МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по информатике в формате ОГЭ»
для обучающихся 9 класса
г. Серов, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по информатике в формате
ОГЭ» для обучающихся по основной общеобразовательной программе основного общего
образования составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №
1897.
Программа рассчитана на обучающихся 9 класса, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель учебного курса: расширение содержания основного образования по курсу
информатики для повышения качества результатов ОГЭ.
Задачи:
изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по
информатике и ИКТ;
повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным
тематическим блокам по информатике и ИКТ;
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в
соответствии с требованиями инструкции по проверке;
отработка навыка решения заданий части 2 ОГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности
за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества; готовность к повышению своего образовательного
уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями
«алгоритм», «исполнитель» и др.
2
«объект»,
«система»,
«модель»,
владение
умениями
организации
собственной
учебной
деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного
результата,
разбиение
задачи
на
подзадачи,
разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение
результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание
учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства.
Предметные результаты:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
3
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Информация и ее кодирование (3 часа). Повторение методов решения задач по
теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации
(вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее
информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее
информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее
информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Алгоритмизация и программирование (2 часа). Основные понятия, связанные с
использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на
исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на
алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов
решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с
кратким ответом) и анализ дерева игры.
Основы логики (3 часа). Основные понятия и определения (таблицы истинности)
трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также
импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных
задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц
истинности, построение логических схем. Решение логических задач на
применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
Моделирование и компьютерный эксперимент (2 часа). Повторение методов
решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и
формализацию.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий (3
часа). Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и
функциональных возможностей основных видов программного обеспечения,
структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов.
Решение тренировочных задач по теме.
Технология обработки графической и звуковой информации (3 часа).
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов
компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение
задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и
цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета»,
«графический объект», «графический примитив», «пиксель».
Технология обработки информации в электронных таблицах (4 часа).
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и
относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление
4
числовых данных в виде диаграмм. Решение практических задач третьей части
экзамена по информатике.
8. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (2
часа). Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и
основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля»,
а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение
тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их
сортировка.
9. Телекоммуникационные технологии (2 часа). Технология адресации и поиска
информации в Интернете.
10. Технологии программирования (3 часа). Решение тренировочных задач на поиск
и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней
сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
11. Тренинг по вариантам ОГЭ по информатике (3 часа). Выполнение
тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором
результатов.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/
п
Тема занятия
Всего
Практические
работы
Форма занятия
Раздел «Информация и ее кодирование» (4 часа)
Знакомство с контрольно-измерительными материалами
ОГЭ по информатике
1
Лекция, беседа
1
Лекция
3
Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная
системы. Их перевод в десятичную систему и обратно.
1
Лекция
4
Обобщение и систематизация пройденного материала.
Решение разноуровневых задач по данной теме.
1
1
2
Кодирование текстовой информации и измерение ее
информационного объема. Единицы и измерения
информации, их перевод
1
Практическая работа
Раздел «Алгоритмизация и программирование» (2 часа)
5
6
Основные понятия, связанные с использованием основных
алгоритмических конструкций. Решение задач на
исполнение и анализ отдельных алгоритмов.
Повторение методов решения задач на составление
алгоритмов для конкретного исполнителя.
1
Лекция
1
Лекция
Раздел «Основы логики» (3 часа)
7
Основные
понятия
и
определения
трех
основных
1
6
Лекция
логических операций.
8, 9
Решение тренировочных задач на построение и
преобразование логических выражений, построение таблиц
истинности, построение логических схем. Решение
логических задач на применение основных законов логики
при работе с логическими выражениями.
2
2
Практическая работа
Тема «Моделирование и компьютерный эксперимент» (2 часа)
10
Обобщение материала по теме «Моделирование».
1
11
Решение тренировочных
формализацию
1
задач на
моделирование и
Лекция
1
Практическая работа
Раздел «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» (3 часа)
12
13
14
Основные
понятия
классификации
программного
обеспечения, свойств и функциональных возможностей
основных видов программного обеспечения
Файлы, их названия. Файловая система Структуры
файловой системы, включая правила именования каталогов
и файлов.
Решение тренировочных задач по данной теме
1
Лекция
1
Лекция
1
1
Практическая работа
Раздел «Технология обработки графической и звуковой информации» (3 часа)
15
Векторная и растровая графика. Способы компьютерного
представления векторной и растровой графики.
1
16,
17
Решение задач на умение оперировать с понятиями
«глубина
цвета»,
«пространственное
и
цветовое
разрешение изображений и графических устройств»,
«кодировка цвета», «графический объект», «графический
2
7
Лекция
2
Практическая работа
примитив», «пиксель»
Раздел «Технология обработки информации в электронных таблицах» (4 часа)
18
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице.
Понятие абсолютной и относительной адресации.
19,
20,
21
Решение тренировочных задач на представление числовых
данных в виде диаграмм Решение практических задач
второй части экзамена по информатике.
Лекция
1
3
3
Практическая работа
Раздел «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» (2 часа)
22
23
Повторение
принципов
организации
табличных
(реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица»,
«запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также
технологии хранения, поиска и сортировки информации в
БД.
Лекция
1
Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по
некоторым условиям и их сортировка.
1
1
Практическая работа
Раздел «Телекоммуникационные технологии» (2 часа)
24
Технология адресации и поиска информации в сети
Интернет. Функции И и ИЛИ.
25
Решение тренировочных задач пот данной теме
Лекция
1
1
1
Практическая работа
3
Практическая работа
Раздел «Технологии программирования» (3 часа)
26
27
28
Решение тренировочных задач на поиск и исправление
ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач
средней
сложности
на
составление
собственной
эффективной программы
3
8
Раздел «Тренинг по вариантам ОГЭ по информатике» (6 часа)
29,
30,
31,
32
Обобщение и систематизация пройденного материала.
Решение вариантов КИМов ОГЭ по информатике
(теоретическая и практическая часть)
33
34
4
4
Практическая работа
Репетиционное тестирование в формате ОГЭ
1
1
Зачет
Разбор и анализ результатов написания репетиционного
тестирования, корректировка ошибок в теоретической и
практической части.
1
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9
Анализ
20
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
- Д.М. Ушаков. Информатика ОГЭ. Типовые вари анты экзаменационных заданий (10
вариантов). Издательство «Экзамен», М., 2023 г.
- Л.Н. Евич, С.О. Иванов, Д.И. Ханин, С.В. Доронькин. Информатика. Подготовка к ОГЭ2024. 28 тренировочных вариантов по демоверсии 2024 года. 9-й класс. Учебнометодическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2023 г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
Компьютер, телевизор. Программное обеспечение: LibreOffice, Кумир, PascalAВС.
10