МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)
Приложение к АООП НОО с ЗПР
(вариант 7.2)
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Серовская школа - интернат для детей,
нуждающихся в длительном лечении» для обучающихся по
адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
на 2023 – 2024 учебный год
г. Серов
2023 г.
Пояснительная записка
Настоящий учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» для реализации АООП НОО
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) разработан на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 г.);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (с изменениями и дополнениями приказ Министерства просвещения
РФ от 11.02.2022 г. № 69);
- Письма Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»;
- Приказа «Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников», утвержденного Министерством просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022г № 858;
- Письма Министерства просвещения РФ от 5.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, 287»;
- Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями от 20.04.2021 г.);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,
регистрационный № 19993;
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении;
2
- Устава государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении».
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат» определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
его реализации.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат» обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами ГБОУ СО «Серовская школаинтернат». Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождаются
тьюторской поддержкой.
Учебный план является механизмом реализации целей и задач адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся
с ЗПР (вариант 7.2) ГБОУ СО «Серовская школа-интернат». Организация
образовательного процесса строится на основе реализации прав обучающихся на
получение качественного образования.
В основу учебного плана положен вариант № 1 федерального учебного плана
начального общего образования обучающихся с ЗПР в соответствии с Федеральной
адаптированной образовательной программой начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. №
1023. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план составлен в целях:
- реализации требований ФГОС НОО;
- повышения результативности обучения обучающихся;
- обеспечения вариативности и преемственности образования;
- сохранения единого образовательного пространства;
- выполнения гигиенических требований к условиям обучения.
Учебный план определяет:
- перечень предметов, обязательных для изучения на каждой ступени образования,
- оценку их образовательных достижений по итогам учебного года;
- рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными
областями и учебными предметами;
- распределение учебного времени между обязательной частью учебного плана и частью,
формируемой участниками образовательных отношений;
- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
- показатели финансирования (в часах).
3
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план по АООП НОО для обучающихся с ЗПР состоит из двух частей –
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижений важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей
каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано на:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
4
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в ГБОУ СО «Серовская школа-интернат».
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией самостоятельно.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые – до 40 минут.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров,
музеев.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ОВЗ организуется по 5-дневной учебной
неделе. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 учебные недели, в 1 и 1 дополнительном классах – 33 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть – 8 учебных недель;
2 четверть - 8 учебных недель; 3 четверть - 11 учебных недель (10 недель – для 1 и 1
дополнительного класса); 4 четверть - 7 учебных недель.
5
Продолжительность каникул составляет:
по окончании 1 четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании 2 четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней;
дополнительные каникулы – 9 календарных дней (для 1 и 1 дополнительного
классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены после 3 урока – 20 – 30 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 20 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов и 1-х дополнительных классов – не должен
превышать 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за
счет урока физической культуры.
Обучение в 1 и 1 дополнительном классе осуществляется с соблюдением
следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в
день по 40 минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут;
- предоставляются дополнительные каникулы в середине третьей четверти.
Занятия начинаются не ранее 9 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком организуется перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Наполняемость класса в соответствии с СанПиН не превышает 12 человек.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по
завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения
обучающимися с АООП НОО для варианта 7.2. является достижение предметных и
метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы
коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом,
чтением или счетом.
6
Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО для обучающихся с
ЗПР должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант
предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого
дополнительного класса.
Вариант 7.2. характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции
недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении
содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
Обязательная часть учебного плана начального общего образования для варианта
7.2. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений –
20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
- формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность учащихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации
содержания предметных областей.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (Русский язык,
Литературное чтение)
Основные задачи реализации содержания:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и
письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем
возрасту и развитию ребенка;
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
В предметную область «Иностранный язык» введен учебный предмет
Иностранный язык, в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
7
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
Иностранный язык начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы.
Основные задачи реализации содержания предмета Иностранный язык:
- приобретение начальных элементарных навыков восприятия устной и письменной речи
на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение
начальных лингвистических представлений, необходимых для восприятия на
элементарном уровне устной и письменной речи на иностранном языке, формирование
основ дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы.
