Положение об оценивании и аттестации на уроках физкультуры ГБОУ СО Серовская школа-интернат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 1 от «26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 134 -од от «28» августа 2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оценивании и аттестации обучающихся на занятиях
физической культуры в
ГБОУ СО «Серовская школа–интернат»

г. Серов, 2024 г.

Общие положения
Настоящее Положение об оценивании обучающихся 2-9-х классов по физической
культуре разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
- письмом Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий
физической культурой» от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123, с целью объективного,
индивидуального оценивания каждого обучающегося на уроках физической культуры;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (в ред. Фед. Закона от 08.08.2024 г. № 252-ФЗ.);
- Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2014 г. № 211-ФЗ);
- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства
Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и
Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О
совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях
Российской Федерации».
Организация уроков физической культуры
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической
культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы:
основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. В начале каждого
учебного года медицинским работником школы заполняются листки здоровья в классных
журналах с указанием медицинской группы каждого обучающегося школы. Занятия в
этих группах отличаются учебным объемом и структурой физической нагрузки, а также
требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к
основной медицинской группе.
Обучающиеся, с недостаточным физическим развитием и низкой физической
подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья,
относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся
разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с
учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том
числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их
здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы,
относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу
разделяют на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми
заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть
переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с
патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями).
В связи с загруженностью спортивного зала образовательного учреждения,
обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются вместе с
основной группой, но на основе индивидуального (дифференцированного) подхода.
2

1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную
форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока,
согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. От физических нагрузок
освобождаются обучающиеся, предоставившие справку врачебно-контрольной комиссии
на начало каждого учебного года.
2. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении
спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической
культуры.
3. Обучающиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета
«физическая культура» не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы,
проявляют себя в судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п.,
получают соответствующие оценки и домашнее задание.
4. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину
отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом,
который передаётся классному руководителю.
5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных
занятий с данными учащимися на предстоящий урок:
- теоретическое изучение материала;
- интеллектуальные игры (шашки, шахматы);
- настольный теннис, бадминтон;
- посильная помощь в судействе или организации урока.
Обучающиеся, рекомендованные к занятиям лечебной физкультурой, которые
посещают специализированные кабинеты ЛФК во внеурочное время под присмотром
врачей, по окончании прохождения курса ЛФК должны предоставить справку учителю
физической культуры для получения оценки.
6. Спортивная форма для уроков физической культуры:
 для зала
- 1-4 классы: майки или футболки, спортивные шорты или штаны, носки, кеды
(кроссовки).
- 5-9 классы майки или футболки, спортивные шорты или брюки, кеды (кроссовки) в
соответствии с видом спорта, изучаемого по программе.
 для улицы (осенний и весенний период) - спортивный костюм, футболка, носки, кеды
(кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре
Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 5
(отлично), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений занятий.
3. Обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные
положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены
3

учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции лицея, спортивной школе
города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого
ранга.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по
физической культуре для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной, или корригирующей гимнастики,
оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований между классами или
организации классных спортивных мероприятий, владеет необходимыми навыками,
теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 4
(хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при
выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в
физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов
по физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной, или корригирующей гимнастики,
оказывает посильную помощь в судействе или организации урока, владеет также
необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 3
(удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при
выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные,
но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут
быть замечены учителем физической культуры.
4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в
развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
4

