Вопросы анатомии 8 класс (вариант 7)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО:
И.о. директора
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Вопросы анатомии»
для обучающихся 8 класса по АООП ООО
(вариант 7)

г. Серов, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Вопросы анатомии» для обучающихся 8
класса по адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования (вариант 7) составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Одним из ключевых
требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим
компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями
и навыками проектно-исследовательской деятельностью. Рабочая программа курса
«Вопросы анатомии» направлена на формирование интереса к изучению биологии,
развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка
учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 8 классах закладываются основы
многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех
последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков,
которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 8 классе достаточно велико,
поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления
и отработки практических умений учащихся.
Реализация
данной
программы
естественно-научной
направленности
предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания кабинета
биологии.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя
вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со
структурой работы.
Программа курса расширяет знания учащихся по анатомии, физиологии,
психологии и гигиене человека. В рамках программы продолжается формирование
навыков исследовательской деятельности, происходит развитие информационнокоммуникативной культуры учащихся, возникает устойчивый познавательный интерес к
изучению себя как уникального организма и уникальной личности.
Учебный курс «Вопросы анатомии» предусматривает выработку ряда практических
умений, направленных на оценку функционального состояния своего организма.
Рассмотрение проблем сохранения здоровья, изучение принципов здорового образа жизни
позволяют повысить анатомическую грамотность учащихся, сформировать отношение к
здоровью как к величайшей ценности.
Программа учебного курса «Вопросы анатомии» для обучающихся 8 класса
рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Цель изучения курса – создание мотивационной основы для осознанного выбора
естественно-научного профиля обучения выпускниками основной школы.
Задачи изучения курса:
2

• расширить предметные знания школьников о строении и функциях человеческого
организма;
• углубить знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека;
• способствовать повышению интереса учащихся к самопознанию;
• продолжить освоение умений, связанных с контролем за деятельностью своего
организма;
• продолжить формирование навыков исследовательской деятельности в области
естественных наук;
• способствовать развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся
(использование различных источников информации, сотрудничество при работе в
группах, ведение дискуссии, представление докладов и результатов исследований);
• продолжить формирование валеологической грамотности, ценностного отношения к
здоровью.
В результате изучения учебного курса обучающиеся должны знать:
• основные понятия, связанные со строением и функционированием
организма человека;
• методы проведения научных исследований, применяющиеся при изучении анатомии и
физиологии человека;
• качественные и количественные показатели, характеризующие функциональное
состояние организма человека;
• правила здорового образа жизни.
Обучающиеся должны уметь:
• проводить самонаблюдение и оценивать некоторые функциональные параметры своего
организма;
• проводить эксперименты, связанные с изучением строения, функций и возможностей
организма человека, анализировать, обобщать собранные данные, представлять
результаты;
• объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;
• получать знания о строении организма человека самостоятельно путем работы с
различными источниками информации;
• соблюдать правила работы в парах, группах;
• участвовать в беседах, дискуссиях, корректно отстаивать свою точку зрения,
выслушивать мнение товарищей;
• готовить письменные и устные отчеты о результатах исследовательской деятельности.
Занятия в рамках учебного курса «Вопросы анатомии» имеют практическую
направленность, лекционную форму.
Специфическим для данного курса является метод самонаблюдения. Он
заключается в проведении наблюдений и простейших опытов над собственным
организмом. Самонаблюдение может проводиться в классе и дома. Например,
исследование индивидуальных особенностей оценки степени утомления. Метод
самонаблюдения способствует повышению интереса к исследованию своего организма,
его состояния и возможностей.
Частично-поисковый метод используется при проведении дискуссий, обсуждении
результатов работ. Усвоение знаний и умений происходит путем аналитической
3

деятельности, интеллектуального поиска. Вопросы для обсуждения подбираются так,
чтобы ученики имели возможность дать оценку, сделать самостоятельное заключение,
вывод.
Успешность изучения курса зависит от форм организации познавательной
деятельности учащихся. Индивидуальная деятельность, позволяющая учесть особенности
ребенка, используется при выполнении самонаблюдений, некоторых исследовательских и
практических работ.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает
одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.
Групповая форма работы, а также работа в парах постоянного состава уместна при
проведении большинства практических работ. В процессе совместной работы реализуется
потребность школьников в общении, в предъявлении своих знаний, совершенствуется
умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Все это способствует развитию
информационно-коммуникативной культуры учащихся.
Формы проверки знаний и умений обучающихся включают:
• текущий контроль
• тематический контроль
• зачетный практикум
• обобщающий (итоговый) контроль в форме тестирования проведенных исследований.

№
1
2
3
4
5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание тем
Количество
часов
Введение. Методы изучения организма человека.
1
Входное тестирование, анкета.
Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном
1
или немного о гармонии
Опора и движение организма. У истоков изучения
1
скелета. Общий план скелета человека и животных.
Части костного аппарата.
1
Пропорции тела. Рост человека.
1
1

8
9

Практическая работа № 1. Определение
пропорциональности телосложения.
Практическая работа № 2. Освоение навыков
формирования правильной осанки, походки,
посадки за партой.
Скелет человека в будущем.
Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета.

10

Работа мышц нашего тела.

1

11

Утомление и отдых.

1

6
7

1

1
1

Форма
проведения
Беседа
Лекция
Лекция,
презентация
Лекция
Лекция,
презентация
Практическая
работа
Практическая
работа
Лекция
Лекция,
презентация
Лекция,
презентация
Презентация
4

1

13

Практическая работа № 3. Оценка степени
утомления
Кровь. Красные клетки крови.

14

Защитные свойства крови. « Людской мор»

1

15
16

Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета.
И. Мечников - рыцарь борьбы с болезнями.

1
1

17
18

Антибиотики.
Восполнение потерь крови. Совместимость и
несовместимость.
Кровообращение. Предыстория главного открытия.
Биография В.Гарвея.
Движение крови в сосудах. Давление крови.

1
1

Практическая
работа
№
4.
артериального давления.
Сердце. Работоспособность сердца.

1

12

19
20
21
22
23
24

25
26
27
28

29
30
31
32
33

34

Измерение

1

1
1

1

Практическая
работа
Лекция,
презентация
Презентация,
беседа
Лекция
Презентация,
беседа
Лекция
Лекция,
презентация
Презентация,
беседа
Лекция,
презентация
Практическая
работа
Лекция,
презентация
Лекция
Беседа

Болезни и лечение сердца.
Дыхание. Как надо дышать. Лабораторная работа
№ 5. Определение продолжительности задержки
дыхания в покое и после дозированной нагрузки.
Вред курения.
Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб - живой
орган.
Печень. Поджелудочная железа.

1
1

Гигиена питания. Десять модных диет или как
правильно питаться. Практическая работа № 6.
Составление суточного рациона.
Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.
Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

1

Нервная система. Строение и функции спинного и
головного мозга. Творцы науки о мозге.
Анализаторы. Общие свойства анализаторов.

1

Мой темперамент и характер. Практическая
работа № 7. Изучение типов темперамента и
характера школьников.
Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ.
Тест «Что я знаю и чего не знаю?»

1

Сообщения
Лекция,
презентация
Лекция,
презентация
Беседа,
Практическая
работа
Беседа
Лекция,
презентация
Лекция,
презентация
Лекция,
презентация
Тестирование

1

Тестирование

1
1
1

1
1

1

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
 Учебная лаборатория
 Микроскопы
 Комплект муляжей
 Оборудование для опытов и экспериментов.
 Компьютер
 Мультимедийный проектор
Информационное обеспечение:
 справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по
предметам, раздаточный материал, образцы творческих работ.
Литература для учителя
1. Данилин А. И. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центр полиграф, 2000.
2. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании:
методическое пособие. / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.
3. Коробейникова Л. А., Лапочкин И. А.П. Профессиональная ориентация школьников на
медицинские специальности: Методические рекомендации в помощь преподавателям
биологии. / Под ред. Л А Коробейниковой. – Вологда, 1990.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.
5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
6. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа, 2000.
7. Интернет-ресурсы.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm
—
биологическое
разнообразие
Росси
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».