МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А.А. Колганов
Приказ № 47-од от 31.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Калейдоскоп наук»
(«общеинтеллектуальное направление»)
для обучающихся 4 классов
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
В концепции ФГОС НОО в качестве конечного результата образовательной
деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в
котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка:
«Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться,
способный к организации собственной деятельности…».
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств
обучающихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных
работ.
Для реализации программного содержания используются:
1. Ященко И.В. ВПР. Математика, «Экзамен». - М. 2022.
2. Комиссарова Л.Ю. ВПР. Русский язык, «Экзамен». - М. 2022.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку;
- создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной
школы к ВПР.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие внимание, памяти.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование умение работать в группе.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» рассчитан на 34 ч в год: 17 ч. –
блок «Математика», 17 ч. – блок «Русский язык».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Будут сформированы:
– широкая мотивационная основа учебной деятельности;
2
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
– способность к оценке своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
3
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Блок «Математика»
Обучающиеся научатся:
устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины;
выполнять письменно действия с многозначными числами;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).
Блок «Русский язык»
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж,
склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
4
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
•
применять
правила
правописания
(в
объеме
содержания
курса).
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 блок «Математика»
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Количест
Форма занятия
во часов
Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
1
Беседа
трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
Практическое занятие
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и
1
Беседа
без скобок
Практическое занятие
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью
1
Беседа
Практическое занятие
Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного
1
Беседа
компонента арифметического действия
Практическое занятие
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника
1
Беседа
практическим путём
Практическое занятие
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации
1
Беседа
Практическое занятие
Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
1
Беседа
чисел
Практическое занятие
Логические задачи
1
Беседа
Практическое занятие
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное
1
Беседа
отображение
Практическое занятие
Задачи
1
Беседа
Практическое занятие
Пробная работа. Вариант 1
1
Практическое занятие
Работа над ошибками
1
Беседа
Практическое занятие
Задачи
1
Беседа
Практическое занятие
Тема занятия
6
14
15
16
17
Пробная работа. Вариант 2
Пробная работа. Вариант 3
Пробная работа. Вариант 4
Пробная работа. Вариант 5
Итого
1
1
1
1
17
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
2 блок «Русский язык»
№
занятия
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Количест
Форма занятия
во часов
Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам.
1
Беседа
Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами
Практическое занятие
Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах
1
Беседа
Практическое занятие
Звонкие и глухие согласные
1
Беседа
Практическое занятие
Части слова. Упражнение в разборе слов по составу
1
Беседа
Практическое занятие
Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли
1
Беседа
текста. План текста. Упражнение в составление плана текста
Практическое занятие
Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию
1
Беседа
текста
Практическое занятие
Слово и его лексическое значение
1
Беседа
Практическое занятие
Слова – синонимы
1
Беседа
Практическое занятие
Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части
1
Беседа
речи
Практическое занятие
Фразеологические обороты и употребление их в речи
1
Беседа
Практическое занятие
Тема занятия
7
28
29
30
31
32
33
34
Пробная работа. Вариант 1
Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части
речи
Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.
1
1
Пробная работа. Вариант 2
Пробная работа. Вариант 3
Пробная работа. Вариант 4
Пробная работа. Вариант 5
Итого
1
1
1
1
17
1
Практическое занятие
Беседа
Практическое занятие
Беседа
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
8