МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Занимательный русский язык»
для обучающихся 3–4 классов по АООП НОО
(вариант 7.2)
г. Серов, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Занимательный русский язык» для
обучающихся 3-4 классов по адаптированной основной образовательной программе
(вариант 7.2) составлена в соответствии с ФГОС НОО, ФАОП НОО, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Курс
«Занимательный русский язык» способствует углублению и расширению знаний
учащихся по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Занятия учебного курса «Занимательный русский язык» способствуют закреплению
учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению,
а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками
школьной программы. Кроме того, учебный курс «Занимательный русский язык»
направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного
запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей,
привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с
пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а
также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок,
анаграмм, знакомства с грамматическими сказками.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного курса в 3–4 классе отводится 68 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные
недели в каждом классе).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: расширение, углубление и закрепление у обучающихся
знаний по русскому языку, развитие познавательных способностей обучающихся на
основе системы развивающих занятий.
ЗАДАЧИ:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
развитие у учащихся разносторонних интересов, смекалки и сообразительности,
культуры мышления;
углубление, расширение знаний и представлений о языке;
приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умений пользоваться разнообразными словарями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
2
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих
предметных результатов;
понимание значения русского языка - как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
«воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку
русского народа и к языкам, на которых говорят другие народы;
3
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления
национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах: русского языка
(орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
(в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства; при составлении
небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре
русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками
из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология и
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в
процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
3 КЛАСС
Фонетика и графика
Разделительный твёрдый знак;
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
Лексика
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы.
Состав слова (морфемика)
Корень, приставка, суффикс — значимые части слова;
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов;
Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения;
Правописание безударных окончаний имён существительных: систематизация знаний;
Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных во множественном
числе;
Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени.
Морфология
Число имён существительных;
Падеж имён существительных: винительный падеж;
Склонение имён прилагательных;
Местоимение (общее представление);
Правописание местоимений с предлогами;
Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но;
Настоящее время глаголов;
Правописание глаголов.
Синтаксис
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок;
Предложение;
Подлежащее и сказуемое;
4
Однородные члены предложения;
Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста;
Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа по картине И.Я.
Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»;
Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план;
Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но.
Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев.
Орфография и пунктуация
Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих,
буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч;
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями;
Повторение правописания парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.
Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку;
Правописание слов с удвоенными согласными.
Развитие речи
Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ.
Резервное время
Резервный урок по разделу состав слова: проектное задание «Семья слов»;
Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами;
Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами-описаниями в научном
и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в описательном
тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»;
Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа «Чему мы научились на
уроках правописания в 3 классе».
4 КЛАСС
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а
также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена
5
существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена
существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном
числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го
лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные
и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния
терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а
также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами
и, а, но и без союзов.
6
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Резервное время
Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы «Имя прилагательное».
Резервный урок по разделу морфология: Глагол. Отработка материала.
Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме «Чему мы
научились на уроках правописания в 4 классе».
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование
программы
разделов
и
тем
Всего
1
Фонетика и графика
2
Лексика.
3
Состав слова (морфемика).
4
Морфология.
5
Синтаксис.
6
Орфография и пунктуация.
7
Развитие речи.
8
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
1
6
8
8
4
1
4
34
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
0
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование
программы
разделов
и
Количество часов
тем
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Лексика
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
2
Состав слова
4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
3
Морфология
6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
4
Синтаксис
9
Библиотека
ЦОК
8
https://m.edsoo.ru/7f411da6
5
Орфография и пунктуация
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
11
ПО
3
3
34
3
0
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
Всего
1
Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: заголовок.
1
2
Предложение.
1
3
Подлежащее и сказуемое.
1
4
Однородные члены предложения.
1
5
Лексическое значение слова. Синонимы,
антонимы.
1
6
Ключевые слова в тексте. Подробное
изложение с языковым анализом текста.
1
7
Повторение изученных орфографических
правил:
гласные
после
шипящих,
буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
1
8
Отработка
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: правописание
слов с двумя корнями.
1
9
Корень, приставка, суффикс — значимые
части слова.
1
10
Резервный урок по разделу состав слова:
проектное задание "Семья слов".
1
11
Повторение правописания парных по
звонкости-глухости согласных в корне
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
слова. Составление текста на основе
личных наблюдений или по рисунку.
12
Правописание
согласными.
слов
с
удвоенными
13
Отработка
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: закрепляем
правописание суффиксов.
1
14
Разделительный твёрдый знак.
1
15
Вспоминаем нормы речевого этикета:
приглашение,
просьба,
извинение,
благодарность, отказ.
1
16
Резервный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами.
1
17
Число имён существительных.
1
18
Мягкий знак после шипящих на конце
имён существительных.
1
19
Создание
собственных
текстовповествований. Составление рассказа по
картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и
лягушка-квакушка».
