МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей области
«Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
(дефектологические)» для обучающихся 5-9 классов
с задержкой психического развития
(вариант 7)
г. Серов, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей области
«Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (дефектологические)» для
обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (вариант 7) составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию
системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую
социальную адаптацию.
Исходными документами для составления данной программы являются:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный
Приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. № 56;
- Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 апреля 2003 г. №
27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является обязательным
документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в
рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы,
составленной для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7).
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционноразвивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих
индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную
общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие
занятия
особенно
актуальны,
т.к.
дают
дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с
требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования
появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим
особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким
качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для
качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный
процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Цель программы – создание системы комплексной помощи обучающимся с
задержкой психического развития в освоении АООП ООО, коррекция недостатков
познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации
программы:
2
- выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой
психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных
и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой
психического развития;
- оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой
психического развития консультативной и методической помощи по психологопедагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и
обучением.
Учащиеся с ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них недостаточно
сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в
состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно
соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в
произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным
состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем
детям с ЗПР. Ученик с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса
массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со
сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время
очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов
учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной
целенаправленной деятельности.
У обучающихся с ЗПР 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого
развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать
акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и
грамматического строя речи.
У детей с ЗПР в 5-9 классах устная речь характеризуется незрелостью,
неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса.
Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к
дополнительным сложностям при речевом развитии.
В письменной речи обучающиеся с ЗПР делают специфические ошибки: не
соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены,
пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений,
помарок; они с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога.
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах
коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их
влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике
3
обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое
направление коррекционной работы.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего
обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи
реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4
до 6 направлений).
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя
из
данных
входной
диагностики,
учитывая
индивидуальные
психофизиологические особенности обучающихся формируются группы, численностью 2
– 3 человека.
Количество занятий:
5 класс – 34 часа (периодичность – 1 раз в неделю),
6 класс – 34 часа (периодичность – 1 раз в неделю),
7 класс – 34 часа (периодичность – 1 раз в неделю),
8 класс – 34 часа (периодичность – 1 раз в неделю),
9 класс – 34 часа (периодичность – 1 раз в неделю).
Занятия проводятся по утвержденному расписанию курсов внеурочной
деятельности. Продолжительность занятий – 20-30 минут.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
- приветствие.
- рефлексия предыдущего занятия;
- разминка;
- основное содержание занятия;
- рефлексия прошедшего занятия;
- прощание.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
Сроки
Содержание работы
1 и 2 неделя Первичная диагностика психического
сентября
развития
учащихся.
Заполнение
дефектологических карт, документации
дефектологического кабинета.
Определение уровня актуального и «зоны
ближайшего
развития»
учащегося;
причин и механизмов трудностей в
обучении,
выявление
детей,
нуждающихся в специализированной
помощи.
Оформление протоколов обследования.
Составление
плана
индивидуальной
Отслеживаемые параметры
Общая осведомленность;
Зрительное восприятие;
Уровень развития ППП;
Ориентировка во времени;
Ориентировка в пространстве;
Сформированность
учебных
навыков.
4
Последняя
неделя декабря
В течение года
3-4 неделя мая
работы.
Зачисление
учащихся
на
индивидуальные, подгрупповые занятия.
Промежуточная диагностика.
Анализ динамики коррекционной работы.
Результаты динамического изучения
отображаются в протоколе обследования.
Индивидуальные,
подгрупповые
коррекционно-развивающие занятия с
учащимися.
Итоговая диагностика психического
развития детей.
Заполнение документации.
Отслеживание динамики развития
учащихся
Отслеживание динамики развития
учащихся
На первичную и итоговую диагностики отводится 4 занятия, на промежуточную
диагностику – 2 занятия, в зависимости от возможностей ученика с ЗПР и характера
нарушений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:
1) умение делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
2) умение классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
3) умение устранять логические ошибки;
4) умение хранить в памяти и использовать полученные инструкции.
6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Весь курс занятий состоит из двух блоков:
1) диагностика детей: комплектование групп для коррекционных занятий, входная
промежуточная, итоговая диагностика (5 часов);
2) развитие способностей (29 часов).
Раздел 1. Сенсомоторное развитие
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых
объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов.
