МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А. А. Колганов
Приказ № 47-од от 31.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
(«общеинтеллектуальное направление»)
для обучающихся 1 - 4 классов
г. Серов, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 – 4 классов «Основы
функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Рабочая программа «Основы функциональной грамотности» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В.Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществленияжизненных целей.
Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения
и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания ля
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3
класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
2
проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
предметные недели;
библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научно-исследовательских дискуссиях;
практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания,специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
3
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство
с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательскаяграмотность»:
• способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научнаяграмотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
• способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование финансовых терминов;
• представление о семейных расходах и доходах;
• умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
4
•
•
•
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученикис ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
№
Раздел
п/п
1
Читательская
грамотность
2
Итого
Математическа
я грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Формы занятий
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М.
Пляцковский.
Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про курочку Рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
5
мед.
3
4.
Итого
Финансовая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Естественнонаучная
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Итого
2 класс
№
п/п
1
За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино
и
карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок,
Винни-пух
и
воздушный шарик.
Про
репку
и
другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
9
33
Раздел
Читательская
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Содержание
Михаил
Пришвин.
Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай
Сладков.
Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий
труд.
Формы занятий
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
6
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
2.
Итого
Математическая
грамотность
3.
Итого
Финансовая
грамотность
4.
Итого
Естественнонаучная
грамотность
Итого
Итого
3 класс
№
п/п
1
Раздел
Читательская
грамотность
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
8,5
34
Кол-во
часов
1
1
1
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Формы занятий
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
7
2.
Итого
Естественнонаучная
грамотность
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
Финансовая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4.
Итого
Математическая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное
вещество
мел.
Чем интересно мыло и
как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш.
На
что
тратятся
семейные деньги? Виды
расходов.
На
что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные платежи.
Как
сэкономить
семейные деньги?
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Расходы
и
доходы
бюджета.
Планируем
семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем
случайные
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
8
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы
на
обязательные платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
5
Итого
Проверочные
работы
Итого
4 класс
№ п/п
1
2.
Раздел
8
2
Проверь себя
34
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
2
1
1
Итого
Естественнонаучная
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
8
Содержание
Формы занятий
Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан.
Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
9
Финансовая
грамотность
2
1
1
2
1
1
4.
Итого
Математическая
грамотность
8
1
2
1
1
2
1
5.
Итого
Творческие
работы
8
1
1
Итого
Итого
2
34
3.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи,
скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся
путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
в Практические
упражнения
По выбору.
Составляем словарик по
финансовой грамотности.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема занятия
п/п
1. В. Бианки. Лис и мышонок.
Всего
часов
1
В том числе
Теория Практика
0,5
0,5
1
0,5
0,5
3.
Русская народная сказка. Мороз и
заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
1
0,5
0,5
4.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
5.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
0,5
0,5
6.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
0,5
0,5
7.
Русская народная сказка. Как лиса
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
11. Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
12. Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
13. Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2.
8.
Про курочку рябу, золотые
простые яйца.
10. Про козу, козлят и капусту.
9.
и
Форма внеурочной деятельности
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно11
14. Про Машу и трех медведей.
1
0,5
0,5
15. Про старика, старуху, волка и
лисичку.
16. Про медведя, лису и мишкин мед.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
17. За покупками.
1
0,5
0,5
18. Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
19. День рождения мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
20. Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
21. Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
22. Лесной банк.
1
0,5
0,5
23. Как мужик и медведь прибыль
делили.
24. Как мужик золото менял.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
25. Как
Иванушка
хотел
попить
водицы.
26. Пятачок, Винни-пух и воздушный
шарик.
27. Про репку и другие корнеплоды.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
12
28. Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
29. Про Снегурочку и
воды.
30. Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
31. Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
32. Иванова соль.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
33. В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
превращения
Итого:
33
16,5
16,5
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
2 класс
№ п/п
Тема занятия
В том числе
Теория Практика
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2.
Михаил Пришвин.
память.
Про беличьи запасы.
3.
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
4.
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
5.
И.
Соколов-Микитов.
берлоге.
1
0,5
0,5
1.
Беличья
Всего
часов
1
В
Форма внеурочной деятельности
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
13
6.
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
7.
1
0,5
0,5
8.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
9.
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
10.
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
11.
Банковская карта.
1
0,5
0,5
12.
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
13.
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
14.
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
15.
1
0,5
0,5
16.
Безопасность
денег
банковской карте.
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
17.
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
18.
Про крота.
1
0,5
0,5
19.
Про кредиты.