1
20
Падеж
имён
винительный падеж.
1
21
Изложение
текста
с
опорой
самостоятельно составленный план.
22
Правописание безударных окончаний имён
существительных 2-го склонения.
существительных:
на
1
1
1
11
23
Правописание безударных окончаний имён
существительных: систематизация знаний.
1
24
Резервный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами-описаниями в
научном и художественном стилях.
Изобразительно-выразительные средства в
описательном тексте. Работа с картиной М.
А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
1
25
Склонение имён прилагательных.
1
26
Наблюдение за правописанием окончаний
имён прилагательных во множественном
числе.
1
27
Местоимение (общее представление).
1
28
Правописание местоимений с предлогами.
1
29
Наблюдение за связью предложений в
тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но.
1
30
Настоящее время глаголов.
1
31
Наблюдение за написанием окончаний
глаголов в прошедшем времени.
1
32
Правописание глаголов.
1
33
34
Наблюдение за связью предложений в
тексте с помощью союзов и, а, но.
Корректирование текста с нарушенным
порядком абзацев.
Резервный урок по разделу орфография:
1
1
12
проверочная работа «Чему мы научились
на уроках правописания в 3 классе».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
4 КЛАСС
№ п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Текст. Структура текста. Составление
текста (сказки) по его началу.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84452d2
2
Пишем
собственный
предложенному заголовку.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443a04
3
Словосочетание.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84359a4
4
Учимся
пересказывать:
подробный
письменный пересказ текста. Изложение.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466
5
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными
союзом и.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427ef8
6
Запятая между однородными членами.
Тренинг.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84391a8
7
Сложные предложения с союзами и, а, но.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc
8
Предложения с прямой речью после слов
автора.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4
9
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов,
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818
текст
по
13
антонимов, омонимов. Слово
значение. Многозначные слова.
и
его
10
Повторяем состав слова.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10
11
Правила правописания, изученные в 1-3
классах.
Правописание
безударных
гласных в корне слова. Правописание
парных по глухости-звонкости согласных
звуков в корне слова.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da
12
Наречие: обобщение знаний.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298
13
Падежные
окончания
существительных 1-го склонения.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2
14
Особенности падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800
15
Правописание падежных окончаний имён
существительных
в
дательном
и
предложном падеже.
1
16
Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72
17
Пишем подробный
Изложение.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
18
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122
19
Пишем сочинение-описание на тему.
Составление сравнительного описания на
заданную тему по данному началу.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e
пересказ
имен
текста.
14
20
Резервный урок по разделу морфология:
Отработка темы «Имя прилагательное».
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276
21
Местоимение. Личные местоимения.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40
22
Особенности диалога. Составление текста
по рисунку с включением диалога.
Инсценировка
диалога.
Составление
диалога по данным условиям.
1
23
Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4
24
Будущее время глагола.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08
25
Глагол в словосочетании.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442dd4
26
Отрабатываем правописание глаголов в
форме 2го лица единственного числа.
1
27
Отработка способов определения I и II
спряжения глаголов.
1
28
Отрабатываем правописание безударных
личных окончаний глаголов.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c
29
Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84400ac
30
Правописание глаголов в прошедшем
времени.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a
31
Резервный урок по разделу морфология:
Глагол. Отработка материала.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90
32
Изученные
1
Библиотека
правила
правописания
ЦОК
15
глаголов: систематизация.
33
Орфографический тренинг: правописание
разных частей речи.
34
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме «Чему мы
научились на уроках правописания в 4
классе».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/f843d9e2
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc,
https://m.edsoo.ru/fa251d48
34
3
1
0
16
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
Методические материалы для учителя
Занимательный русский язык. 1 класс: Методическое пособие/Мищенкова Л.В. –
М.: РОСТкнига, 2015.
Занимательный русский язык. 2 класс: Методическое пособие/Мищенкова Л.В. –
М.: РОСТкнига, 2015.
Занимательный русский язык. 3 класс: Методическое пособие/Мищенкова Л.В. –
М.: РОСТкнига, 2015.
Занимательный русский язык. 4 класс: Методическое пособие/Мищенкова Л.В. –
М.: РОСТкнига, 2015.
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург ТОО: АРГО, 1996.
Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991.
Пособия для учащихся
Занимательный русский язык. 1 класс: Рабочие тетради/Мищенкова
РОСТкнига, 2015.
Занимательный русский язык. 2 класс: Рабочие тетради/Мищенкова
РОСТкнига, 2015.
Занимательный русский язык. 3 класс: Рабочие тетради/Мищенкова
РОСТкнига, 2015.
Занимательный русский язык. 4 класс: Рабочие тетради/Мищенкова
РОСТкнига, 2015.
Л.В. – М.:
Л.В. – М.:
Л.В. – М.:
Л.В. – М.:
17