МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)
Приложение к ООП ООО
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Серовская школа - интернат для детей,
нуждающихся в длительном лечении»
(основное общее образование 8 - 9 класс)
на 2023 – 2024 учебный год
г. Серов
2023
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования ГБОУ СО «Серовская школаинтернат» реализует основную образовательную программу основного общего
образования (далее - Программа) и является важнейшим нормативным документом по
введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (далее – Стандарт).
Настоящий учебный план основного общего образования определяет общий объем
учебной нагрузки обучающихся, состав учебных дисциплин, распределяет учебное время,
отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам.
Учебный план составлен в соответствии с нормативно – правовыми
документами, определяющими содержание общего образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 17.02.2023 г. № 26-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее — ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол заседания от 15 сентября 2022 г. № 6/22);
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (с изм. приказ Министерства просвещения РФ от 11.02.2022 г. №
69);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2018 г. №
08-12-14 «По вопросу обязательного изучения «второго иностранного языка» на уровне
основного общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 5.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, 287»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»;
- Приказ «Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
2
использования исключенных учебников», утвержденного Министерством просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022г № 858;
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями от 20.04.2021 г.);
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 10.11.2017 г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения
родного языка»;
- Основная образовательная программа основного общего образования государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Содержание образования основной школы направлено на формирование у
обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с
другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
В основу учебного плана положен вариант учебного плана № 3 примерной
основной образовательной программы, одобренной решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 15.09.2022 г. № 6/22.
Вариант № 3 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке в режиме шестидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года в 8 - 9 классах составляет 34 учебные недели. Для
выпускников 9-х классов окончание учебного года устанавливается в соответствии с
графиком проведения Государственной итоговой аттестации.
Учебные занятия проводятся по 6-дневной учебной неделе в первую смену.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных часов)
соответствует требованиям п. 10.5 СанПиН 2.4. 2821-10 в 8-9 классах – 36 часов.
Общее количество учебных занятий за 5 лет составляет 5848 часов.
Продолжительность урока составляет 40 минут. Во время уроков осуществляется
чередование различных видов образовательной деятельности (за исключением
контрольных и проверочных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных
видов образовательной деятельности (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание
т.д.) соответствует п.10.18 СанПиН 2.4. 2821-10 и составляет 10-15 минут.
Объем домашних заданий (по всем учебным предметам) соответствует п. 10.30
СанПиН 2.4.2821-10 и не превышает (в астрономических часах): в-8 классе – 2,5 ч., 9
классе – до 3,5 ч.
Организация образовательного процесса в школе-интернате построена в
охранительно-оздоровительном режиме с использованием принципов лечебной
педагогики при сопровождении учебно-воспитательного процесса, что позволяет решить
проблемы физической и социальной реабилитации больных детей.
Учебный план на уровне основного общего образования направлен на становление и
формирование личности обучающегося: формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком
3
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
- родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
- иностранные языки (иностранный язык (английский, немецкий), второй иностранный
язык (английский, немецкий);
- общественно - научные предметы (история, обществознание, география);
- математика и информатика (алгебра, геометрия, вероятность и статистика,
информатика);
- естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности).
Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными
предметами: «Русский язык», «Литература». Изучение русского языка и литературы
направлено на развитие речи, мышления, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к
слову, стремления совершенствовать свою речь, на развитие нравственных качеств
школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Иностранный язык» (английский, немецкий). Освоение учебного предмета
«Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня
иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном
языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала
основной школы, как с носителями иностранного языка, так и с представителями других
стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и
межкультурного общения.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом; «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», «Информатика» (7-9
классы). Изучение математики направлено на формирование первоначальных
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие
образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и
практических задач и продолжения образования.
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у обучающихся
формируется информационная и алгоритмическая культура; формируется представление о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развивается
4
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в
современном обществе; формируются представления о роли информационных технологий
и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных
исследованиях; вырабатывается, умение соблюдать нормы информационной этики и
права. Учебный предмет «Информатика» представлен в учебном плане в объеме 1 час в
неделю.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными
предметами: «История», «Обществознание», «География».
Учебный предмет «История» изучается в 8 классе по 2 часа в неделю, в 9 классе –
2,5 часа. В 9 классе при реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в
курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История»
История России увеличено на 14 учебных часов.
Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по
модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек»,
«Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право», изучается в 8-9 классах по 1
часу в неделю.
Учебный предмет «География» изучается в 8-9 классах – 2 часа в неделю.
Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена учебными
предметами: «Физика, «Химия», «Биология». Учебный предмет «Биология» изучается в 89 классах – 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Физика» изучается в 8 классе в объеме 2 часа в неделю, в 9
классе – 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9 классах в объеме 2 часа в неделю.
