МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО:
И.о. директора
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Занимательный русский»
для обучающихся 5-7 классов по АООП ООО
(вариант 7)
г. Серов, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Занимательный русский» для обучающихся 5 –
7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 (с изм.
и доп.) (далее – ФГОС ООО), а также Федеральной программы воспитания. В рабочей
программе учебного курса соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Занятия учебного курса «Занимательный русский» предполагают опору на знания,
приобретенные обучающимися на уроках русского языка. На этих занятиях в интересной,
увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако
занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит
«интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким
образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий
учебного курса – это часы увлекательного и напряженного умственного труда,
обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач
школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории
являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий учебного курса
составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия,
грамматические сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска,
исследования и анализа языковых единиц.
Цель программы учебного курса – пробудить интерес к русскому языку, к его
речевым явлениям, желание познать богатства языка.
Программа учебного курса «Занимательный русский язык» ставит следующие
задачи:
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного учебного курса удовлетворяет познавательные потребности
учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет
показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
2
грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники
могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны
изучения и внимания.
Содержание программы и используемые методы занятий внеурочной деятельности
по программе «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка,
обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Учебный курс рассчитан на 3 года обучения: занятия проводятся 1 раз в неделю, 34
часа в учебном году.
Формы проведения занятий
Для успешного проведения занятий в рамках учебного курса используются
разнообразные формы работы:
- игры на языковом материале;
- вопросы занимательной грамматики;
- инсценировки языковых ситуаций;
- краткие увлекательные рассказы о русском языке;
- практическая работа с различными словарями;
- работа с тестами художественных произведений.
Виды деятельности
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:
лекция с элементами беседы;
составление кроссвордов и ребусов;
путешествие;
грамматические сказки;
викторина;
выступление, рассказ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
игра, турнир;
выполнение тестов;
работа над словом, работа с книгой, со словарем;
составление диалогов, лингвистических сказок;
редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
выборка материала из художественной литературы, его анализ;
подготовка сообщений;
практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
3
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
4
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Тема 1. Введение (1 час).
Ты обязан русской речью хорошо владеть! (О величии русского языка и его
мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи о русском языке.
История некоторых слов. Занимательные задачи о словах.)
Тема 2. Фонетика (2 часа).
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (Закрепление навыков сопоставления
звукового и графического образов слов при написании трудных орфограмм. Решение
занимательных задач. Конкурс смекалистых. Игра-упражнение «Помоги найти братцу
своё место». Работа с сигнальными карточками)
Сперва аз да буки – потом все науки. (Краткие сведения из истории русской азбуки.
Практическое значение алфавита. Почему мы так говорим? (сообщения учащихся о
некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит», «Кто больше?»,
«Анаграмма»).
Тема 3. Морфемика (1 час).
Бывают ли у слов родственники? (Как отыскать корень слова. Чередование звуков в
корне. Словообразование слов. Работа со словарём. Игры: «Родственники», «Мастерим
Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и согласные?»)
Тема 4. Лексикология (2 часа).
Слова-тёзки и тёзки наоборот. (Синонимы, антонимы. Грамматическая сказка.
Дидактические игры и упражнения.) О словах разных, одинаковых, но разных. (Омонимы,
омофоны. Сравнительный анализ предложений. Работа со словарём омонимов.
Грамматические задачи. Стихи об омонимах и омофонах).
Тема 5. Орфография (2 часа).
Гласные и согласные, с нами несогласные. (О правописании безударных гласных и
непроизносимых согласных в корне слов. Дидактическая сказка «Ударный и безударный».
Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные вести». Игра «Мотогонки»
(непроизносимые согласные). Грамматические загадки, кроссворды).
Если знаешь части слова, то напишешь их толково. (О приставках, суффиксах.
Беседа о приставках, игра с приставками. Ребусы. Дидактическая сказка «Работа
суффиксов». Игры, головоломки о суффиксах.
Тема 6. Морфология (1 час)
Морфологическая семейка. (О самостоятельных и служебных частях речи. Дидактическая
сказка «Как Морфология порядок навела». Игра «Строим дом». Рассказ по картинке. Игра
«Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная семейка»).
Тема 7. Синтаксис и пунктуация (5 часов)
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? (Словосочетания, виды словосочетаний.
Игра «На корабликах». Работа с шуточными текстами. Игра «Рисуем и сочиняем».
5
Игровые упражнения).
В лаборатории Предложения. (Главные члены предложения. Дидактическое
стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные шарады. Работа с текстами и
предложениями).
Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка. Стихи на
запоминание. Занимательные задачки).
Что такое «Осложнённое предложение»? (Обращения, вводные слова.
Дидактическая сказка «Внештатные сотрудники». Стихи на запоминание. Игра «Реклама».
Пунктуационные упражнения).
Среди знаков препинания. (Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из истории
знаков препинания. Загадки на узнавание пунктуационных знаков. Решение задач на
пунктуацию).
Тема 8. Текстоведение (2 часа).
Непридуманный рассказ. (Основные нормы построения текста. Весёлые
запоминалки. Игра «В гостях у издательства», конкурс редакторов.)
«Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование.)
Тема 9. Словообразование (2 часа).
Загадочные орфограммы. (Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в
корнях слов. Дидактические сказки «Суффикс-консультант», «Разведчица Ё». Работа с
деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем кроссворд).
Чудеса приставок. (Правописание приставок раз-, рас-; весёлые запоминалки,
редкие приставки, дидактические игры, упражнения, головоломки, ребусы).
Тема 10. Лексикология и фразеология (3 часа).
В руках умелых слово творит чудеса. (Слова однозначные и многозначные,
переносное значение слова. Работа с лирическими текстами. Детские высказывания из
записей К. Чуковского. Грамматические упражнения, составление ребусов.)
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов в
художественном тексте. Понятия: эпитет, метафора. Прилагательные в загадках. Игра
«Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет.)
Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы. Сообщения
учащихся. Работа с текстом. Знакомство с фразеологическим словарём. Занимательные
грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?», «Кто сказал…»).
Тема 11. Морфология (10 часов).
Имя существительное 3ч. Тайна имени. (Имя существительное собственное и
нарицательное. Сообщения учащихся «Из истории имён», дидактическая сказка «Тайна
существительных, или война двух разрядов», конкурс «Словесные баталии», кроссворд
«Найди соответствия».)
Интересное о падеже имён существительных. (История падежей, безударные
окончания Е и И. Весёлые запоминалки о падежах, занимательные стихотворения с
определением падежей, чайнворд, игра «Заказ»).
Давайте будем дружить! (Употребление имен существительных в речи. Немного из
этимологии. Весёлые запоминалки слов, сложных в ударении).
Имя прилагательное (2 часа).
Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка «Скромные
просители». Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?». Дидактические
игры с прилагательными).
6
Слова, «озаряющие предметы». (Об эпитетах. Эпитеты в устном народном
творчестве, художественных произведениях. Игра «Читаем картины», конкурсы
«Лучшее признание», «Создай свою сказку»)
Глагол (5 часов).
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Общее значение глагола,
употребление в речи. Грамматическая сказка «Здравствую, дядюшка Глагол». Весёлое
стихотворение.
«Я учу глаголы». Игра «Перепутаница». Грамматическая сказка «В стране
Ошибии». Игры на внимание).
Хитрая Ира. (Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые запоминалки.
Конкурс на восстановление деформированного текста, игра «Копилка», конкурс
«Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).
Физкультура для глагола (Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В стране
Глаголия». Игра «Лучший тренер для глагола», конкурс «На старт! Внимание! Марш!»,
создаём ребусы).
Глаголы, у которых нет лица. (Безличные глаголы. Дидактическая сказка «Важная
персона». Из истории слов «-ся в глаголах». Дидактические соревнования. Кроссворд
«Глагол»).
Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая сказка
«Откуда появились глаголы-исключения». Стихотворения на запоминание. Игра «Заказ».
Решение кроссвордов).
Тема 12. Стилистика и текстоведение (2 часа).
Офис Переделкина.
(Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок.)
Напишу-ка я письмо… (Правила составления письма, адреса (на бумажном и
электронном носителях.)
Тема 13. Итоговое занятие (1 час)
Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест – игра).
6 КЛАСС
Тема 1. Введение (1 час).
Сказочное царство слов. (Конкурс).
Тема 2. Фонетика (1 час).
Звуки не буквы (Тренировочные упражнения на транскрибирование. Отличительные
признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с
фонетикой. Четкая артикуляция слов, воспринимать и воспроизводить интонацию речи).
Тема 3. Орфоэпия (2 часа).
Банты и шарфы. На сцене гласные (Игра со словами. Лингвистическая игра. Четко
артикулировать
слова,
воспринимать
и
воспроизводить
интонацию
речи,
совершенствовать собственную речь).
Тема 4. Графика (2 часа).
Как возникла наша письменность? Память и грамотность. (Творческая работа, Заучивание
отрывков произведений).
Тема 5. Морфемика (2 часа).
Поговорим обо всех приставках сразу.
Тема 6. Лексикология (8 часов).
7
Где же хранятся слова? Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»
Добрые слова. На карнавале слов. Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками».
Слова-антонимы. Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее.
Тема 7. Орфография (3 часа).
Кто командует корнями? Узнать и научиться пользоваться нормами русского языка:
орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных
языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией.
Тема 8. Морфология (2 часа).
Что рассказали части речи о себе? Представлять информацию в развёрнутом и сжатом
виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Тема 9. Культура речи (11 часов).
Королевство ошибок. Крылатые слова. В Стране Сочинителей. Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы. Откуда пришли наши имена? Сочинение сказок, в том числе
стихотворных, сочинение загадок, анаграмм, метаграмм. Составление логорифов и шарад.
(Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять
проекты в устной и письменной форме).
Тема 10. Подведение итогов (2 часа). КВН по русскому языку. Итоговое занятие.
Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ.
7 КЛАСС
Тема 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») – 6
часов.
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.
Новгородские берестяные грамоты. Создание славянского алфавита. Причина, история
создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кириллица и глаголица. Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа 1917 года.
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. Понятие скорописи.
Причина появления стенографии Элементы стенографии. Практическое значение
алфавита (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.).
Тема 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов.
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.
Русские говоры. Московские и петербургские говоры. Особенности говоров Ростовской
области. Особенности говоров наших сел.
Тема 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов.
Знакомство с личностью В. И. Даля. Словарь В. И. Даля. Толковые словари. Словари
иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и
омонимов. Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История
возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных
произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины
появления этих фамилий. Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших сёл. Из истории
названий наших сёл. Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты
северных областей России.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства
8
(идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов.
Фразеологизмы в речи наших старожилов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о
заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской
словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в
художественной литературе.
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное
значение слова. Слово-метафора.
Тема 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов.
Состав слова. Морфема Грамматическое значение слова. Морфемы иноязычного
происхождения. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение
слова. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и
суффиксов. Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная
цепочка. Словообразовательные модели.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
Кол-во ч.
Электронные ресурсы
Введение (1 час)
1
Ты обязан русской речью хорошо владеть!
1
https://learningapps.org/display?v=pkwm4c3yc01
https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=rR7K8h
4idv8&feature=emb_rel_pause
Фонетика (2 часа)
2
Как ты слышишь звуки и пишешь слова?
3
Сперва аз да буки – потом все науки.
