МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
И.В. Кропотова
Приказ № 149-од от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык и современность»
для обучающихся 8 – 9 классов
г. Серов, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык и современность» для
обучающихся 8-9 класса по основной образовательной программе основного общего
образования составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования», Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования,
соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр
внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии
обучающихся основной образовательной программы основного общего образования курсу
«Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой
деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли
языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе
образования
и
самообразования;
использование
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного
запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.
Рабочая программа учебного курса ориентирована на УМК под редакцией Л.А.
Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 8, 9 класс».
Цель и задачи курса
Цель - обогащение активного и потенциального словарного запаса;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
- пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к русскому языку;
- учить бережно обращаться с русским языком;
- выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
- расширить представление о русском языке, его возможностях;
- обучать речевому этикету;
- помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
- обогатить словарный запас; расширить знания учащихся по некоторым
проблемным вопросам языкознания;
- совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства
языковых средств в различных ситуациях общения;
- воспитывать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой
устной и письменной речи;
- развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений
в различных областях жизни;
- воспитывать у учащихся требовательность к себе, объективность в самооценке.
Задачей учебного курса для обучающихся 9 класса является формирование
навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий
учащиеся должны научиться:
2
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45
минут.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
3
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство); ·
2) моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; ·
3) расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; ·
4) совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
5) работать над расширением словарного запаса;
6) применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
4
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
№
п/п
1.
2.
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ОВРЕМЕННОСТЬ»
8 класс
Наименование разделов и тем
Формы
Виды деятельности
организации
Поисковые
Познавательная,
Введение. Речь. 2 ч.
Заговори,
чтоб
я
тебя
увидел.1ч. исследования, игровая,
(Высказывания великих людей о русском общественно
художественное
языке. Пословицы и поговорки о родном полезные
творчество
языке. История некоторых слов. Работа с практики,
текстом).
конкурс
Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с
текстами, определение типов речи).
Поисковые
Познавательная
Орфография 6 ч.
Необычные правила.
исследования, деятельность,
Н+Н=НН
постановка,
игровая
Путеводные звёзды орфографии.
круглый стол
деятельность,
Слитно, раздельно иль через дефис?
досуговое
Не и Ни бывают в слове.
общение
Различай и отличай.
Поисковые
Познавательная
Морфология. 5 ч.
Морфологическая семейка.
исследования, деятельность,
Тайна в имени твоём.
круглый стол
игровая
Именная родня.
деятельность,
Братство глагольное.
проблемно5
4.
5.
Служу всегда, служу везде, служу я в речи
и в письме.
Синтаксис и пунктуация. 20 ч.
Словосочетание. 2 ч.
Сочетание или словосочетание?
Примыкай, управляй, согласуй…
Работа над проектом.
Простое предложение. 1 ч.
Это непростое простое предложение.
Главные члены предложения. 2 ч.
Главнее главного.
Действую по-разному.
Второстепенные члены предложения. 2
ч.
Определяй и дополняй.
Где? Когда? Куда? Откуда?
Односоставные предложения. 2 ч.
Назывные именные.
Личные отличные.
Предложения с однородными членами. 2
ч.
Тройное доказательство родства.
Соединю родных и разделю.
Предложения с обращениями. 1 ч.
Обратись ко мне красиво!
Предложения
с
вводными
конструкциями. 2 ч.
Водные или вводные.
Сочетай, конструируй и вставляй.
Предложения с обособленными членами
предложения. 3 ч.
Обособим мы тебя.
Квадратное обособление.
Распространённые одиночки.
Прямая и косвенная речь. 2 ч.
Скажи прямо, не молчи…
Косвенно чужая речь.
Итоговое занятие. 1 ч.
Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1
ч.
Поисковые
исследования,
конкурс,
семинар,
конференция
Поисковые
исследования,
защита
проекта
ценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
6
Раздел
9 класс
Темы занятий
Кол- Формы занятий
во
часов
2
Дискуссия
Введение.
Особенности ОГЭ по русскому языку в
«Составляем
Значение курса, новой
форме:
цели,
содержание,
монолог»
его задачи
структура, учебные пособия. Знакомство с
Игра
«Найди
демоверсией.
ошибку»
Организация и технология проведения
ОГЭ по русскому языку. Особенности
заполнения бланков экзаменационной
работы. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.
5
Игра
«Найди
Текст. Сжатое Сжатое изложение. Что такое микротема.
ошибку»
в
изложение
Учимся находить микротемы исходного
работах ГВЭ
текста. Абзацное членение текста. Сжатое
изложение. Что такое сжатие (компрессия)
текста. Приемы сжатия текста. Приемы
сжатия текста. Приемы сжатия текста.
Беседа «Приведем
Текст.
Сочинение на экзамене. Критерии оценки. 7
аргументы:
кто
Сочинение
Структура
сочинения.
Учимся
больше»
формулировать
тезис.
Учимся
групповая работа
аргументировать. Приемы ввода примеров
из исходного текста. Учимся писать вывод
сочинения.