Осваивая эти предметы, обучающиеся получают знания о живой природе и присущих ей
закономерностях, воспринимают целостную естественно научную картину мира,
ориентированы на формирование общеучебных, общеинтеллектуальных компетенций,
получают опыт исследовательской деятельности, носящий надпредметный и
межпредметный характер.
Предметная область «Искусство» представлены учебными предметами «Музыка»
и «Изобразительное искусство». Каждый предмет изучается в объёме 1 час в неделю в 8
классе в соответствии с примерным учебным планом.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом
«Технология», который изучается в объеме 1 час в неделю в 8-9 классе.
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Физическая культура» и
«Основы безопасности и жизнедеятельности».
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности
ученика. Реализуется в объёме 3 часа в неделю.
«Основы безопасности жизнедеятельности» - общеобразовательный предмет, в
которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания
(производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных
факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением курса достигается формирование у
школьников представления о неразрывном единстве жизнедеятельности с требованиями к
безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует
5
сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в
экстремальных условиях.
Происходит деление классов на группы в процессе обучения по предметам
«Иностранный язык» (английский, немецкий), «Технология».
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный
компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство образовательного
пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками школы
необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности
адаптации в современных социальных реалиях и продолжения образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного
учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Время, отводимое
на данную часть учебного плана, использовано на:
- введение учебных предметов (курсов) темы которых расширяют, углубляют отдельные
предметы обязательной части учебного плана;
- введение специально разработанных учебных предметов (курсов), обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими учебными курсами:
- Вопросы анатомии: расширяет знания учащихся по анатомии, физиологии, психологии
и гигиене человека. В рамках программы продолжается формирование навыков
исследовательской деятельности, происходит развитие информационно-коммуникативной
культуры учащихся, возникает устойчивый познавательный интерес к изучению себя как
уникального организма и уникальной личности.
- «Русский язык и современность»: совершенствование речевой деятельности учащихся на
основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета.
- «Общая физическая подготовка и спортивные игры» - учебный курс направлен на
развитие основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы,
выносливости; повышение культуры и сознательности, привитие навыков соблюдения
спортивной этики и дисциплины.
- «Практикум по информатике в формате ОГЭ» - программа учебного курса направлена
на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на
тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ. Это позволит
обучающимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить
темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед
сдачей ОГЭ.
- «Решение задач при подготовке к ОГЭ» - программа курса позволяет расширить и
углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивает мышление и
исследовательские знания обучающихся; формируют базу общих универсальных приёмов
и подходов к решению заданий соответствующих типов, позволяет обучающемуся
6
получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по математике за курс основной
школы.
- «Основы изодеятельности»: целью курса является обще эстетическое развитие
учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Учебный план основного общего образования (недельный)
при 6-и дневной учебной неделе
Предметная
область
Учебный предмет
Количество часов в неделю
8 класс
9 класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык.
Литература
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
3
2
3
3
3
3
6
5
6
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
3
2
1
3
2
1
6
4
2
1
1
2
История
2
2
4
0,5
0,5
1
2
2
2
2
1
-
1
2
3
2
2
-
2
4
5
4
4
1
-
1
1
1
1
2
3
3
6
32
32,5
64,5
Введение в
новейшую историю
России
Обществознание
География
Естественно Физика
научные
Химия
предметы
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Основы
культура и
безопасности
Основы
жизнедеятельности
безопасности
Физическая
жизнедеятельнос культура
ти
Итого по федеральному компоненту
7
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
4
3,5
7,5
Русский язык и современность
Вопросы анатомии
Практикум по информатике в формате
ОГЭ
Общая физическая подготовка и
спортивные игры
Основы изодеятельности
Решение задач при подготовке к ОГЭ
Предельно-допустимая учебная
нагрузка
1
1
-
1
1
2
1
1
1
0,5
1,5
1
36
1
36
1
1
72
Учебный план основного общего образования (годовой)
при 6-и дневной учебной неделе
Предметная
область
Учебный предмет
Количество часов в неделю
8 класс
9 класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык.