Раздел 2. Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Раздел 3. Развитие мнестических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Раздел 4. Развитие внимания
- развитие зрительного внимания;
- развитие произвольного внимания;
- развитие устойчивости, концентрации, повышение объема, переключение внимания,
- развитие самоконтроля;
- развитие слухового внимания.
Раздел 5. Развитие памяти
- расширение объема, устойчивости,
- формирование приемов запоминания,
- развитие смысловой памяти
- развитие слуховой памяти;
- развитие кратковременной памяти;
- развитие зрительной памяти;
- развитие точности зрительной памяти;
- развитие непроизвольной (образной) памяти;
- развитие ассоциативной памяти;
- развитие наблюдательности;
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
7
- развитие двигательной памяти;
- развитие моторно-слуховой памяти;
- развитие тактильной памяти.
Раздел 6. Развитие восприятия
- пространственного, слухового восприятия;
- сенсомоторной координации;
- развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать
части в целое, концентрировать внимание;
- развитие восприятия геометрических фигур.
Раздел 7. Развитие воображения
- развитие зрительного воображения;
- развитие вербального (словесного) воображения;
- развитие творческих способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие образного (воссоздающего) воображения.
Раздел 8. Интеллектуальное развитие
- развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков;
- развитие скорости мышления;
- развитие образно-логического мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных
пространственных способностей практического плана;
- развитие понятийного мышления;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- коррекция мыслительных операций;
- развитие способности классифицировать явления по их признакам.
Раздел 9. Развитие связной речи
- составление рассказа по картинке, серии картинок;
- развитие диалогической речи;
- развитие монологической речи;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.
Раздел 10. Формирование элементарных математических представлений
- формирование представления о математической науке как сфере математической
деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации, логические
обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- развитие практически значимых математических умений и навыков, их применение к
решению математических и нематематических задач, предполагающее умения согласно с
АООП по математике.
8
№
п/п
Наименование раздела
Диагностика
1
1.
Сенсомоторное
развитие
развитие зрительного анализа и
пространственного
восприятия
элементов букв.
2
Формирование
пространственных
представлений.
3
Развитие мнестических процессов.
4
Развитие внимания.
5
Развитие памяти.
6
Развитие восприятия.
7
Развитие воображения.
8
Интеллектуальное
развитие
(мышление).
9
Развитие связной речи.
10
Формирование
элементарных
математических представлений.
Итого
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
4
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
1
1
1
2
5
3
3
3
1
1
6
5
3
4
3
1
6
5
3
4
3
1
6
5
3
4
3
1
6
5
3
4
3
2
4
4
3
4
3
4
3
4
3
34
34
34
34
34
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий,
на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6
направлений).
Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от
возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Раздел
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
Тема занятия
Входная диагностика
познавательных
процессов. (1 ч.)
Раздел
1.
Развитие
сенсорной
моторики.
Развитие мелкой и
крупной моторики.
(3 ч.)
1
Раздел
2.
восприятия.
3
Развитие
2
Исследование
восприятия
пространства,
времени,
цвета,
формы,
устойчивости
внимания, мышления.
Развитие сенсорной моторики.
Развитие
мелкой
моторики
(развитие
пластичности и выразительности движений
пальцев рук).
Развитие крупной моторики (Отображение
эмоциональных состояний с помощью мимики,
жестов, прикосновений, движений тела).
Развитие
восприятия
пространства
и
формирование
пространственных
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
9
Формирование
пространственных
представлений. (4 ч.)
Раздел
3.
Развитие
внимания. (5 ч.)
4
Раздел
4.
Развитие
памяти.
Развитие
мнестических
процессов, тренировка
памяти. (5 ч.)
5
Раздел
5.
Формирование
интеллектуальных
умений. (3 ч.)
Промежуточная
диагностика. (2 ч.)
Раздел
6.
Развитие
воображения. (3 ч.)
6
Раздел 7. Коррекция
мышления. (3 ч.)
9
Раздел
9.
Развитие
элементарных
математических
представлений. (4 ч.)
7
8
10
представлений. Занятие 1.
Продолжение
развития
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных представлений. Занятие 2.
Развитие восприятия времени.
Развитие восприятия формы и цвета, величины
и веса.
Развитие устойчивости и переключения
внимания.
Развитие распределения внимания.
Развитие концентрации внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти: упражнения.
Развитие кратковременной памяти.
Развитие зрительной памяти: упражнения.
