Практикум по информатике в фомате ОГЭ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по информатике в формате ОГЭ»
для обучающихся 9 класса

г. Серов, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по информатике в формате
ОГЭ» для обучающихся по основной общеобразовательной программе основного общего
образования составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №
1897.
Программа рассчитана на обучающихся 9 класса, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель учебного курса: расширение содержания основного образования по курсу
информатики для повышения качества результатов ОГЭ.
Задачи:
 изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по
информатике и ИКТ;
 повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным
тематическим блокам по информатике и ИКТ;
 формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
 формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в
соответствии с требованиями инструкции по проверке;
 отработка навыка решения заданий части 2 ОГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные результаты:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности
за качество окружающей информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества; готовность к повышению своего образовательного
уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
 владение общепредметными понятиями
«алгоритм», «исполнитель» и др.

2

«объект»,

«система»,

«модель»,

 владение
умениями
организации
собственной
учебной
деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного
результата,
разбиение
задачи
на
подзадачи,
разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение
результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание
учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства.
Предметные результаты:
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
3

 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Информация и ее кодирование (3 часа). Повторение методов решения задач по
теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации
(вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее
информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее
информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее
информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Алгоритмизация и программирование (2 часа). Основные понятия, связанные с
использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на
исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на
алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов
решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с
кратким ответом) и анализ дерева игры.
Основы логики (3 часа). Основные понятия и определения (таблицы истинности)
трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также
импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных
задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц
истинности, построение логических схем. Решение логических задач на
применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
Моделирование и компьютерный эксперимент (2 часа). Повторение методов
решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и
формализацию.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий (3
часа). Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и
функциональных возможностей основных видов программного обеспечения,
структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов.
Решение тренировочных задач по теме.
Технология обработки графической и звуковой информации (3 часа).
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов
компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение
задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и
цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета»,
«графический объект», «графический примитив», «пиксель».
Технология обработки информации в электронных таблицах (4 часа).
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и
относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление
4

числовых данных в виде диаграмм. Решение практических задач третьей части
экзамена по информатике.
8. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (2
часа). Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и
основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля»,
а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение
тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их
сортировка.
9. Телекоммуникационные технологии (2 часа). Технология адресации и поиска
информации в Интернете.
10. Технологии программирования (3 часа). Решение тренировочных задач на поиск
и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней
сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
11. Тренинг по вариантам ОГЭ по информатике (3 часа). Выполнение
тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором
результатов.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

№
п/
п

Тема занятия

Всего

Практические
работы

Форма занятия

Раздел «Информация и ее кодирование» (4 часа)
Знакомство с контрольно-измерительными материалами
ОГЭ по информатике

1

Лекция, беседа

1

Лекция

3

Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная
системы. Их перевод в десятичную систему и обратно.

1

Лекция

4

Обобщение и систематизация пройденного материала.
Решение разноуровневых задач по данной теме.

1

1

2

Кодирование текстовой информации и измерение ее
информационного объема. Единицы и измерения
информации, их перевод

1

Практическая работа

Раздел «Алгоритмизация и программирование» (2 часа)
5

6

Основные понятия, связанные с использованием основных
алгоритмических конструкций. Решение задач на
исполнение и анализ отдельных алгоритмов.
Повторение методов решения задач на составление
алгоритмов для конкретного исполнителя.

1

Лекция

1

Лекция

Раздел «Основы логики» (3 часа)
7

Основные

понятия

и

определения

трех

основных

1
6

Лекция

логических операций.

8, 9

Решение тренировочных задач на построение и
преобразование логических выражений, построение таблиц
истинности, построение логических схем. Решение
логических задач на применение основных законов логики
при работе с логическими выражениями.

2

2

Практическая работа

Тема «Моделирование и компьютерный эксперимент» (2 часа)
10

Обобщение материала по теме «Моделирование».

1

11

Решение тренировочных
формализацию

1

задач на

моделирование и

Лекция
1

Практическая работа

Раздел «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» (3 часа)
12

13

14

Основные
понятия
классификации
программного
обеспечения, свойств и функциональных возможностей
основных видов программного обеспечения
Файлы, их названия. Файловая система Структуры
файловой системы, включая правила именования каталогов
и файлов.
Решение тренировочных задач по данной теме

1

Лекция

1

Лекция

1

1

Практическая работа

Раздел «Технология обработки графической и звуковой информации» (3 часа)
15

Векторная и растровая графика. Способы компьютерного
представления векторной и растровой графики.

1

16,
17

Решение задач на умение оперировать с понятиями
«глубина
цвета»,
«пространственное
и
цветовое
разрешение изображений и графических устройств»,
«кодировка цвета», «графический объект», «графический

2

7

Лекция

2

Практическая работа

примитив», «пиксель»
Раздел «Технология обработки информации в электронных таблицах» (4 часа)
18

Основные правила адресации ячеек в электронной таблице.
Понятие абсолютной и относительной адресации.

19,
20,
21

Решение тренировочных задач на представление числовых
данных в виде диаграмм Решение практических задач
второй части экзамена по информатике.

Лекция

1

3

3

Практическая работа

Раздел «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» (2 часа)

22

23

Повторение
принципов
организации
табличных
(реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица»,
«запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также
технологии хранения, поиска и сортировки информации в
БД.

Лекция

1

Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по
некоторым условиям и их сортировка.

1

1

Практическая работа

Раздел «Телекоммуникационные технологии» (2 часа)
24

Технология адресации и поиска информации в сети
Интернет. Функции И и ИЛИ.

25

Решение тренировочных задач пот данной теме

Лекция

1
1

1

Практическая работа

3

Практическая работа

Раздел «Технологии программирования» (3 часа)
26
27
28

Решение тренировочных задач на поиск и исправление
ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач
средней
сложности
на
составление
собственной
эффективной программы

3

8

Раздел «Тренинг по вариантам ОГЭ по информатике» (6 часа)
29,
30,
31,
32

Обобщение и систематизация пройденного материала.
Решение вариантов КИМов ОГЭ по информатике
(теоретическая и практическая часть)

33
34

4

4

Практическая работа

Репетиционное тестирование в формате ОГЭ

1

1

Зачет

Разбор и анализ результатов написания репетиционного
тестирования, корректировка ошибок в теоретической и
практической части.

1

ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

9

Анализ
20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

- Д.М. Ушаков. Информатика ОГЭ. Типовые вари анты экзаменационных заданий (10
вариантов). Издательство «Экзамен», М., 2023 г.
- Л.Н. Евич, С.О. Иванов, Д.И. Ханин, С.В. Доронькин. Информатика. Подготовка к ОГЭ2024. 28 тренировочных вариантов по демоверсии 2024 года. 9-й класс. Учебнометодическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2023 г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Компьютер, телевизор. Программное обеспечение: LibreOffice, Кумир, PascalAВС.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».