1
1
https://learningapps.org/display?v=pdjfbxbe301
https://learningapps.org/display?v=p6o34uhtj01
https://learningapps.org/display?v=poo1nrcm520
https://learningapps.org/display?v=pvhvro8c520
1
https://learningapps.org/12562990
1
1
https://learningapps.org/display?v=pa4bxu1yk
http://www.myshared.ru/slide/1229980/
1
1
https://learningapps.org/11093923
https://learningapps.org/11901275
1
https://learningapps.org/display?v=pk1e3tb1j20
1
https://learningapps.org/14653706
https://learningapps.org/14413430
https://learningapps.org/10909398
https://learningapps.org/display?v=p99yk3tk501
Морфемика (1 час)
4
Бывают ли у слов родственники?
Лексикология (2 часа)
5
Слова-тёзки и тёзки наоборот.
6
О словах разных, одинаковых, но разных.
Орфография (2 часа)
7
Гласные и согласные, с нами несогласные.
8
Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Морфология (1 час)
9
Морфологическая семейка.
Синтаксис и пунктуация (5 часов)
10 Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?
11
В лаборатории Предложения.
1
10
12
Нужны ли второстепенные члены предложения?
1
13
Что такое «осложнённое предложение»?
1
14
Среди знаков препинания.
1
Текстоведение (2 часа)
15 Непридуманный рассказ.
16
Посиделки у Грамматейки.
1
1
Словообразование (2 часа)
17 Загадочные орфограммы.
1
Чудеса приставок.
1
18
Лексикология и фразеология (3часа)
19 В руках умелых слово творит чудеса.
20
21
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.
Выражения, которые обрели крылья и вечность.
Морфология (10 часов)
Имя существительное (3 часа)
22 Тайна имени.
23
Интересное о падеже имён существительных.
1
1
1
1
1
https://learningapps.org/13515913
https://learningapps.org/12980813
https://learningapps.org/14618014
https://learningapps.org/11891891
https://learningapps.org/11766733
https://learningapps.org/myapps.php
https://learningapps.org/5686088
https://learningapps.org/5465737
https://learningapps.org/9646403
https://learningapps.org/12852813
https://learningapps.org/5604728
https://learningapps.org/user/konovalova1505@mail.ru
https://learningapps.org/11026144
https://learningapps.org/display?v=pno1n1efc01
https://learningapps.org/display?v=pv5ptgwy520
https://learningapps.org/13402459
https://learningapps.org/12434068
https://learningapps.org/10989291
https://learningapps.org/11396914
https://learningapps.org/display?v=pkxupnym217
https://learningapps.org/display?v=pgvvzduva20
https://learningapps.org/13980116
https://learningapps.org/11274860
https://learningapps.org/14281823
https://learningapps.org/12117125
11
24
Давайте будем дружить!
Имя прилагательное (2 часа)
25 Прилагательное, значит, его нужно прилагать.
26 Слова, «озаряющие предметы».
Глагол (5 часов)
27 «Самая огнепышущая, самая живая часть речи».
28 Хитрая Ира.
1
https://learningapps.org/display?v=pic5j1e3t19
https://learningapps.org/12565738
1
https://learningapps.org/10903083
https://learningapps.org/6909857
https://learningapps.org/5454272
1
1
1
29
30
Физкультура для глагола.
Глаголы, у которых нет лица.
1
1
31
Как образовались Первоспряженск и Второспряженск.
1
Стилистика и текстоведение (2 часа)
32 Офис Переделкина.
33
https://learningapps.org/11515940
https://learningapps.org/12878872
https://learningapps.org/12044259
https://learningapps.org/11732040
https://learningapps.org/292658
https://learningapps.org/547761
https://learningapps.org/display?v=psrr14we520
https://learningapps.org/10989152
1
https://learningapps.org/display?v=ph472n5gn20
https://learningapps.org/11170447
1
https://learningapps.org/13071376
1
https://learningapps.org/6525648
https://learningapps.org/3155172
https://learningapps.org/3155172
Напишу-ка я письмо…
Итоговое занятие (1 час)
34 Волшебный мир грамматики.