Литература
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественно научные
предметы
Искусство
Русский язык
Литература
Иностранный язык
102
68
102
102
102
102
204
170
204
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
102
68
34
102
68
34
204
136
68
34
34
68
История
68
68
136
17
17
34
68
102
68
68
-
68
136
170
136
136
34
0
Введение в
новейшую историю
России
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
34
68
68
68
68
34
-
8
Технология
Технология
Физическая
Основы
культура и
безопасности
Основы
жизнедеятельности
безопасности
Физическая
жизнедеятельнос культура
ти
Итого по федеральному компоненту
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык и современность
34
34
34
34
68
102
102
136
1088
1105
2193
136
119
255
34
34
68
Практикум по информатике в формате
ОГЭ
Вопросы анатомии
-
34
34
34
-
34
Решение задач при подготовке к ОГЭ
-
34
34
34
17
51
34
-
34
1224
1224
2448
Общая физическая подготовка
спортивные игры
Основы изодеятельности
Предельно-допустимая учебная
нагрузка
и
Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям Внеурочной деятельности позволяет в полной
мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов
и является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность на базе ГБО СО «Серовская школа-интернат»
реализуется в соответствии с требованиями Стандарта через системы неаудиторной
занятости, дополнительного образования. Внеурочная деятельность организуется по
направлениям
развития
личности
(духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное), конкретизируется
в Плане внеурочной деятельности Основного общего образования ГБОУ СО «Серовская
школа-интернат».
Занятия проводятся в форме бесед, тренировочных занятий, экскурсий, кружков,
9
секций, проектной деятельности, круглых столов, диспутов, соревнований, КТД. Для
организации внеурочной деятельности привлекаются ресурсы дополнительного
образования, функционирующего в ОУ.
Чередование учебной и внеурочной деятельности основного общего образования
определяется расписаниями учебных занятий и занятий внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Каждый учебный предмет
учебного плана в зависимости от предметного содержания и релевантных способов
организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности
для формирования универсальных учебных действий.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
- «Разговоры о важном» - внеурочное занятие направлено на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре; формирование соответствующей
внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
- «Россия — мои горизонты» - профориентационный курс внеурочной деятельности
направлен на развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни;
формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения
своего образования и будущей профессии.
- «Биология в вопросах и ответах» - программа курса позволяет расширить и углубить
изучаемый материал по школьному курсу, развивает мышление и исследовательские
знания обучающихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к
решению заданий соответствующих типов, позволяет обучающемуся получить
дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по биологии за курс основной школы.
- «Художественная гимнастика» - курс внеурочной деятельности направлен на
повышение мастерства и художественной выразительности, развития пластики тела.
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
Количество часов в неделю
Итого
8
9
Разговоры о важном
1
1
2
Россия — мои горизонты
1
1
2
Биология в вопросах и ответах
1
1
Художественная гимнастика
1
1
2
ИТОГО недельная нагрузка
3
4
7
План внеурочной деятельности (годовой)
Учебные курсы
Количество часов в неделю
8
9
Разговоры о важном
34
34
Россия — мои горизонты
34
34
Биология в вопросах и ответах
34
Художественная гимнастика
34
34
ИТОГО недельная нагрузка
102
136
Итого
68
68
34
68
238
10
*Данная работа проводится по плану воспитательной
руководителя и плану образовательной организации.
работы
классного
Промежуточная аттестация
Структура промежуточной аттестации в 5-9 классах определяется Положением о
периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся в государственном бюджетном общеобразовательном
учреждении Свердловской области «Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся
в длительном лечении». Организация и проведение государственной итоговой аттестации
в 9-х классах осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Объем
времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
календарным учебным графиком каждого уровня общего образования на 2023–2024
учебный год.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно или администрацией школы в соответствии с утвержденным графиком
административных контрольных работ, в форме годовой письменной работы (тест,
диктант, изложение, сочинение, комплексная или контрольная работа) и годовой отметки
по учебным предметам, курсам, предусмотренным учебным планом.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
локальным нормативным актом школы.
Формы промежуточной аттестации
Предметные области
Учебные предметы
Формы промежуточной
аттестации
Русский
язык
и Русский язык
Диктант
с
грамматическим
литература
заданием, изложение, сочинение
Литература
Контрольная
работа,
тест,
сочинение
Родной язык и родная Родной язык
Тест
литература
Родная литература
Тест
Иностранные языки
Иностранный язык
Контрольная работа
Второй иностранный язык Тест
Математика
и Математика
Контрольная работа
информатика
Алгебра
Контрольная работа
Геометрия
Контрольная работа
Вероятность и статистика Тест
Информатика
Индивидуальный проект
Общественно-научные
История
Тест
предметы
Обществознание
Тест
География
Тест
Естественно-научные
Физика
Контрольная работа, лабораторная
11
предметы
Химия
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы
безопасности
жизнедеятельности
Основы
духовнонравственной культуры
народов России
Русский
язык
и
современность
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Основы изодеятельности
За страницами учебника
биология
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
работа
Контрольная работа, лабораторная
работа
Контрольная работа, тест
Творческая работа
Тест, индивидуальный проект
Разработка
изделий,
индивидуальный проект
Физическая культура
Сдача нормативов, тест
Основы
безопасности Тест
жизнедеятельности
Основы
духовно- Тест
нравственной
культуры
народов России
Комплексная контрольная работа
Тест
Творческий проект, работа
Публичное выступление
12
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)