Предметная область «Математика и информатика» (Математика)
Основные задачи реализации содержания:
- овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых
арифметических задач и другими);
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах
практической деятельности);
- развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир).
Основные задачи реализации содержания:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- развитие представлений об окружающем мире;
- развитие способности использовать сформированные представления о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных
и климатических условиях;
- развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы
религиозных культур и светской этики)
Основные задачи реализации содержания:
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
8
- формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Предметная область «Искусство» (Изобразительное искусство, Музыка)
Основные задачи реализации содержания:
- накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись,
художественная литература, театр и другие) и получение доступного опыта
художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование
стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений
разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и
праздника;
- развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.
Предметная область «Технология» (Технология)
Основные задачи реализации содержания:
- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,
овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия;
- овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение
умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
- формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и
помощи близким.
Предметная область «Физическая культура» (Физическая культура)
Основные задачи реализации содержания:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и
социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений
саморегуляции средствами физической культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
- овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
- формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью;
- овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами;
- овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать
физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна;
- формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок;
9
- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости);
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлено
учебными курсами:
1. курс «Смысловое чтение», 2-3-й классы – 1 час в неделю – целью курса является
создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения
обучающихся младшего школьного возраста;
2. курс «Чистописание», 2-й класс – 1 час в неделю – целью курса является
формирование каллиграфически правильного почерка, четкого и достаточно
скорого письма у детей младшего школьного возраста; повышение грамотности
учеников, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
3. курс «Занимательный русский язык», 3-й класс – 1 час в неделю, целью курса
является расширение, углубление и закрепление у обучающихся знаний по
русскому языку, развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий.
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2023 года в соответствии с письмом Минпросвещения России от 21.12.2022
г. № ТВ-2859/03 ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» реализует третий час физической
активности за счет часов внеурочной деятельности, спортивных секций и спортивных
клубов в рамках дополнительного образования.
Внеурочная деятельность
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет ГБОУ СО «Серовская школа-интернат».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
10
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей ГБОУ СО «Серовская школа-интернат».
Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 7.2. составляет не
менее 1680 часов за пять лет обучения, из них 1178 часов отводится на коррекционноразвивающее направление.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого
обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и (или) индивидуальные
занятия), «Ритмика» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия).
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные)»
Основные задачи реализации содержания:
- совершенствование движений;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля;
- развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение
представлений об окружающей действительности;
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной);
- обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционный курс «Ритмика»
Основные задачи реализации содержания:
- укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально-волевой
сфер;
- развитие общей и речевой моторики;
- развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том
числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением;
- развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной
ориентировки.
Формы промежуточной аттестации
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего
образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей
обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной
программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
11
Освоение образовательной программы начального общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация
проводится, начиная с первого класса. Промежуточная аттестация в 1 классе проводится в
рамках безотметочной системы оценивания в форме комплексной контрольной работы.
Во 2-4 классах подразделяется на четвертную (полугодовую) промежуточную аттестацию,
которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине по итогам
четверти (полугодия), а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится
по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине по итогам учебного года на основе
результатов четвертной (полугодовой) аттестаций.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФАОП НОО, утверждено приказом Минпросвещения России от 24.11.2022
г. № 1023, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат».
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная с 2-го класса в
конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» промежуточная оценка
выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Все предметы обязательной части учебного плана и из части, формируемой
участниками образовательных отношений оцениваются по четвертям. Курсы внеурочной
деятельности являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
В 2023-2024 учебном году промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов
проводится в соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ СО «Серовская
школа-интернат». Обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного
года и имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному
или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью.
Формы промежуточной аттестации для обучающихся 1 – 4 классов:
Формы промежуточной
Предметы, курсы, модули
Классы
аттестации
12
Русский язык, Литературное чтение,
Математика. Окружающий мир
1-й
Итоговая комплексная работа (ИКР)
Русский язык
2-4-й
Контрольный
диктант
грамматическим заданием.