Выполнение
Комплексный
Понимание текста. Обоснование ответа на 17
практических
анализ текста. вопрос. Средства выразительности речи.
заданий в форме
Выполнение
Тропы. Фигуры речи. Правописание
ОГЭ
тестовых
приставок. Правописание суффиксов.
заданий
Синонимы. Виды синонимов. Антонимы.
Способы
подчинительной
связи
в
словосочетании.
Синонимичные
словосочетания. Грамматическая основа
предложения.
Предложения
с
однородными членами. Предложения с
обособленными и уточняющими членами.
Предложения с вводными словами и
обращениями.
Сложносочиненные
и
сложноподчиненные
предложения.
Сложноподчиненные
предложения
с
несколькими придаточными. Сложные
предложения с различными видами связи.
3
Выполнение
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Заключение.
практических
Анализ ошибок. Мониторинг результатов.
заданий
Всего часов
34
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
п/п
Теория
Практика
Введение
1.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
1
2.
Типы речи или типы в речи.
1
Орфография
3.
Необычные правила.
1
4.
Н+Н=НН
1
5.
Путеводные звёзды орфографии.
1
6.
Слитно, раздельно иль через дефис?
1
7.
Не и Ни бывают в слове.
1
8.
Различай и отличай
1
Морфология
9.
Морфологическая семейка.
1
10.
Тайна в имени твоём.
1
11.
Именная родня.
1
12.
Братство глагольное.
1
13.
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в
1
письме.
Синтаксис и пунктуация
14.
Сочетание или словосочетание?
1
15.
Примыкай, управляй, согласуй…
1
16.
Работа над проектом.
1
17.
Это непростое простое предложение.
1
18.
Главнее главного.
1
19.
Действую по-разному.
1
20.
Определяй и дополняй.
1
21.
Где? Когда? Куда? Откуда?
1
22.
Назывные именные.
1
23.
Личные отличные.
1
24.
Тройное доказательство родства.
1
25.
Соединю родных и разделю.
1
26.
Обратись ко мне красиво!
1
27.
Водные или вводные.
1
28.
Сочетай, конструируй и вставляй.
1
29.
Обособим мы тебя.
1
30.
Квадратное обособление.
1
31.
Распространённые одиночки.
1
32.
Скажи прямо, не молчи…
1
33.
Косвенно чужая речь.
1
34.
Итоговое занятие.
1
Итого
15
19
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
8
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1618
9 класс
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория Практика Всего
Введение. Значение курса, его задачи (2 часа)
Особенности ОГЭ по русскому языку в новой
1
1
форме: цели, содержание, структура, учебные
пособия. Знакомство с демоверсией.
Организация и технология проведения ОГЭ по
1
1
русскому языку. Особенности заполнения бланков
экзаменационной
работы.
Знакомство
с
критериями оценки выполнения заданий.
Текст. Сжатое изложение (5 часов)
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся
находить микротемы исходного текста. Абзацное
0,5
0,5
1
членение текста.
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия)
текста. Приемы сжатия текста. Практическая
0,5
0,5
1
работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Практическая работа 2: Отработка приёма
0,5
0,5
1
ОБОБЩЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Практическая работа 3: Отработка приема
0,5
0,5
1
УПРОЩЕНИЕ.
Написание сжатого изложения.
1
1
Текст. Сочинение (7 часов)
Сочинение на экзамене. Критерии оценки.
1
1
Структура сочинения.
Учимся формулировать тезис.
1
1
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров
1
1
из исходного текста.
Учимся писать вывод сочинения.
1
1
Практическая работа 4: Создание сочинениярассуждения на лингвистическую тему по цитате о
1
1
языковом явлении.
Практическая работа 5: Создание сочинения1
1
рассуждения по проблеме.
Практическая работа 6. Сочинение-рассуждение на
1
1
морально-этическую тему.
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов)
Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос.
1
1
Задание 2.
Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры
3
3
речи. Задание 3.
9
Правописание приставок. Задание 4.
Правописание суффиксов. Задание 5.
Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание
21
6.
Способы подчинительной связи в словосочетании.
22
Синонимичные словосочетания. Задание 7.
23Грамматическая основа предложения. Задание
24
8,11.
25
Предложения с однородными членами. Задание 9.
Предложения с обособленными и уточняющими
26
членами. Задание 9.
Предложения с вводными словами и обращениями.
27
Задание 10.
Сложносочиненные
и
сложноподчиненные
28
предложения. Задание 12-14.
Сложноподчиненные предложения с несколькими
29
придаточными. Задание 12-14.
Сложные предложения с различными видами
30
связи. Задания 13.
31
Контрольная работа 3. Тест.
Заключение. Итоговый контроль (3 часа)
32
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
33
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
34
Анализ ошибок. Подведение итогов.
Итого
8
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
1
1
1
34
Дополнительная литература, методические материалы:
1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2022:
Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в
новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство
АСТ, Астрель.
2. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2023:
Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в
новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство
АСТ, Астрель.
3. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2020: Русский язык: Тренировочные задания: 9
класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство
«Эксмо».
10