Развитие ассоциативной памяти.
Развитие мнестических процессов, тренировка
памяти: упражнения.
Развитие мыслительных операций.
Развитие понятийного мышления.
Развитие скорости мышления: задание.
Диагностика ВПФ.
Отслеживание динамики развития учащихся.
Развитие зрительного воображения.
Развитие пространственного воображения.
Развитие
образного
(воссоздающего)
изображения.
Развитие наглядно-действенного мышления:
задания
«Лабиринт»,
«Смысловое
соотнесение», «Отрицание».
Выявление речевых возможностей учащихся с
ЗПР.
Развитие связной устной речи: составление
устного рассказа по сюжетным картинкам,
составление коротких сказочных историй на
заданную тему, придумать продолжение
сказки.
Натуральные числа. Натуральные числа и
ноль. Чтение и запись чисел.
Делимость чисел. Делители числа. Простые и
составные числа. Признаки делимости.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Заключительная
диагностика. (1 ч.)
11
свойство дроби. Сокращение дробей.
Приведение дроби к общему знаменателю.
Сравнение дробей.
Диагностика восприятия, внимания, памяти,
мышления.
1
1
6 класс
Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов. (2 ч.)
№
п/п
1
2
Раздел 1. Развитие
восприятия.
Формирование
пространственных
представлений. (5 ч.)
Раздел 2. Развитие
внимания. (4 ч.)
Раздел 3. Развитие
памяти.
Развитие
мнестических
процессов, тренировка
памяти. (6 ч.)
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Раздел
Формирование
интеллектуальных
умений. (2 ч.)
4.
17
18
Тема занятия
Исследование зрительного и слухового
восприятия. Оценка восприятия пространства
и времени.
Исследование концентрации, устойчивости,
объема и переключения внимания. Оценка
зрительной и слуховой памяти.
Развитие
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных
представлений.
Развитие
способности
к
целостному
восприятию формы предметов.
Развитие восприятия времени, формы, цвета,
Развитие восприятия величины и веса.
Развитие целостности восприятия.
Развитие устойчивости и переключения
внимания.
Развитие распределения внимания.
Развитие наблюдательности внимания.
Развитие концентрации слухового внимания.
Развитие
способности
к
воссозданию
мыслительных образов.
Развитие словесно – логической памяти.
Развитие мнестических процессов, тренировка
памяти.
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задания на нахождение
отличий .
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задание на описание
внешности людей, предметов по памяти.
Развитие
мыслительных
процессов:
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Развитие понятийного мышления, развитие
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Раздел 5. Развитие
воображения. (2 ч.)
19
20
Промежуточная
диагностика. (2 ч.)
Раздел 6. Коррекция
мышления. (2 ч.)
21
22
23
24
Раздел 7. Развитие
связной устной речи.
(6 ч.)
25
26
27
28
29
Раздел 8. Развитие
элементарных
математических
представлений. (4 ч.)
30
31
умения устанавливать причинно-следственные
связи.
Развитие зрительного воображения: задания
«Помоги художнику», «Комбинирование»,
«Точки».
Развитие пространственного и образного
воображения:
складывание
пазлов,
упражнения «Придумай фигуру».
Диагностика ВПФ.
Диагностика ВПФ.
Коррекция и развитие наглядно – действенного
мышления: складывание пазлов, задания
«Лабиринт»,
«Смысловое
соотнесение»,
«Отрицание», «Нарисуй целое», «На что это
похоже», «назови одним словом»,
Коррекция и развитие наглядно – действенного
мышления: выполнение заданий на понимание
функционального назначения предметов; на
формирование представления о сходстве и
различии; на формирование представления о
размере;
на
понимание
причинноследственной связи.
Выявление речевых возможностей учащихся с
ЗПР.
Развитие связной устной речи: составление
устного рассказа по сюжетным картинкам,
составление коротких сказочных историй на
заданную тему, придумать продолжение
сказки.
Слово одно - значений много. Разгадывание
загадок, объяснение пословиц и поговорок.
Составление краткого пересказа по опорному
плану текста.
Роль мимики и жестов во время общения.
Развитие и обогащение словарного запаса:
образование с одного слова новых слов
разного
значения,
деление
слова
на
тематические группы
Арифметика. Натуральные числа. Делители и
кратные натурального числа. Наибольший
общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на
10.
Десятичные дроби. Сравнение и округление
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
32
33
Заключительная
диагностика. (1 ч.)
34
десятичных дробей. Арифметические действия
с десятичными дробями.
Отношение. Процентное отношение двух
чисел. Деление числа в данном отношении.
Рациональные
числа.
Положительные,
отрицательные
числа
и
число
0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа.
Диагностика итоговая.
1
1
1
7 класс
Раздел
№ п/п
Тема урока
Входная диагностика
познавательных
процессов. (2 ч.)
1
Исследование зрительного и слухового
восприятия. Оценка восприятия пространства
и времени.
Исследование концентрации, устойчивости,
объема и переключения внимания. Оценка
зрительной и слуховой памяти.
Развитие
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных
представлений.
Развитие восприятия времени, формы, цвета,
величины и веса.
Развитие
способности
воспринимать
косвенные признаки предметов (их мысленная
трансформация до уровня, позволяющего
адекватно идентифицировать воспринимаемый
объект).
Развитие
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных
представлений.
Развитие умения видеть сечения объемных
фигур.
Развитие устойчивости и переключения
внимания.
Развитие распределения внимания.
Развитие концентрации слухового внимания.
Развитие зрительного и произвольного
внимания. Занятие 1.
Развитие
способности
к
воссозданию
мыслительных образов.
2
Раздел
1.
Развитие
восприятия.
Формирование
пространственных
представлений. (5 ч.)
3
4
5
6
7
Раздел
2.
Развитие
внимания. (4 ч.)
8
9
10
11
Раздел
3.
памяти.
Развитие
Развитие
12
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
мнестических
процессов, тренировка
памяти. (5 ч.)
13
14
15
16
Раздел
4.
Формирование
интеллектуальных
умений. (2 ч.)
Промежуточная
диагностика. (1 ч.)
Раздел
5.
Развитие
воображения. (4 ч.)
17
18
19
20
21
22
23
Раздел 6. Коррекция
мышления. (3 ч.)
24
25
26
Раздел
7.
Развитие
связной устной речи. (4
ч.)
27
28
Развитие словесно – логической памяти.
Развитие механической памяти.
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задания на нахождение
отличий.
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задание на описание
предметов по памяти.
Развитие слуховой памяти, увеличение объема
кратковременной слуховой памяти.
Развитие
мыслительных
процессов:
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Развитие скорости мышления.
Диагностика восприятия, внимания, памяти и
мышления.
Развитие зрительного воображения: задания
«Помоги художнику», «Комбинирование»,
«Точки».
Развитие
вербального
(зрительного)
воображения:
упражнения
«Угадай-ка»,
«Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы»,
«Дорисуй
фигурку»,
«Геометрические
фигуры», «Придумай и дорисуй».
Развитие пространственного воображения:
складывание пазлов, упражнения «Придумай
фигуру».
Развитие
образного
(воссоздающего)
изображения: упражнения «Неоконченный
рассказ», «Рисунок из букв», «Придумай
слова».
Развитие абстрактно-логического мышления:
задания на развитие умения владеть и
пользоваться понятиями и критериями, не
существующими в реально мире.
Развитие образно-логического мышления:
задания «Раздели на группы», «Дорисуй
предметы
в
определенной
последовательности».
Развитие словесно-логического мышления.
Занятие 1.
Выявление речевых возможностей учащихся с
ЗПР.
Развитие связной устной речи: составление
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
29
30
Раздел
8.
Развитие
элементарных
математических
представлений. (3 ч.)
31
32
33
Заключительная
диагностика. (1 ч.)
34
устного рассказа по сюжетным картинкам,
составление коротких сказочных историй на
заданную тему, придумать продолжение
сказки.
Составление краткого пересказа по опорному
плану текста.
Работа со словами, имеющими несколько
значений.
Выражения, тождества, уравнения. Числовые
выражения с переменными. Простейшие
преобразования
выражений.
Уравнение,
корень уравнения. Линейное уравнение с
одной переменной. Решение текстовых задач
методом составления уравнений.
Многочлены.
Многочлен.
Сложение,
вычитание
и
умножение
многочленов.
Разложение многочленов на множители.
Применение формул сокращенного умножения
в преобразованиях выражений.
Диагностика восприятия, внимания, памяти,
мышления.
1
1
1
1
1
1
8 класс
Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов. (1ч.)
Раздел 1. Развитие
восприятия.
