Учебный план АООП ООО на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)

Приложение к АООП ООО
для обучающихся с ЗПР
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Серовская школа - интернат для детей,
нуждающихся в длительном лечении» по
адаптированной основной общеобразовательной программе основного
общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7)
на 2023 – 2024 учебный год

г. Серов
2023 г.

Пояснительная записка
Учебный план ОУ, реализующих АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7)
(далее ― учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план составлен в соответствии с нормативно – правовыми документами,
определяющими содержание общего образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 07.02.2021 г. № 10-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025
«Об утверждении адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.;
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- Рабочая программа воспитания ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»;
- Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.1997 г. №
2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего
обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки
обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VII вида»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»;
- Инструктивно-методическое письмо Департамента общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 020 г. № 254»;
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями от 20.04.2021 г.);
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 10.11.2017 г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения
родного языка»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно2

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,
регистрационный № 19993;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. № 28
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированным в Минюсте России 18.12.
2020 г., регистрационный номер 61572);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении
СаПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 г. № 26,
зарегистрированным в Минюсте России 14.08. 2015 г. № 38528;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 г.
№ 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии» в части индивидуальных и групповых коррекционных занятий общей и
предметной направленности;
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»;
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении».
Учебный план является механизмом реализации целей и задач Адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
и является нормативным документом по внедрению и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным
графиком образовательного учреждения. Продолжительность учебного года – 34 учебные
недели. Учебный план на 2023-2024 учебный год предусматривает продолжительность
урока согласно Устава ОУ – 40 минут. В режиме работы ОУ предусмотрена динамическая
пауза в середине учебного дня - не менее 30 минут. Учебный процесс осуществляется в
первую смену по 5-дневной учебной неделе.
В основу учебного плана положен вариант № 1 федерального учебного плана
основного общего образования обучающихся с ЗПР в соответствии с Федеральной
адаптированной образовательной программой основного общего образования для
обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. №
1023. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть определяет:

3

- перечень предметов, обязательных для изучения на ступени образования, по которым
проводится итоговая аттестации выпускников этой ступени или оценка их
образовательных достижений по итогам учебного года;
- рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными
областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Примерной
образовательной программы ООО.
Учебный план определяет:
- распределение учебного времени между федеральным компонентом и частью,
формируемой образовательным учреждением, объем аудиторной нагрузки обучающихся;
- показатели финансирования (в часах).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива, которое может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
Предметная область «Русский язык и литература»
Русский язык
Изучение предметной области «Русский язык и литература» - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирование гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать и быть понятым,
выражать внутренний мир человека, должно обеспечить получение доступа к
литературному наследию, к сокровищам отечественной и мировой цивилизации,
формирование основы для понимания особенностей разных культур, формирование
базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения высоких
результатов при изучении других учебных предметов.
Литература
Научно-методические подходы к преподаванию литературы базируются на
формировании литературоведческой и читательской компетенции. Курс литературы
реализует требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам
по каждой изучаемой теме. Важной особенностью изучения литературы является
овладение обучающимися следующими видами деятельности: чтение, комментарий,
помогающий раскрыть историко-культурный контекст эпохи, проблемы и
художественные искания времени, анализ и интерпретация художественного текста
Предметная область «Иностранные языки»
Английский язык
Обучение иностранному языку обеспечивает преемственность с начальной школой,
развитие и совершенствование коммуникативной компетентности на иностранном языке в
4

говорении, аудировании, чтении и письме с целью формирования коммуникативной
культуры учащихся средствами иностранного языка.
Предметная область «Математика и информатика»
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика» (5-6 классы); «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика», «Информатика» (7 класс). Изучение математики направлено на
формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической
речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач и продолжения образования. Изучение курса
«Вероятность и статистика» ориентировано на знакомство с элементарными
представлениями о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
- основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
- междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
История
Историческое образование на уровне основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся
Приоритетной целью изучения истории и обществознания в основной школе на
современном этапе является воспитание гражданственности, национальной идентичности,
культуры социального поведения, формирование мировоззренческих убеждений
учащихся.
Обществознание
Изучение курса обществознание обеспечивает формирование мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ,
гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
Предметная область «Естественно – научные предметы»
Физика
Изучение физики способствует развитию у обучающихся пространственного
воображения, функциональной грамотности, умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах. Значимость предмета
для развития жизненной компетенции обучающихся заключается в усвоении основы
физических знаний, необходимых для повседневной жизни; навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; формировании
экологической культуры.
География
5