6 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
Введение (1 час)
1
Сказочное царство слов.
Фонетика (1 час)
Кол-во ч.
1
Электронные ресурсы
https://learningapps.org/display?v=pkwm4c3yc01
12
2
Звуки не буквы.
Орфоэпия (2 часа)
3
Банты и шарфы.
4
Лингвистическая игра «На сцене гласные».
1
https://learningapps.org/display?v=pdjfbxbe301
1
1
https://learningapps.org/12562990
Графика (2 часа)
5
6
Творческая работа «Как возникла наша письменность?»
Память и грамотность.
1
1
Морфемика (2 часа)
7-8
Поговорим обо всех приставках сразу.
2
Лексикология (8 часов)
9
10
11
Где же хранятся слова? Работа со словарями.
1
Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». 1
Игра «Добрые слова».
1
12
13
14
15
16
Игра «На карнавале слов».
Сочинение стихов со словами - «двойняшками».
Игра «Слова-антонимы».
Экскурсия в прошлое. Экскурсия по виртуальному музею.
Полёт в будущее.
1
1
1
1
1
Орфография (3 часа)
17
18
19
Тренировочные упражнения «Кто командует корнями?»
Игра «Кто командует корнями?»
Работа с текстами «Кто командует корнями?»
1
1
1
Морфология (2 часа)
20-21 Игра «Что рассказали части речи о себе?»
2
https://learningapps.org/display?v=pa4bxu1yk
Культура речи (11 часов)
22
23
24
25-26
Королевство ошибок (сочинение сказок)
Королевство ошибок (театрализованная постановка ситуаций)
Работа со словами. Крылатые слова.
В Стране Сочинителей.
1
1
1
2
13
27-28 Анаграммы и метаграммы.
29-30 Шарады и логогрифы.
31-32 Откуда пришли наши имена.
2
2
2
Подведение итогов (2 часа)
33
34
КВН по русскому языку.
Итоговое занятие.
7 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
1
1
Кол-во ч.
Электронные ресурсы
Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») (6 часов)
1
Из истории письменности.
1
2
Особенности славянского алфавита.
1
3
Реформа русской азбуки.
1
4
Из истории буквы…
1
5
Зачем нам столько букв? (стенография).
1
6
Обойдемся ли мы без алфавита?
1
Секреты устной речи (5 часов)
7
Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково.
1
8
Ты знаешь… Ты знаешь? Ты знаешь!
1
Василий Иванович Вареник – ростовский краевед.
9
1
10-11 Учимся слушать. «Окаем или акаем»?
Тайны русского слова (15 часов)
12 Где живут слова?
13 Что в имени тебе моем?
14 О чем рассказали названия…
15 Путешествие по России. Диалектные слова.
16-17 Учимся слушать. Диалектные слова наших сел.
18-19 Удивительный мир русской фразеологии.
20-21 Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака?
2
1
1
1
1
2
2
2
14
22-23 Поезд истории.
24 В гостях у братьев-месяцев.
25-26 Жизнь слова в художественном тексте.
Строим слова (7 часов)
27 Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики.
28 История о «глокой куздре».
29 Морфемы-иностранки.
30-31 Смотри в корень.
32 Морфемы-труженики.
33 Как образуются слова?
Итоговое занятие (1 час)
34 Конкурс знатоков.
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
15
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Альбеткова Р.И. Русская словесность: / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2007.
Волина В. В. Веселая грамматика: / В. В. Волина. - М.: Знание, 1995.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение: / В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя: / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО: АРГО,
1996.
5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах: / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
6. Граник Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии: / Г.Г. Граник, С.
М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
7. Занимательная грамматика:/Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ «БАО»,
1997.
8. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет: / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
9. Превращения слов: учебное пособие / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 1991.
10. Сборник загадок: / сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
1.
2.
3.
4.
16