МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО "Серовская школа-интернат"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы изодеятельности»
для обучающихся 7-8 классов
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы изодеятельности» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, с учётом программы воспитания, основной
образовательной программы основного общего образования ГБОУ СО «Серовская школаинтернта для детей, нуждающихся в длительном лечении».
Программа учебного предмета «Основы изодеятельности» для обучающихся 7-8
класса рассчитана на два года 68 часов, 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Актуальность
программы
«Основы
изодеятельности»
обусловлена
необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике
воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии
«приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания
богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому
воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение
продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов,
молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к
воспитаннику.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к
эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество
подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство
эстетического выбора: высокое или низкое, канон и отрицание канона, прекрасное и
безобразное.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия
и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого
интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
2
Цель данной программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить
себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать
художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.
Целью курса является обще эстетическое развитие обучающихся средствами
изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в
том или ином виде искусства;
художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих
способностей и вкуса;
расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни
общества;
влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим
миром, с родной природой, открытие красоты мира;
развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий,
используемых в опыте мастеров искусства;
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное
и безобразное в жизни и в искусстве;
формировать художественно - творческую активность школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
расширение художественно-эстетического кругозора;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте
различных видов искусства;
освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных
материалов и инструментов;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка,
графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформления;
воспитание зрительской культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
Освоение обучающимися программы учебного предмета по общекультурному
направлению «Основы изодеятельности» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3
учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей
и духовных традиций;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение
к
делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение
личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания
о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства,
декоративно прикладного искусства, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества;
4
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и
роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в изобразительном икусстве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию
целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно
– прикладного искусства;
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить
свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты
такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
5
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях
пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному
отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами
художественного языка;
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы
природы, человека, животного.
8 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
Когнитивный компонент
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
овладение основами культуры практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами.
Ценностный и эмоциональный компонент
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
6
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и
молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность научиться
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на
их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
7
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности
в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
8
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию своих действий и действий партнера;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
9
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Выпускник научится:
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
10
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти
знания на практике;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выпускник научится:
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своѐ отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного
человека;
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет
этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Выпускник научится:
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного языка;
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи,
скульптуре, графике;
11
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица,
фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
анализировать
средства
выразительности,
используемые
художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Выпускник научится:
различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических
искусств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
7 КЛАСС
Направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и
умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами
(акварельные краски, гуашь, графические материалы, пластилин, бумага и картон и т.д.),
знакомство с историей данных видов и жанров изобразительного искусства, изготовление
простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего
места.
12
Для эффективного развития творческих способностей и прочного усвоения
теоретических знаний учащимися программа составлена по разделам, которые чередуются
в течение учебного года по возрастанию сложности предлагаемых заданий.
1. Живопись. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и
холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения
эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой
(насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения серой краской,
и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Виды жанров живописи. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
живописными материалами. Понятие основные и составные цвета.
Прием «вливания одного цвета в другой». Работа с гуашевыми красками.
Форма, пропорции предмета. Работа с гуашевыми красками.
Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Свойства теплых и холодных
цветов. Создание выразительного образа посредством цвета. Работа акварелью.
Понятиё натюрморт, линейное построение рисунка. Создание выразительного
образа посредством объема и цвета. Приёмы работы кистью (мазки).
Особенности построения композиции разнообразие конструктивных растительных
форм. Композиция, цветовое решение рисунка.
2. Графика. Продолжение освоения выразительности графической незамкнутой
линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение
представлений о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжение освоения разного
нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна.
Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом
и работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными
карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и
светлого пятен в создании графического образа.
3. Скульптура. Развитие навыка использования основных приёмов работы
(защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и
пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение
приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
4. Аппликация. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации,
навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание
уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух и трёх цветовых гамм.
