Специальные условия для обучения инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Утверждены федеральные адаптированные образовательные программы:
«Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказ
Минпросвещения России № 1023 от 24 ноября 2022 г. (с изм. и доп. приказ № 495 от 17
июля 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ»); «Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ
Минпросвещения России № 1026 от 24 ноября 2022 г.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей
тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей
детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам
успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы
предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение
детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в
образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно
новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип
изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой
все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их
особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую
специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» специализированный учет инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления в
школу и обучения в ней.
На официальном сайте ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» разработана версия
для слабовидяших с учетом особых потребностей инвалидов по зрению и приведен в
соответствие с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов.
Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- организацию доступной среды;
- предоставление специальных учебников;
- организацию услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов,
ассистентов);
- вариативный набор программ дополнительного образования.
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ОВЗ:
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 – «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 – «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письмо Министерства образования и Науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №
ВК45207 и методические рекомендации по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образовании;
- Разъяснения Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. «О сопровождении
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 436
н – «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение на
дому»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
№ 311-Д от 10.07.2015 г. «Об утверждении плана-графика (дорожной карты) по
обеспечению введения и реализации ФГОС с ОВЗ в образовательных организациях,
расположенных на территории Свердловской области»;
- Методические рекомендации ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» «По
формированию заключений ПМПК о создании специальных условий при проведении
ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования».