Положение об оказании логопедической помощи в ГБОУ СО СШИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 4 от «29» марта 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
С. Г. Хоронько
Приказ № 38-од от«29» марта 2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи в
ГБОУ СО «Серовская школа – интернат»

г. Серов, 2021 г.

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) в
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат» (далее – образовательное учреждение)
разработано в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.);
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2021 г. № 10-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г. (с изменениями
от 11 декабря 2020 г. № 712);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г. (с изменениями
и доп. от 11 декабря 2020 г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом
Минобрнауки России № 1598 от 19.12.2014 г.;
- Приказом Минобрнауки России № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от
10.06.2019 г. № 286);
- Распоряжением Минпросвещения РФ № Р-75 от 06.08.2020 г. «Об утверждении
примерного Положения об организации логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Министерства образования РФ № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии».
- Письмом Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О психологомедико-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (с изменениями и доп. от 20 октября 2020 г.);
- Приказом Минобрнауки РФ № 1601 от 22.12.2014 г. (ред. от 13.05.2019 г.) «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Серовская школа – интернат для детей, нуждающихся в
длительном лечении» (далее - школа);
2

- другими нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими деятельность
общеобразовательных организаций.
1.2. Положение регламентирует деятельность общеобразовательного учреждения в части
оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.3. Задачами общеобразовательного учреждения по оказанию логопедической помощи
являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в общеобразовательном учреждении.
2.1. Логопедическая помощь оказывается общеобразовательным учреждением независимо
от ее организационно-правовой формы.
2.2. При оказании логопедической помощи в общеобразовательном учреждении ведется
документация согласно приложению № 1 к Положению. Срок хранения документов
составляет не менее трёх лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. На 1 штатную единицу учителя-логопеда приходится:
- 6-12 обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ);
- 25 обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее ПМПк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с
учителем-логопедом);
- 25 обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный
по
итогам
логопедической
диагностики,
проведенной
учителем-логопедом
общеобразовательной организации.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется два раза в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают:
3

- проведение общего срезового обследования обучающихся;
- обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогов;
- углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или)
письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи.
В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогом, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к
Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или)
письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения
обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с
учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ПМПк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа
директора общеобразовательного учреждения.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ПМПк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися могут проводиться как во время
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности с учетом режима работы
образовательного учреждения и согласно составленному расписанию.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ПМПк и результатов логопедической
диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в отдельном кабинете, оборудованном с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
4

2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается
в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(педагогов, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование
о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей);
- педагогических и руководящих работников общеобразовательного учреждения;
- информационных стендов;
- сайта общеобразовательного учреждения.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ начального общего, основного общего образования.
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего,
основного общего образования определяются с учетом Положения общеобразовательного
учреждения.
3.2. Обучающие получают логопедическую помощь независимо от формы получения
образования и формы обучения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе общего образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
и
составляет
(в
форме
групповых/подгрупповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трёх логопедических
занятий в неделю для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи и не менее одного двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для обучающихся, имеющих заключение ПМПк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении
коррекционных
занятий
с
учителем-логопедом),
определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет (групповых/подгрупповых и (или)
индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;
3) для обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического
сопровождения,
разработанной
и
утвержденной
общеобразовательным учреждением.
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
- в 1 (дополнительном) - 1 классах - групповое занятие - 35 - 40 мин, индивидуальное - 20 40 мин;
- во 2 - 9 классах - групповое занятие - 40 - 45 мин, индивидуальное - 20 - 45 мин.
3.5. Предельная наполняемость групповых занятий:
5

1) для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6
- 8 человек;
2) для обучающихся, имеющих заключение ПМПк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
не более 6 - 8 человек;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам
логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется
индивидуальным планом психолого- педагогического сопровождения, разработанным и
утверждённым общеобразовательным учреждением.

6

Приложение № 1
Документация общеобразовательного учреждения при оказании логопедической помощи.
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение № 2
Директору ГБОУ СО
«Серовская щкола-интернат»
Хоронько С.Г.
___________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося
Я, ___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _____________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

«__» ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

7

Приложение № 3
Директору ГБОУ СО
«Серовская щкола-интернат»
Хоронько С.Г.
___________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я, ___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _____________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/психолого-педагогического
консилиума/учителя-логопеда ______________________
(нужное подчеркнуть).
«__» ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

8

Приложение № 4
Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
- дата поступления в общеобразовательное учреждение;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в классе (общеобразовательный, инклюзивный, отдельный для обучающихся с…);
2. на дому;
3. в медицинской организации;
4. в форме семейного образования;
5. сетевая форма реализации образовательных программ;
6. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
общеобразовательном учреждении): переход из одной образовательной организации в
другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена
учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с общеобразовательным учреждением, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в общеобразовательном
учреждении:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных (оплачиваемых родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
9

4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих
переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься
из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени
по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована «на словах»);
самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре (ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам, оказывающим логопедическую помощь.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОУ)

Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________

Приложение № 5
10

Рекомендации по оснащению кабинета для логопедической помощи.
При оснащении кабинета для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
учебными
пособиями,
индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
обучающихся.

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».