Изучение географии направлено на освоение знаний об основных географических
понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
территорий, о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности, об
окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Биология
Курс биологии направлен на формирование представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человека как биосоциальном
существе.
Предметная область «Искусство»
Музыка и Изобразительное искусство
Преподавание данных учебных предметов в основной школе является
неотъемлемой частью общего образования и вносит значительный вклад в формирование
личности современного всестороннего образованного человека, обеспечивая развитие его
эмоционально-нравственной и сенсорной культуры, художественных и творческих
способностей. Цель учебных курсов - развитие визуально-пространственного мышления
учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего
возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном
пространстве культуры.
Предметная область «Технология»
Технология
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
школьников, включает базовые перспективные технологии и предусматривает творческое
развитие обучающихся в системе проектов, позволит приобрести общетрудовые и
специальные навыки.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности»
Физическая культура
Целью предмета «Физическая культура» является формирование разносторонней
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Предметная область «Основы духовно - нравственной культуры народов
России»
Основы духовно- нравственной культуры народов России
Включение в учебный план данной учебной дисциплины направлено на
достижение следующих результатов:
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительстве, потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры и истории
традиционных религий России и человечества, становления гражданского общества и
российской государственности.
6

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного
учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Время, отводимое
на данную часть учебного плана, использовано на:
- введение учебных предметов (курсов) темы которых расширяют, углубляют отдельные
предметы обязательной части учебного плана;
- введение специально разработанных учебных предметов (курсов), обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование
понимания личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности; формирование убеждения в необходимости безопасного здорового
образа жизни.
Учебный курс «Занимательный русский» направлен на углубление и закрепление
знаний школьников по русскому языку, расширение лингвистического кругозора через
систему развивающих занятий.
В учебном плане предусмотрено деление классов на группы по учебному предмету
технология.
Основной формой организации образовательного процесса является классноурочная форма. Организация учебного процесса для детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья, определенные заключением ПМПК, носит реабилитационный
характер и включает:
- индивидуализацию в процессе учебных занятий;
- оказание педагогической поддержки специалистами: учителем-логопедом, педагогом –
психологом; и позволяет повысить уровень развития обучающихся, восполнить пробелы,
предшествующего развития и образования, корректировать отклонения в развитии
познавательной сферы, подготовить к восприятию нового учебного материала и
расширить знания по отдельным учебным дисциплинам.
Результатом образования выпускников, освоивших общеобразовательные
программы основного общего образования, является личность, овладевшая основами
мышления, культурой речи, основами знаний и познавательным опытом, позволяющим
продолжать образование на основе сознательного выбора профессиональных видов
деятельности.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя
поурочное тематическое оценивание результатов, аттестацию по окончании четверти,
полугодия и аттестацию по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и
устно. Формами проведения письменной аттестации являются:
- диктант;
- контрольная работа;
- контрольный срез знаний по определенной теме;
- изложение;
- сочинение;
7

- тест;
- письменный зачет.
К устным видам промежуточной аттестации относятся:
- проверка техники чтения;
- защита рефератов, проектов, исследовательских работ, творческих работ;
- зачет;
- сдача нормативов по физической культуре;
- итоговый опрос.
Промежуточная аттестация может проводиться и в форме компьютерного
тестирования. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются рабочими
программами учебных курсов дисциплин, модулей.
Внеурочная деятельность
Содержание образования основной школы направлено на формирование у
обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с
другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности
школьников (кроме учебной), при которых возможно и целесообразно решение задач их
коррекции, развития, воспитания и социализации. Выбор индивидуальных и групповых
занятий, их содержание определяется исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР, на основании рекомендаций ПМПк В соответствии с требованиями
ФГОС ООО внеурочная деятельность для обучающихся с ОВЗ организуется по
направлениям развития личности: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Содержание внеурочной деятельности может меняться в зависимости от
потребностей обучающихся. При организации внеурочной деятельности обучающихся
используются возможности образовательной организации.
В соответствии с п. 8.3 и 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых
для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет
10 часов в неделю на каждый класс, из которых предусматриваются часы на реализацию
обязательных занятий коррекционной направленности и часы на развивающую область с
учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
Поэтому план внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР представлен
коррекционными занятиями (психологическая коррекция, логопедическая коррекция и
педагогическая коррекция (по отдельным учебным предметам), а также различными
мероприятиями в рамках внеурочной деятельности. Эти занятия не входят в максимально
допустимое количество часов по СанПиН 2.4.2.3286-15.
Цель психологической коррекции – преодоление и ослабление проблем в
психическом и личностном развитии обучающегося, гармонизация его личности и
межличностных отношений.
8