1
0,5
0,5
20.
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
на
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно14
21.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
22.
Про ежа.
1
0,5
0,5
23.
Про вклады.
1
0,5
0,5
24.
1
0,5
0,5
25.
Занимательные
яблока.
Полевой хомяк.
1
0,5
0,5
26.
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
27.
Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
28.
Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
29.
Про бобров.
1
0,5
0,5
30.
Бобры строители.
1
0,5
0,5
31.
Такие разные деньги.
1
0,5
0,5
32.
Материал для плотин.
1
0,5
0,5
33.
Позвоночные животные.
1
0,5
0,5
34.
Встреча друзей.
1
0,5
0,5
особенности
Исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
15
Итого:
34
17
17
3 класс
№ п/п
Тема занятия
1.
Про дождевого червяка.
Всего
часов
1
В том числе
Теория Практика
0,5
0,5
2.
Кальций.
1
0,5
0,5
3.
Сколько весит облако?
1
0,5
0,5
4.
Хлеб, всему голова.
1
0,5
0,5
5.
Про мел.
1
0,5
0,5
6.
Про мыло.
1
0,5
0,5
7.
История свечи.
1
0,5
0,5
8.
Магнит.
1
0,5
0,5
9.
Дождевые черви.
1
0,5
0,5
10.
Полезный кальций.
1
0,5
0,5
11.
Про облака.
1
0,5
0,5
12.
Про хлеб и дрожжи.
1
0,5
0,5
Форма внеурочной деятельности
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно16
Исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
13.
Интересное вещество мел.
1
0,5
0,5
14.
1
0,5
0,5
15.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
1
0,5
0,5
16.
Волшебный Магнит.
1
0,5
0,5
17.
Проверь себя.
1
0,5
0,5
18.
Что такое «бюджет»?
1
0,5
0,5
19.
Семейный бюджет.
1
0,5
0,5
20.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги?
Пенсия
и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вкладвыигрыш.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги?
Обязательные
платежи.
Как
сэкономить
семейные
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
1
0,5
0,5
21.
22.
23.
24.
25.
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно17
деньги?
исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
26.
Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
0,5
27.
Планируем семейный бюджет.
1
0,5
0,5
28.
Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
0,5
29.
Пенсии и пособия.
1
0,5
0,5
30.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Расходы
на
платежи.
Подсчитываем
деньги.
Проверь себя.
обязательные
1
0,5
0,5
сэкономленные
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
31.
32.
33.
34.
Итого:
34
17
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
17
4 класс
№
п/п
1.
2.
Тема занятия
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные
уборы.
Всего часов
1
1
В том числе
Теория Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
Форма внеурочной деятельности
Деловые беседы; Практические упражнения
Практические упражнения; Деловые беседы;
18
3.
4.
5-6.
7.
8.
9.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи
на Руси.
Внутреннее
убранство
и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в
России
Томат.
10. Болгарский перец.
1
0,5
0,5
Деловые беседы; Практические упражнения
1
0,5
0,5
Библиотечные уроки; Практические упражнения
2
1
1
Библиотечные уроки; Практические упражнения
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Библиотечные уроки; Практические упражнения
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Деловые беседы; Практические упражнения
11.
Картофель.
12.
13.
Баклажан.
Паслёновые.
Лук.
14.
Капуста.
1
0,5
0,5
15.
Горох.
1
0,5
0,5
16.
Грибы.
1
0,5
0,5
17.
Творческая работа.
1
0,5
0,5
18-19. Потребительская корзина.
2
1
1
Семейство
научнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучно-
19
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
1
1
2
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Деловые беседы; Практические упражнения
Практические упражнения; Деловые беседы
Практические упражнения; Деловые беседы
24.
Благотворительность.
1
0,5
0,5
Практические упражнения; Деловые беседы
25.
Страхование.
1
0,5
0,5
Практические упражнения; Деловые беседы
26.
В бассейне.
1
0,5
0,5
Практические упражнения
Делаем ремонт.
2
1
1
Практические упражнения
29.
Праздничный торт.
1
0,5
0,5
Практические упражнения
30.
Обустраиваем участок.
1
0,5
0,5
Практические упражнения
Поход в кино.
2
1
1
Практические упражнения
33.
Отправляемся в путешествие.
1
0,5
0,5
34.
Составляем
словарик
финансовой грамотности.
Итого:
1
0,5
0,5
34
17
17
20.
21.
22-23.
27-28.
31-32.
по
Практические
упражнения;
исследовательских дискуссиях
Практические упражнения
Участие
в
научно-
20