МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 4 от «29» марта 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
С. Г. Хоронько
Приказ № 38-од от«29» марта 2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе работы профилактики правонарушений
в ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
г. Серов, 2021 г.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм.,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.);
- «Семейным кодексом Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от
04.02.2021, с изм. от 02.03.2021 г.);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. от 17 февраля 2021 г.);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с изм. от 31.07.2020 г. № 303-ФЗ);
- Федеральным законом РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 24
апреля 2020 г.);
- Уставом образовательной организации.
1.2. Настоящее положение устанавливает основы правового регулирования отношений,
возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и
правонарушений обучающихся.
1.3. Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, основываются
на следующих основных понятиях:
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей либо должностных лиц; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 № 150ФЗ);
- беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111 - ФЗ);
- антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в
систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы
других лиц; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 № 111 – ФЗ, в ред.
Федерального закона от 22.04.2005 № 39 - ФЗ);
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение
либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 № 150 - ФЗ);
- индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлении
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по
2
их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении.
1.4. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
входят: Административный совет, Совет по профилактике правонарушений; Совет
школьного самоуправления.
1.5. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
обучающихся других педагогических работников: учителей, классных руководителей,
воспитателей групп, педагога-психолога и социального педагога осуществляется в
пределах их компетенции в соответствии с должностными обязанностями.
1.6. Организует систему профилактической работы в школе-интернате Совет по
профилактике правонарушений; руководит системой профилактической работы
председатель Совета.
1.7. Общий контроль за системой профилактики безнадзорности и правонарушений среди
обучающихся осуществляет директор.
2. Цель, задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся.
2.1. Цель деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
обучающихся – создание системы социальных, правовых, педагогических,
психологических и других мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, правонарушениями и антиобщественным
действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой.
2.2. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся являются:
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних и совершеннолетних обучающихся; выявление и устранение причин
и условий, способствующие этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и
совершеннолетних обучающихся;
- профилактика и запрещение курения, употребления слабоалкогольных напитков, пива,
наркотических средств и психоактивных веществ, их прекурсоров и аналогов и других
одурманивающих веществ;
- социально-педагогическая реабилитация обучающихся, находящихся в социальноопасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий;
- разработка и внедрение в практику работы школы-интерната программ и форм работы,
направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
3
- выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия, принятие мер по их
обучению и воспитанию;
- оказание психолого – педагогической и социальной помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении образовательной программы, развитии и
социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в
случае и в порядке, которые предусмотрены уголовно - процессуальном
законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному
делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления (Психологопедагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним обучающимся
оказывается на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей
(законных представителей);
- организация свободного времени обучающихся через работу кружков, секций,
факультативов, клубов по интересам.
2.3. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся
основывается на принципах законности, демократизма, гуманизма, поддержки семьи и
взаимодействия с ней, индивидуального подхода с соблюдением конфиденциальности
полученной информации, систематичности и последовательности обеспечения
ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов
несовершеннолетних.
3. Содержание деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
3.1. Организационно-педагогическая деятельность, направленная на планирование,
организацию и корректировку системы профилактики безнадзорности и правонарушений
среди обучающихся.
3.2. Информационно - просветительская деятельность: проведение системы
воспитательных мероприятий (классных часов, бесед, встреч со специалистами системы
профилактики безнадзорности и правонарушений, диспутов и т.д.) направленных на
формирование законопослушного поведения, освоение социальных ролей «гражданин»,
«семьянин», «работник».
3.3. Диагностическая деятельность:
- выявление несовершеннолетних группы риска (группа социального риска, группа
педагогического риска, группа психологического риска, группа риска по здоровью)
обучающихся, находящихся в социально-опасном положении; причин и условий их
вызывающих;
- постановка обучающихся группы риска на внутришкольный учет и снятие с учета, на
основании разработанных критериев.
3.4. Реабилитационная деятельность – создание системы психолого-педагогических и
социальных мер, условий и технологий, направленных на преодоление адаптационных
нарушений и состояний риска в развитии обучающихся на развитие и формирование
личностных качеств и профессиональных интересов и потребностей, в соответствии с их
возрастными
и
индивидуально-типологическими
особенностями,
состоянием
соматического и психического здоровья.