Формирование
пространственных
представлений. (5 ч.)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Исследование зрительного и слухового
восприятия, концентрации, устойчивости,
объема и переключения внимания. Оценка
зрительной и слуховой памяти.
Оценка
восприятия пространства и времени.
Развитие
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных
представлений.
Развитие
способности
к
целостному
восприятию формы предметов.
Развитие восприятия времени, формы, цвета,
величины и веса.
Развитие
способности
воспринимать
косвенные признаки предметов (их мысленная
трансформация до уровня позволяющего
адекватно идентифицировать воспринимаемый
объект).
Развитие
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
15
Раздел 2. Развитие
внимания. (4 ч.)
7.
8.
9.
10.
Раздел 3. Развитие
памяти.
Развитие
мнестических
процессов, тренировка
памяти. (6 ч.)
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Раздел
Формирование
интеллектуальных
умений. (2 ч.)
4.
17.
18.
Промежуточная
диагностика. (1ч.)
19.
Раздел 5. Развитие
воображения. (2 ч.)
20.
21.
Раздел 6. Коррекция
мышления. (2 ч.)
22.
23.
Раздел 7. Развитие
связной устной речи.
(6 ч.)
24.
25.
представлений.
Развитие устойчивости и переключения
внимания.
Развитие распределения внимания.
Развитие концентрации слухового внимания.
Развитие зрительного и произвольного
внимания.
Развитие
способности
к
воссозданию
мыслительных образов.
Развитие словесно – логической памяти.
Развитие механической памяти.
Развитие мнестических процессов, тренировка
памяти.
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задания на нахождение
отличий .
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задание на описание
предметов по памяти.
Развитие слуховой памяти, увеличение объема
кратковременной слуховой памяти.
Развитие
мыслительных
процессов:
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Развитие понятийного мышления, развитие
умения устанавливать причинно-следственные
связи.
Диагностика восприятия, внимания, памяти и
мышления.
Развитие зрительного воображения: задания
Развитие
вербального
(зрительного)
воображения
Развитие абстрактно-логического мышления:
задания на развитие умения владеть и
пользоваться понятиями и критериями, не
существующими в реально мире
Развитие образно-логического мышления:
разгадывание ребусов, аналогии, задания на
установление логических связей.
Выявление речевых возможностей учащихся с
ЗПР.
Развитие связной устной речи: составление
устного рассказа по сюжетным картинкам,
составление коротких сказочных историй на
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
26.
27.
28.
29.
Раздел 8. Развитие
элементарных
математических
представлений. (4 ч.)
30.
31.
заданную тему, придумать продолжение
сказки.
Слово одно - значений много. Разгадывание
загадок, объяснение пословиц и поговорок.
Составление краткого пересказа по опорному
плану текста. Роль мимики и жестов во время
общения. Овладение краткими и полными
ответами на вопросы.
Составление
вопросов
устно.
Устное
составление рассказов повествовательного
характера по сложным картинкам, с помощью
вопросов; составление сюжетных рассказов по
готовому
плану
(в
форме
вопросов,
повествовательных предложений).
Развитие и обогащение словарного запаса:
образование с одного слова новых слов
разного
значения,
деление
слова
на
тематические группы. Работа со словами,
имеющими несколько значений.
Рациональные
дроби
и
их
свойства.
Рациональные выражения. Основное свойство
дроби. Сокращение дробей.
Произведение и частное дробей. Возведение
дроби
в
степень.
Преобразование
рациональных выражений. Функция у
32.
33.
Заключительная
диагностика. (1 ч.)
34.
к
х
1
1
1
1
1
1
и
ее график.
Арифметический
квадратный
корень.
Квадратные
корни.
Арифметический
квадратный корень. Уравнение х2=а.
Свойства арифметического квадратного корня.
Квадратный корень из произведения и дроби.
Квадратный корень из степени.
Диагностика восприятия, памяти, внимания.
1
1
1
9 класс
Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов. (2 ч.)
№
п/п
1.
2.
Тема занятия
Исследование зрительного и слухового
восприятия. Оценка восприятия пространства
и времени.
Исследование концентрации, устойчивости,
объема и переключения внимания. Оценка
Кол-во
часов
1
1
17
Раздел 1. Развитие
восприятия.
Формирование
пространственных
представлений. (2 ч.)
3.
Раздел 2. Развитие
внимания. (4 ч.)