Цель логопедической коррекции – диагностика, коррекция и развитие всех сторон
речи, связной речи обучающегося.
Цель педагогической коррекции – преодоление образовательных дефицитов и
трудностей в освоении программ по предметам.
Курс внеурочной деятельности «Ритмика» направлен на выявление творческих
способностей в области искусства танца, приобретение навыков хореографического
движения, ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства
танца.
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» относится к духовнонравственному направлению, целью занятий должно стать развитие ценностного
отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные дни (по согласию родителей (законных
представителей обучающихся). Занятия проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в
спортивном зале, актовом зале, библиотечно-информационном центре.
Все обучение на уровне основного общего образования для обучающихся с ОВЗ
носит коррекционно-развивающий характер.
Учебный план АООП ООО с ЗПР (недельный) (вариант 7)
Предметная
Учебный предмет
Количество часов в неделю
Всего
область
5 класс
7 класс
Обязательная часть
Русский
язык. Русский язык
5
4
9
Литература
Литература
3
2
5
Иностранный язык Иностранный язык
3
3
6
Математика
и Математика
5
5
информатика
Алгебра
3
3
Геометрия
2
2
Вероятность
и
1
статистика
Информатика
1
1
Основы духовно - Основы духовно 1
1
нравственной
нравственной
культуры народов культуры
народов
России
России
ОбщественноИстория
2
2
4
научные предметы Обществознание
1
1
География
1
2
3
Естественно
- Физика
2
2
научные предметы Химия
Биология
1
1
2
Искусство
Музыка
1
1
2

9

Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Основы безопасности
культура и Основы жизнедеятельности
безопасности
Физическая культура
жизнедеятельности
Итого по федеральному компоненту
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Основы безопасности жизнедеятельности
Занимательный русский
Предельно-допустимая
учебная
нагрузка
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические и
дефектологические)
Коррекционный курс: «Логопедические
занятия»
Другие
направления
внеурочной
деятельности
Ритмика
Разговоры о важном
Россия- мои горизонты
Итого к финансированию

1

1

2

2
-

2
-

4
-

2

2

4

27
2

30
2

57
4

1
1
29

1
1
32

2
2
61

7

8

14

3

3

6

2

2

4

2

2

4

1
1
36

1
1
1
40

2
2
1
76

Учебный план АООП ООО с ЗПР (годовой) (вариант 7)
Предметная
Учебный предмет
Количество часов в неделю
Всего
область
5 класс
7 класс
Обязательная часть
Русский
язык. Русский язык
170
136
306
Литература
Литература
102
68
170
Иностранный язык Иностранный язык
102
102
204
Математика
и Математика
170
170
информатика
Алгебра
102
102
Геометрия
68
68
Вероятность
и
34
34
статистика
Информатика
34
34
Основы духовно - Основы духовно 34
34
нравственной
нравственной
10

культуры народов
России
Общественнонаучные предметы

культуры
народов
России
История
Обществознание
География
Естественно
- Физика
научные предметы Химия
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Основы безопасности
культура и Основы жизнедеятельности
безопасности
Физическая культура
жизнедеятельности
Итого по федеральному компоненту
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Основы безопасности жизнедеятельности
Занимательный русский
Предельно-допустимая
учебная
нагрузка
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические и
дефектологические)
Коррекционный курс: «Логопедические
занятия»
Другие
направления
внеурочной
деятельности
Ритмика
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Итого к финансированию

68

34
34
34

68
34
68
68
34
34
34

136
34
102
68
68
68
68

68
-

68
-

136
-

68

68

136

918
68

1020
68

2006
136

34
34
986

34
34
1088

68
68
2074

238

238

476

102

102

204

68

68

136

68

68

136

34
34
1224

34
34
34
1360

68
68
34
2584

34

*Внеклассные мероприятия, которые реализуются по плану классного руководителя и
плану воспитательной работы ОУ:

11

Общеинтеллектуаль
ное

*Исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции,
конкурсы познавательной направленности, предметные недели,
познавательные
игры
и
викторины,
олимпиады,
интеллектуальный марафон, классные часы (согласно системе
классных часов), библиотечные уроки, исследовательские и
творческие проекты, выставки творческих работ, презентации,
конкурсы рисунков.

Общекультурное

*Художественные выставки, спектакли, социальные проекты
на основе художественной деятельности, акции, конкурсы,
знакомство с достопримечательностями города, классные часы
(согласно системе классных часов), культпоходы в театры,
музеи, на концерты, выставки, кинотеатры.

Социальное

*Общественно полезная деятельность, социальные акции,
обсуждения газетных и журнальных публикаций по проблеме,
просмотр видеофильмов, классные часы (согласно системе
классных часов), недели безопасности.
*Дни здоровья, подвижные игры, соревнования, участие в
спортивных соревнованиях, классные часы (согласно системе
классных часов), беседы о ЗОЖ, динамические паузы,
спартакиады, турниры, конкурсы плакатов, пропагандирующих
здоровый образ жизни, встречи с медицинскими работниками,
индивидуальные и групповые консультации с педагогомпсихологом, интерактивные игры, обсуждение газетных и
журнальных
публикаций
по
проблеме,
просмотр
видеофильмов.
*Фестивали, театрализованные представления, празднование
памятных дат, праздничные концерты, смотры, конкурсы,
читательские конференции, кинопросмотры, часы общения,
встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн и ветеранами тыла
и труда, классные часы, музейные уроки.

Спортивнооздоровительное
направление

Духовнонравственное
направление

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».