4
3.5. Индивидуально-профилактическая деятельность, направленная на индивидуальную
социально-экономическую и психолого-педагогическую помощь и поддержку
обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации через оказание материальной
помощи, наставничество, психолого-педагогические тренинги, консультации с
психологом, педагогом, врачами, социальным педагогом и другими специалистами.
3.6. Контрольно-аналитическая деятельность, предусматривающая:
- Систематический контроль за поведением обучающихся в школе-интернате и вне её, за
соблюдением
обучающимися
Устава
государственного
бюджетного
общеобразовательного учреждения Свердловской области «Серовская школа-интернат
для детей, нуждающихся в длительном лечении», правил внутреннего распорядка, Правил
проживания в школе-интернате, норм и правил поведения; контроль за результатами
процесса обучения и за посещаемостью учебных занятий;
- Контроль за занятостью обучающихся в свободное от учебы время;
- Контроль за соблюдением Прав и законных интересов обучающихся;
- Анализ системы профилактической работы в школе-интернате, её эффективности;
- Изучение социально-бытовых условий жизнедеятельности обучающихся, их улучшение;
- Анализ психолого-педагогической среды проживания обучающихся.
3.7. Координирующая деятельность:
- Координация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся
всех внутришкольных структур и подразделений;
- Установление взаимодействия и сотрудничества с системой профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, органами социальной защиты населения, органами
управления образованием, органами опеки и попечительства, органами здравоохранения,
органами службы занятости, органами министерства внутренних дел.
4. Технология организации внутришкольной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений обучающихся.
4.1. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики безнадзорности и
правонарушений обучающихся:
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»;
- Правила внутреннего распорядка обучающихся;
- Положение о системе профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся;
- Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;
- План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;
- Общешкольный план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений
обучающихся;
- План воспитательной работы;
- План работы школьного самоуправления;
- Планы воспитательной работы классных руководителей;
- Планы воспитательной работы воспитателей;
- План работы библиотеки.
5
4.2. Формы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
обучающихся. Основными формами работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся являются:
4.2.1. Коллективные:
классные часы,
диспуты;
«Неделя здоровья»,
встречи с представителями системы по профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних,
лекции,
беседы,
практикумы,
семинары,
кружки, секции, факультативы.
4.2.2. Групповые:
беседы,
лекции,
консультации,
встречи со специалистами системы профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних,
встречи, беседы с администрацией школы-интерната,
кружки, секции, факультативы,
конкурсы.
4.2.3. Индивидуальные:
беседы,
тренинги,
консультации,
телефонные разговоры с родителями и лицами их заменяющими,
встречи со специалистами системы профилактики безнадзорности и
правонарушений, вызов на заседание Совета по профилактике безнадзорности и
правонарушений, самоотчеты,
индивидуальный контроль (систематический, периодический),
вовлечение в кружки, секции, факультативы, исследовательскую деятельность.
5. Результаты работы системы профилактики безнадзорности
и правонарушений среди обучающихся.
5.1. Результаты фронтальной и групповой работы оформляются в виде статистических и
аналитических справок, ведения журнала регистрации взаимодействия с представителями
системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
5.2. По итогам групповой и индивидуальной работы, в зависимости от формы, целей и
задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания Административного
Совета, Педсовета, Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
обучающихся, встречи при директоре, заместителе директора. Все заседания
протоколируются.
6
5.3. Директор школы-интерната, Административный Совет, Педсовет, Совет по
профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся по результатам
профилактической работы принимает соответствующее ситуации управленческое
решение.
5.4. Принятые решения сообщаются обучающимся, их родителям (или лицам их
заменяющим), соответствующему органу системы профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних в установленные сроки и в установленном
порядке в части их касающиеся.
5.5. На основании текущего и итогового материала все структуры системы профилактики
безнадзорности и правонарушений среди обучающихся включают в свои планы работы
систему мероприятий по устранению выявленных проблем в поведении, обучении и
воспитании обучающихся.
7
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)