5. Бумажная пластика. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания
формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый
силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о
получении объёма с помощью мятой бумаги.
6. Работа с природными материалами. Разнообразие природных материалов
расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек,
косточек, семян и т.д.
8 КЛАСС
Мир вокруг нас. (2 ч.)
Зарисовки домов, машин, улиц (1 ч.)
Практическое занятие: «Зарисовка домов, машин, улиц по памяти».
13
Зарисовки людей (1 ч.)
Практическое занятие: «Рисуем наброски человека».
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства
этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным
способом выражения содержания.
Пейзаж (3 ч.)
Пейзаж, виды, особенности (1 ч.)
Практическая работа: «Рисуем эскиз пейзажа».
Линейная перспектива (1 ч.)
Практическая работа: «Рисуем геометрические тела в перспективе».
Воздушная перспектива (1 ч.)
Практическая работа: «Рисуем этюд городского пейзажа в перспективе».
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний
художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Натюрморт, виды, особенности (5 ч.)
Натюрморт, виды, особенности (1 ч.)
Практическая работа: «Зарисовка натюрморта».
Рисование предметов в графике (1 ч.)
Практическая работа: «Рисунок натюрморта карандашом».
Рисование предметов в живописи (1 ч.)
Практическая работа: «Рисование овощей с натуры».
Смешанная техника (1 ч.)
Практическая работа: «Рисование предметов быта акварелью и гуашью».
Фантастический натюрморт (1 ч.)
Практическая работа: «Рисование фантастического натюрморта».
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет
особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных
закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени.
Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Портрет (4 ч.)
История портрета (1 ч.)
Практическая работа: «Зарисовки портрета».
Виды, стили и направления в портрете (1 ч)
Практическая работа: «Рисуем карикатурный портрет».
Портрет в графике (1 ч.)
Практическая работа: «Рисуем автопортрет».
Человек в движении (1 ч.)
Практическая работа: «Рисуем человека в движении по памяти».
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством
портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной
индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
14
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия,
объем, свет).
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными
графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами
художественной выразительности.
ИЗО в современном мире (2 ч.)
Современное выставочное искусство (1 ч.)
Способы оформления работ (1 ч.)
Практическая работа: «Оформление лучших работ на выставку».
Основы живописи (5 ч.)
Живопись – искусство цвета (1ч.).
Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цвета спектра. Спектральный
круг. Взаимодополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение по цветоведению.
Практическая работа: «Рисуем цветик-семицветик».
Ахроматические и хроматические цвета (1 ч).
Ахроматические цвета. Хроматические цвета.
Практическая работа: «Рисуем бабочку ахроматическими цветами», «Рисуем бабочку
хроматическими цветам.
Контраст и нюанс (1 ч).
Светлотный контраст. Цветовой контраст.
Практическая работа: «Рисуем контрастными цветами цветочную композицию».
Психологическое, оптическое воздействие цвета (1 ч).
Цвет создает настроение. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции. Музыкальность цвета.
Практическая работа: Рисуем картину «Мое настроение».
Колорит. Монохромная живопись (1 ч).
Светотональные возможности одной краски.
Практическая работа: Рисуем натюрморт в технике гризайль.
Художественные материалы и техники (6 ч.)
Особенности работы с акварелью (1 ч).
Практическая работа: Рисуем яблоко акварелью.
Методы работы с гуашевыми красками (1 ч).
Практическая работа: Рисуем гуашью орнамент.
Основы композиции (1 ч).
Практическая работа: Рисуем на тему: «Зимние забавы детей».
Техника «пуантилизм» (1 ч).
Использование различных художественных приемов.
Практическое задание: Рисуем гуашью «Натюрморт в технике пуантилизм».
Техника «монотипия» (1 ч).
Практическое задание: Рисуем гуашью в технике монотипия «Отражение в воде».
Декоративная живопись (1 ч).
Практическая работа: Рисуем сказочную птицу в декоративном стиле.