Литературное чтение
2-4-й
Тест.
Иностранный язык (английский,
немецкий)
2-4-й
Контрольная работа.
Математика
2-4-й
Контрольная работа.
Окружающий мир
2-4-й
Тест.
Основы религиозных культур и
светской этики
4-й
Тест.
Изобразительное искусство
2-4-й
Тест.
Музыка
2-4-й
Тест.
Технология
2-4-й
Творческий проект.
Физическая культура
2-4-й
Тест.
Смысловое чтение
2-3-й
Тест.
Чистописание
2-й
Практическая работа.
Занимательный русский язык
3-й
Тест.
с
Учебный план (недельный)
начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2), срок обучения 5 лет
Предметная
Учебный предмет
Количество часов в неделю
Всего
область
2
3
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
5
4
9
литературное
Литературное
4
4
8
чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
0
1
1
13
Математика
и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Математика
4
4
8
Окружающий мир
2
2
4
Основы
религиозных
культур
и
светской этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая
культура
(адаптивная)
0
0
0
1
1
2
1
1
3
1
1
3
2
2
6
21
42
1
2
Итого
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Смысловое чтение
1
Чистописание
1
-
1
Занимательный русский язык
-
1
1
2
23
2
23
4
46
10
10
20
7
3
7
3
14
6
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
3
1
3
2
6
Итого
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую
область):
Коррекционно-развивающая область
Индивидуальные
и
групповые
коррекционные занятия общей и
предметной направленности (ИКЗ по
русскому
языку,
математике
литературному чтению и окружающему
миру)
Развитие и коррекция коммуникативной
функции речи
Развитие высших психических функций
Психокоррекционные (психологические)
занятия
Ритмика
Направления
внеурочной
деятельности
14
Разговоры о важном
Тропинка в профессию
Основы функциональной грамотности
Всего
Количество учебных недель
1
1
1
33
34
1
1
1
33
34
2
2
2
66
Учебный план (годовой)
начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2, срок обучения 5 лет)
Предметная
Учебный предмет
Количество часов в неделю
Всего
область
2
3
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
170
136
306
литературное
Литературное
136
136
272
чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
0
34
34
Математика
и Математика
136
136
272
информатика
Обществознание и Окружающий мир
68
68
136
естествознание
(«Окружающий
мир»)
Основы
Основы
0
0
0
религиозных
религиозных
культур и светской культур
и
этики
светской этики
Искусство
Изобразительное
34
34
68
искусство
Музыка
34
34
68
Технология
Технология
34
34
68
Физическая
Физическая
102
102
204
культура
культура
(адаптивная)
Итого
714
714
1428
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Смысловое чтение
34
34
68
Чистописание
Занимательный русский язык
Итого
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность (включая
34
-
34
-
34
34
68
782
68
782
136
1564
340
340
680
15
коррекционно-развивающую
область):
Коррекционно-развивающая область
238
238
476
Индивидуальные
и
групповые
102
102
204
коррекционные занятия общей и
предметной направленности (ИКЗ по
русскому
языку,
математике,
литературному чтению и окружающему
миру)
Развитие и коррекция коммуникативной
34
34
68
функции речи
Развитие высших психических функций
34
34
68
Психокоррекционные (психологические)
34
34
68
занятия
Ритмика
34
34
68
Направления
внеурочной
102
102
204
деятельности
Разговоры о важном
34
34
68
Тропинка в профессию
34
34
68
Основы функциональной грамотности
34
34
68
Всего
1122
1122
66
Количество учебных недель
34
34
Учебный план начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
является Приложением к АООП НОО.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности образовательной организации. Для организации внеурочной деятельности
обучающихся в работу вовлечены не только учителя начальных классов, а также
воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог. Для эффективности реализации ФГОС начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) используется материально-техническая
база ОУ: спортивный и актовый залы, школьные музеи «Боевой Славы» и «Русской изба»,
школьная библиотека, библиотеки п. Энергетиков, ДК «Надеждинский», Дворовые клубы
«Огонёк», «Буревестник» и др.
16
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)