5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области
физической культуры.
Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 2
(неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:
1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом
спортивного занятия или урока.
2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической
культуры.
3. Обучающийся, не имеющий выраженных отклонения в состоянии здоровья, при этом не
имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их
физических возможностей, нет положительных изменений в физических возможностях
обучающегося, которые должны быть замечены учителем.
4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в
развитии физических или морально-волевых качеств.
5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики,
необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной медицинской
группы (далее - СМГ).
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре
обучающихся в группах СМГ должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям
физическими упражнениями и динамике их физических возможностей (при самых
незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся
выставляется положительная отметка).
Положительная отметка выставляется учащимся, регулярно посещающим занятия
по физической культуре, старательно выполняющим задания учителя, овладевшим
доступными конкретному ученику навыками самостоятельных занятий оздоровительной
гимнастики, необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры).
ЛФК для детей с хроническими заболеваниями проводится медицинскими
работниками, методистами. По мере улучшения состояния здоровья дети могут
заниматься со здоровыми детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы
занятий.
Текущая и итоговая аттестация учащихся по физической культуре
При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по
физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение
всех рекомендаций учителя физической культуры.
Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней арифметической
оценки. Все учащиеся, освобожденные от физических нагрузок, в конце каждой учебной
четверти, полугодия и в конце учебного года получают итоговые оценки по указанным
выше заданиям и выполненным домашним заданиям.
5

Текущая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом
успехов обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального
двигательного режима с тем, чтобы отметка способствовала развитию обучающегося,
стимулировала его заниматься физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом
теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
спортивно-оздоровительную
деятельность), с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
В аттестаты об основном общем образовании обязательно выставляется отметка по
физической культуре всем обучающимся, в том числе обучающимся, освобождённым от
практических занятий по физической культуре
Требования к посещению уроков обучающимися, освобожденными
от практических занятий по физической культуре
1. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,
подтверждают факт освобождения заверенной медицинской справкой или иным
официальным документом, который предоставляется классному руководителю или
учителю физкультуры.
2. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре, в
течение урока находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под присмотром
учителя физической культуры.
Критерии оценивания обучающихся
1. Для обучающихся, освобожденных от практических занятий по физической культуре на
период не более 50% одной четверти, учитель физической культуры определяет на урок
теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе
учебному материалу.
2. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются следующие
показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их
применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.
Оценка «5» ставится за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое
понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.
Оценка «4» ставится за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие
неточности и незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и
умения использовать знания на практике.
Оценка «2» ставится за незнание материала программы, отказ от выполнения
задания учителя.
3. Учитель физической культуры может оценить положительно (оценкой «4» или «5»)
помощь обучающегося в проведении судейства, соревнований и т.д.
4. Для обучающихся 2-4-х классов, освобождённых от практических занятий по
физической культуре, учитель физической культуры определяет на урок теоретическое
задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе учебному
материалу.
6

5. Обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре на
период более 50% четверти (в том числе на полугодие или учебный год):
- выполняют дополнительные теоретические и практические задания в виде тестов,
разработанные учителем (1-4 классы);
- готовят по физической культуре письменные сообщения (5-8 классы), рефераты (9
класс).
Требования к подготовке и выполнению письменных сообщений, рефератов по
физической культуре.
1. Тема письменного сообщения, реферата определяется учителем физкультуры исходя из
содержания программного материала.
2. Письменное сообщение, реферат являются самостоятельной работой обучающегося.
3. Письменное сообщение готовится в объёме не более 2-х страниц печатного текста (12
шрифт, 1,15 интервал). Реферат не более 10 страниц печатного текста (14 шрифт, 1,15
интервал).
Структура реферата:
- в вводной части – ответить на вопрос: почему эта тема так важна (актуальна) для
общества и тебя лично;
- краткая характеристика вида спорта или оздоровительной системы, её особенности,
разновидности и основные правила;
- история развития и состояние на сегодняшний день, достижения и перспективы развития
в будущем (школы, город, Россия, мир, олимпийские достижения – обязательно);
- значение данного вида спорта или оздоровительной системы для развития у
спортсменов:
а) физических качеств (быстроты, выносливости и т.п.),
б) основы техники или системы упражнений по данному виду спорта,
в) развитие психологических, эстетических, нравственных (личностных) качеств,
г) основы тактических действий при взаимодействии, играя в нападении и защите,
д) требования по технике безопасности при проведении самостоятельных занятий и
тренировок, и на соревнованиях данного вида спорта,
- заключение: значение данного вида спорта (системы упражнений) для физического и
личностного развития. Достижения школы (команды, личностные достижения, планы на
будущее).
4. Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата - 5 баллов. Оценивание
реферата производится на основании следующих критериев:
- правильное и полное раскрытие темы реферата, ее актуальности - 1 балл;
- правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа
научных трудов - 1 балл;
- грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения - 1 балл;
- умение сформулировать выводы - 1 балл;
- умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса,
недопустимо полностью зачитывать материал; соблюдение логики изложения (введение,
основное содержание, краткие выводы по теме) - 1 балл.

