положении,
голова на руках).Стоя в 1 позиции, поднять руки
вверх, сделать глубокий наклон вперед,
поставить ладони на пол перед стопами.
Поочередно переступая руками вперед, принять
положение "упор лежа". При этом стараться
удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в
тазобедренных суставах, подтянуть ноги в
1позиции, как можно ближе к рукам. Подняться
в исходное положение.
Упражнения на развитие Лежа на спине и на животе руки на локтях,
силы ног.
втягиваем ягодицы, вытягиваем колени. Делаем
1
1
1
1
31
15
Прыжки.
16
Гимнастические
упражнения.
Гимнастические
упражнения.
Гимнастические
упражнения.
Акробатические
упражнения.
Комплекс танцевальной
гимнастики.
Упражнения на растяжку
Стретчинг.
Общеразвивающие
упражнения для ног, рук,
спины и пресса.
Стили
танцевальной
гимнастики. Ору для
рук. ОРУ для ног.
Упражнения
с
предметами.
Акробатические
упражнения.
Акробатические
упражнения.
Упражнения на гибкость.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Акробатические
упражнения.
28
Разучивание
закрепление
акробатических
горку «Ножницы».
Прыжки с продвижением в полушпагате с
поочередной сменой ног. Прыжок в «лягушку»
со сменой ног «Козлик». Выполняется
подбивной прыжок. Прыжки по диагонали по 6
поз, поджат (поочереди).
«Самолет», «Лодочка», «Ножницы», «Колечко»,
«Корзиночка».
«Змейка», «Лягушка», «Русалочка», «Горочка»,
«Солдатик», «Окошечко», «Березка».
Шпагат (левый, правый, поперечный) Мостик.
1
1
1
1
Акробатические упражнения, упражнения в 1
парах.
Разучивание комплекса из выученных базовых 1
шагов гимнастики. Коррекция осанки.
Упражнения на растяжку мышц ног.
1
Общеразвивающие упражнения.
1
Подробное
ознакомление
со
стилями 1
танцевальной аэробики; их сходство и различия;
история возникновения, техника выполнения.
Упражнения с предметами. Акробатические 1
упражнения.
Мост, ходьба из положения мост. Мышечносуставная гимнастика.
Воспитание
гибкости
позвоночника.
Тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставах с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами;
с партнёром.
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
и Закрепление упоров (присев, лёжа, согнувшись),
седов (на пятках, углом), группировок, перекатов
в группировке, стойки на лопатках (согнув и
1
1
1
1
32
упражнений
комбинаций.
29
30
31
3233
34
и выпрямив ноги), кувырков вперёд (назад),
«мост» из положения лёжа и стоя, начальное
обучение акробатическим прыжкам, стойки на
голове, руках, колесам, стойки на руках толчком
двух ног, стойка мост, акробатические
комбинации.
Акробатические
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
упражнения.
стойка на руках у стены, соединение элементов.
Психологические
факторы
освоения
акробатических упражнений: отношение к
чувству страха как к союзнику.
Растяжка (упражнения Воспитание
гибкости
позвоночника,
на гибкость).
тазобедренных и голеностопных суставов,
выворотности в плечевых суставов с помощью
статических и динамических упражнений на
растягивание: на месте в различных и.п. (стоя,
сидя, лежа), у опоры, в движении.
Упражнения
Комбинация упражнений с предметом из
классификационной
разнообразных элементов всех пройденных
программы.
видов упражнений. Комбинация упражнений с
элементами акробатики, танца и сценического
образа.
Танцевальная
Составление и совершенствование итоговой
композиция.
музыкальной
композиции
из
изученных
упражнений.
Итоговое занятие.
Выполнение контрольных упражнений.
1
1
1
2
1
Оборудование
1. Маты;
2. гинастические палки;
3. мячи (разного диаметра);
4. обручи;
5. гимнастические палки;
6. скакалки.
Литература по выбранному виду деятельности
1. Примерной программы по физической культуре. 5-9 классы (стандарт второго
поколения). – М.: Просвещение, 2011 (составлена на основе Фундаментального ядра
содержания начального образования и Требований к результатам основного общего
образования).
2. Авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/Авт.-сост. В.И. Лях, А.А.
Зданевич - 5-е изд.-М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
3. Программы «Акробатика для всех». В.В. Козлов. – М.: Гуманитар. изд. Центр Владос,
2005. - 63 с.: - (Воспитание и дополнительное образование детей).
33