Рисование натюрморта разными техниками (3 ч.)
Натюрморт (гризайль) (1 ч).
Практическое задание: Рисуем натюрморт с чайной парой в технике гризайль.
15
Натюрморт (акварель), (гуашь) (1ч).
Практическая работа: Рисуем натюрморт с кувшином в цвете.
Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм (1ч).
Практическое задание: Рисуем декоративный натюрморт.
Человек и пространство (4 ч.)
Портрет (1 ч.).
Практическая работа: Рисуем автопортрет с любимым животным.
Бытовой жанр (1 ч.).
Практическая работа: Рисуем композицию «Моя семья. Чаепитие».
Анималистический жанр (1 ч.).
Практическая работа: Рисуем тигра.
Мифологический жанр (1 ч.).
Практическая работа: Рисуем иллюстрацию к былине.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Название раздела, тема занятия
Кол-во
Формы организации
часов
внеурочной деятельности
Введение:
правила
техники 1
Беседа,
знакомство
с
безопасности.
программой. Инструктаж по
правилам
техники
безопасности.
Живопись (21 час)
Работа с красками. Основные цвета.
1
Беседа,
наблюдение,
рисование на свободную тему.
Тёплые цвета.
1
Творческая
практическая
деятельность.
Холодные цвета.
1
Творческая
практическая
деятельность.
Осень (пейзаж).
1
Творческая
практическая
деятельность.
«Натюрморт» цветы.
1
Творческая
практическая
деятельность.
Рисуем деревья (сказочные образы).
1
Беседа.
Творческая
практическая деятельность.
Насыщение цветового пятна белым 1
Творческая
практическая
цветом. Зима.
деятельность.
Композиция «Зимние игры, забавы».
1
Творческая
практическая
деятельность.
Изображение животных, птиц.
1
Творческая
практическая
деятельность.
Насыщение цветового пятна чёрным 1
Творческая
практическая
цветом.
деятельность.
Первоцвет.
1
Творческая
практическая
деятельность.
16
13
Упражнения (штрихи).
1
14
Объёмные предметы (цв.карандаши).
1
15
Поздняя осень (пейзаж).
1
16
Зарисовка птиц техника (фломастеры).
1
17
Упражнения (штрихи).
1
18
Техника «Чёрный фломастер» лес.
1
19
Техника «Восковые мелки и акварель» 1
узоры.
Граттаж «Сказочный замок».
1
20
21
22
Изображение животных
мелки).
Весенние
ручейки
карандаши).
Скульптура (3 часа)
Животные.
(восковые 1
(цветные 1
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
Творческая
деятельность.
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
1
1
1
1
Художественный труд.
Художественный труд.
1
Художественный труд.
1
Художественный труд.
30
31
32
33
Рельеф.
Объёмная лепка, транспорт.
Аппликация (4 часа)
Аппликация «Зимний пейзаж»
Объёмная аппликация из бумажных
комков.
Обрывная аппликация из бумаги
«Натюрморт».
Аппликация из ткани.
Бумагопластика (5часов)
«Дерево» из бумажных полос.
Игрушки из конуса.
Игрушки из конуса.
Аппликация из семян клёна «корзина».
Творческая
практическая
деятельность.
Художественный труд.
Художественный труд.
1
1
1
1
34
Аппликация из семян клёна «корзина».
1
Художественный труд.
Художественный труд.
Художественный труд.
Художественный труд Работа
с природными материалами.
Художественный труд Работа
с природными материалами.
23
24
25
26
27
28
29
Итого
1
34 ч.
8 КЛАСС
17
№
п/п
Название раздела, тема
занятия
Кол-во
часов
Мир вокруг нас
Формы организации внеурочной
деятельности
2
1
Зарисовка
улиц
машин,
2
Зарисовки людей
домов,
Пейзаж
1
Творческо-исследовательская
деятельность. Практическое занятие:
«Зарисовка домов, машин, улиц по
памяти».