7

Приложение № 1
к Положению «Об оценивании и аттестации
обучающихся на занятиях физической культуры
в ГБОУ СО «Серовская школа – интернат»
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими
играми.
2. Олимпийские игры современности: пути развития.
3. Значение физической культуры в развитии личности.
4. Мой любимый вид спорта и его значение для моего развития.
5. Физическая культура в моей семье.
6. Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы.
7. Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека.
8. Допинги в спорте и в жизни, их роль.
9. История развития лыжного спорта (конькобежного спорта) 20 века в России и в мире.
10. Место физической культуры в общей культуре человека.
11. Прогрессивные концепции физической культуры: перестройка физического
воспитания.
12. Культура здоровья как одна из составляющих образованности.
13. Пути и условия совершенствования личной физической культуры.
14. Охрана труда и техника безопасности на занятиях и уроках физической культурой,
школьным спортом и туризмом.
15. Влияние на здоровье солнечного света, свежего воздуха, чистой воды, естественного
питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, голодания, гигиенических
факторов, закаливания и т.д. (на выбор).
16. Здоровый образ жизни и молодежь.
17. Влияние циклических видов спорта на сердечно-сосудистую системы организма.
18. Зрение школьников: тенденции и реальность.
19. Аэробика как одно из направлений здоровьесберегающих технологий.
20. Соблюдение режима как одно из условий сохранения здоровья учащихся.
21. Сотовая связь и ее влияние на организм человека.
22. Ценностные ориентации современной молодежи.
23. Выживание в различных климатических зонах.
24. Физиология и гигиена индивидуальной защиты от холода.
25. Адаптация и конституция человека.
26. Как выжить в экстремальных условиях
27. Физическая культура в учебном и свободном времени школьников.
28. Метод круговой тренировки.
29. Понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий
физической культуры на укрепление физического здоровья, психического и
нравственного развития человека.
30. Понятие о правильном режиме питания.
31. Понятие о формах двигательной активности.
32. Методы самоконтроля.
8

33. Понятие о правильной осанке.
34. Понятие о рациональном дыхании.
35. Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время
занятий физическими упражнениями.
36. Гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими
упражнениями в условиях спортивного зала, спортивной площадки, тренажерного зала,
бассейна.
37. Понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ:
1. Что такое «здоровый образ жизни»?
2. Что значит «рациональный режим питания»?
3. Что называют «рациональным режимом двигательной активности»?
4. Чем характеризуется здоровый досуг?
5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию
здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
6. Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом твоего заболевания?
7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса
корригирующей гимнастики при твоем заболевании?
8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней
гимнастики при твоем заболевании?
9. Как сформировать правильную осанку?
10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки
(ноги), полученной во время занятий физической культурой?
11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических
упражнений?
12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?
13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?
14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?
15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
16. Какие ты знаешь основные физические качества?
17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?
18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
(выполняются при отсутствии противопоказаний)
1. Комплекс упражнений ежедневной утренней гигиенической гимнастики (УГГ).
2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).
4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног; спины; брюшного пресса).
5. Комплекс упражнений для развития координации движений.
6. Комплекс упражнений для развития быстроты.
7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
9

8. Комплекс упражнений для развития гибкости.
9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
(из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его.
12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.
13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги.
14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное
кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе;
элементы челночного бега и т.п.).
15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».