5.
4.
6.
7.
8.
Раздел 3. Развитие
памяти.
Развитие
мнестических
процессов, тренировка
памяти. (6 ч.)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Раздел
Формирование
интеллектуальных
умений. (2 ч.)
4.
15.
16.
Промежуточная
диагностика. (1 ч.)
17.
Раздел 5. Развитие
воображения. (4 ч.)
18.
19.
20.
21.
Раздел 6. Коррекция
мышления. (2 ч.)
22.
зрительной и слуховой памяти.
Развитие
восприятие
пространства
и
формирование
пространственных
представлений. Развитие восприятия времени,
формы, цвета, величины и веса.
Развитие
способности
к
целостному
восприятию формы предметов.
Развитие устойчивости и переключения
внимания.
Развитие распределения внимания.
Развитие концентрации слухового внимания.
Развитие зрительного и произвольного
внимания.
Развитие
способности
к
воссозданию
мыслительных образов.
Развитие словесно – логической памяти.
Развитие механической памяти.
Развитие мнестических процессов, тренировка
памяти.
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задания на нахождение
отличий .
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задание на описание
внешности людей, предметов по памяти.
Развитие зрительной памяти. Тренировка
зрительной памяти: задание на описание
предметов по памяти.
Развитие
мыслительных
процессов:
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Развитие понятийного мышления, развитие
умения устанавливать причинно-следственные
связи.
Диагностика восприятия, внимания, памяти и
мышления.
Развитие зрительного воображения: задания
Развитие
вербального
(зрительного)
воображения
Развитие пространственного воображения
Развитие
образного
(воссоздающего)
изображения
Развитие абстрактно-логического мышления:
задания на развитие умения владеть и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
23.
Раздел 7. Развитие
связной устной речи.
(6 ч.)
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Раздел 8. Развитие
элементарных
математических
представлений. (4 ч.)
30.
31.
32.
33.
пользоваться понятиями и критериями, не
существующими в реально мире
Развитие образно-логического мышления:
разгадывание ребусов, аналогии, задания на
установление логических связей.
Выявление речевых возможностей учащихся с
ЗПР.
Развитие связной устной речи: составление
устного рассказа по сюжетным картинкам,
составление коротких сказочных историй на
заданную тему, придумать продолжение
сказки.
Слово одно - значений много. Разгадывание
загадок, объяснение пословиц и поговорок.
Составление краткого пересказа по опорному
плану текста. Роль мимики и жестов во время
общения. Овладение краткими и полными
ответами на вопросы.
Составление
вопросов
устно.
Устное
составление рассказов повествовательного
характера по сложным картинкам, с помощью
вопросов; составление сюжетных рассказов по
готовому
плану
(в
форме
вопросов,
повествовательных предложений).
Развитие и обогащение словарного запаса:
образование с одного слова новых слов
разного
значения,
деление
слова
на
тематические группы. Работа со словами,
имеющими несколько значений.
Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целые уравнения. Дробные рациональные
уравнения. Неравенства второй степени с
одной переменной.
Уравнения
и
неравенства
с
двумя
переменными.
Уравнение
с
двумя
переменными и его график. Системы
уравнений второй степени. Решение задач с
помощью систем уравнений второй степени.
Прогрессии.
Арифметическая
и
геометрическая прогрессии. Формулы n-го
члена и суммы первых nчленов прогрессии.
Элементы
комбинаторики
и
теории
вероятностей.
Комбинаторное
правило
умножения.
Перестановки,
размещения,
1
1
1
1
1
1
1
1
19
Заключительная
диагностика. (2 ч.)
34.
сочетания.
Относительная
частота
и
вероятность случайного события.
Диагностика восприятия, внимания, памяти,
мышления
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной
школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой
психического
развития
в
общеобразовательной
школе
(Практические
материалы)//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1.
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: 2008.
Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагогадефектолога. – М.: 2013 г.
Сборник игр и упражнений для развития и коррекции высших психических
функций у детей с ЗПР: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Телица. - Ошмяны, 2103.
Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство «Школа», 2010 г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
– М.: 2003.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых
занятий в классе коррекционно-развивающего обучения.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 1988.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционноразвивающего обучения. – М.: 1999.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные
занятия в общеобразовательной школе. Книга – М.: 2005.
Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические
материалы для работы педагогов-дефектологов.
Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М.: 1993.
20