1
Практическое
занятие:
наброски человека».
«Рисуем
3
3
Пейзаж, виды, особенности
1
Практическая работа: «Рисуем эскиз
пейзажа»
4
Линейная перспектива
1
Практическая
работа:
«Рисуем
геометрические тела в перспективе».
5
Воздушная перспектива
1
Практическая работа: «Рисуем этюд
городского пейзажа в перспективе».
Натюрморт, виды, особенности
5
6
Натюрморт,
особенности
виды,
1
Практическая
натюрморта».
7
Рисование
графике
предметов
8
Рисование
живописи
предметов
9
10
в
1
Практическая
работа:
натюрморта карандашом».
в
1
Практическая
работа:
овощей с натуры».
Смешанная техника
1
Практическая
работа:
«Рисование
предметов быта акварелью и гуашью».
Фантастический натюрморт
1
Практическая
работа:
«Рисование
фантастического натюрморта».
Портрет
работа:
«Зарисовка
«Рисунок
«Рисование
4
11
История портрета
1
Беседа по изобразительному искусству.
Практическая
работа:
«Зарисовки
портрета».
12
Виды, стили и направления в
портрете
1
Практическая
работа:
карикатурный портрет».
«Рисуем
13
Портрет в графике
1
Практическая
автопортрет».
«Рисуем
14
Человек в движении
1
Практическая
работа:
«Рисуем
человека в движении по памяти».
Изо в современном мире
15
Современное
искусство
выставочное
16
Способы оформления работ
работа:
2
1
Просмотр видеофильма.
1
Практическая
работа:
«Оформление
18
лучших работ на выставку». Выставка.
Основы живописи
5
17
Живопись – искусство цвета
1
Практическая работа: «Рисуем цветиксемицветик».
18
Ахроматические
хроматические цвета
1
Практическая работа: «Рисуем бабочку
ахроматическими цветами», «Рисуем
бабочку хроматическими цветам.
19
Контраст и нюанс
1
Практическая
контрастными
композицию».
20
Психологическое,
оптическое
воздействие
цвета
1
Практическая работа: Рисуем картину
«Мое настроение».
21
Колорит,
живопись
1
Практическая
работа:
Рисуем
натюрморт в технике гризайль.
Художественные
техники
и
Монохромная
материалы
работы
работа:
цветами
«Рисуем
цветочную
и
6
с
1
Практическая работа: Рисуем яблоко
акварелью.
с
1
Практическая работа: Рисуем гуашью
орнамент.
22
Особенности
акварелью
23
Методы
работы
гуашевыми красками
24
Основы композиции
1
Практическая работа: Рисуем на тему:
«Зимние забавы детей».
25
Техника «пуантилизм»
1
Практическое задание: Рисуем гуашью
«Натюрморт в технике пуантилизм».
26
Техника «монотипия»
1
Практическое задание: Рисуем гуашью
в технике монотипия «Отражение в
воде».
27
Декоративная живопись
1
Практическая
работа:
Рисуем
сказочную птицу в декоративном
стиле.
Рисование натюрморта
техниками
28
Натюрморт
29
Натюрморт
(гуашь)
30
разными
3
1
Практическое
задание:
Рисуем
натюрморт с чайной парой в технике
гризайль.
(акварель),
1
Практическая
работа:
Рисуем
натюрморт с кувшином в цвете.
Декоративный натюрморт,
стилизация природных и
бытовых форм
1
Практическое
задание:
декоративный натюрморт
Человек и пространство
Рисуем
5
19
31
Портрет
1
Практическая
работа:
Рисуем
автопортрет с любимым животным.
32
Бытовой жанр
1
Практическая
работа:
Рисуем
композицию «Моя семья. Чаепитие».
33
Анималистический жанр
1
Практическая работа: Рисуем тигра.
34
Мифологический жанр
1
Практическая
работа:
Рисуем
иллюстрацию к былине. Выставка.
Итого:
34 ч.
20
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)