Основы функциональной грамотности 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А. А. Колганов
Приказ № 47-од от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
(«общеинтеллектуальное направление»)
для обучающихся 1 - 4 классов

г. Серов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 – 4 классов «Основы
функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Рабочая программа «Основы функциональной грамотности» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В.Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществленияжизненных целей.
Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения
и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания ля
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3
класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
2

проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
 предметные недели;
 библиотечные уроки;
 деловые беседы;
 участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания,специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
3

во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство
с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательскаяграмотность»:
• способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научнаяграмотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
• способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование финансовых терминов;
• представление о семейных расходах и доходах;
• умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
4

•
•
•

представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученикис ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
№
Раздел
п/п
1
Читательская
грамотность

2

Итого
Математическа
я грамотность

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание

Формы занятий

В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М.
Пляцковский.
Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Про курочку Рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

5

мед.
3

4.

Итого
Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого
Естественнонаучная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого
Итого
2 класс
№
п/п
1

За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино
и
карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок,
Винни-пух
и
воздушный шарик.
Про
репку
и
другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

9
33

Раздел
Читательская
грамотность

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Содержание
Михаил
Пришвин.
Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай
Сладков.
Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий
труд.

Формы занятий
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

6

Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
2.

Итого
Математическая
грамотность

3.

Итого
Финансовая
грамотность

4.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

Итого
Итого
3 класс
№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

8,5
34

Кол-во
часов
1
1
1

Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?

Формы занятий
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
7

2.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.

Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное
вещество
мел.
Чем интересно мыло и
как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш.
На
что
тратятся
семейные деньги? Виды
расходов.
На
что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные платежи.
Как
сэкономить
семейные деньги?

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Расходы
и
доходы
бюджета.
Планируем
семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем
случайные

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
8

(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы
на
обязательные платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
5

Итого
Проверочные
работы
Итого

4 класс
№ п/п
1

2.

Раздел

8
2

Проверь себя

34

Кол-во
часов

Читательская
грамотность

1
1
1
1
2
1
1

Итого
Естественнонаучная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

8

Содержание

Формы занятий

Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан.
Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

9

Финансовая
грамотность

2
1
1
2
1
1

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
2
1
1
2
1

5.

Итого
Творческие
работы

8
1
1

Итого
Итого

2
34

3.

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи,
скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся
путешествие.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
в Практические
упражнения

По выбору.
Составляем словарик по
финансовой грамотности.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема занятия
п/п
1. В. Бианки. Лис и мышонок.

Всего
часов
1

В том числе
Теория Практика
0,5
0,5

1

0,5

0,5

3.

Русская народная сказка. Мороз и
заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.

1

0,5

0,5

4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

0,5

0,5

5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

0,5

0,5

6.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

0,5

0,5

7.

Русская народная сказка. Как лиса
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

11. Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5

12. Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
13. Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2.

8.

Про курочку рябу, золотые
простые яйца.
10. Про козу, козлят и капусту.
9.

и

Форма внеурочной деятельности
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно11

14. Про Машу и трех медведей.

1

0,5

0,5

15. Про старика, старуху, волка и
лисичку.
16. Про медведя, лису и мишкин мед.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

17. За покупками.

1

0,5

0,5

18. Находчивый колобок.

1

0,5

0,5

19. День рождения мухи-цокотухи.

1

0,5

0,5

20. Буратино и карманные деньги.

1

0,5

0,5

21. Кот Василий продает молоко.

1

0,5

0,5

22. Лесной банк.

1

0,5

0,5

23. Как мужик и медведь прибыль
делили.
24. Как мужик золото менял.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

25. Как
Иванушка
хотел
попить
водицы.
26. Пятачок, Винни-пух и воздушный
шарик.
27. Про репку и другие корнеплоды.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
12

28. Плывет, плывет кораблик.

1

0,5

0,5

29. Про Снегурочку и
воды.
30. Как делили апельсин.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

31. Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
32. Иванова соль.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

33. В. Сутеев. Яблоко.

1

0,5

0,5

превращения

Итого:

33

16,5

16,5

Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения

2 класс
№ п/п

Тема занятия

В том числе
Теория Практика
0,5
0,5

1

0,5

0,5

2.

Михаил Пришвин.
память.
Про беличьи запасы.

3.

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

4.

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

5.

И.
Соколов-Микитов.
берлоге.

1

0,5

0,5

1.

Беличья

Всего
часов
1

В

Форма внеурочной деятельности
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
13

6.

Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

7.

1

0,5

0,5

8.

Поврежденные и фальшивые
деньги.
Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

11.

Банковская карта.

1

0,5

0,5

12.

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

13.

Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

0,5

14.

Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

15.

1

0,5

0,5

16.

Безопасность
денег
банковской карте.
Лисьи норы.

1

0,5

0,5

17.

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

18.

Про крота.

1

0,5

0,5

19.

Про кредиты.

1

0,5

0,5

20.

Корень часть растения.

1

0,5

0,5

на

Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно14

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

22.

Про ежа.

1

0,5

0,5

23.

Про вклады.

1

0,5

0,5

24.

1

0,5

0,5

25.

Занимательные
яблока.
Полевой хомяк.

1

0,5

0,5

26.

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

27.

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

28.

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

29.

Про бобров.

1

0,5

0,5

30.

Бобры строители.

1

0,5

0,5

31.

Такие разные деньги.

1

0,5

0,5

32.

Материал для плотин.

1

0,5

0,5

33.

Позвоночные животные.

1

0,5

0,5

34.

Встреча друзей.

1

0,5

0,5

особенности

Исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
15

Итого:

34

17

17

3 класс
№ п/п

Тема занятия

1.

Про дождевого червяка.

Всего
часов
1

В том числе
Теория Практика
0,5
0,5

2.

Кальций.

1

0,5

0,5

3.

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

4.

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

5.

Про мел.

1

0,5

0,5

6.

Про мыло.

1

0,5

0,5

7.

История свечи.

1

0,5

0,5

8.

Магнит.

1

0,5

0,5

9.

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

10.

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

11.

Про облака.

1

0,5

0,5

12.

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

Форма внеурочной деятельности
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно16

Исследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения

13.

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

14.

1

0,5

0,5

15.

Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.

1

0,5

0,5

16.

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

17.

Проверь себя.

1

0,5

0,5

18.

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

19.

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

20.

Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги?
Пенсия
и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вкладвыигрыш.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения

На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги?
Обязательные
платежи.
Как
сэкономить
семейные

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения

1

0,5

0,5

21.

22.

23.
24.

25.

Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно17

деньги?

исследовательских дискуссиях; Практические упражнения

26.

Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5

27.

Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5

28.

Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5

29.

Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

30.

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Расходы
на
платежи.
Подсчитываем
деньги.
Проверь себя.

обязательные

1

0,5

0,5

сэкономленные

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

31.
32.
33.
34.

Итого:

34

17

Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноИсследовательских дискуссиях; Практические упражнения

17

4 класс
№
п/п
1.
2.

Тема занятия
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные
уборы.

Всего часов
1
1

В том числе
Теория Практика
0,5
0,5

0,5
0,5

Форма внеурочной деятельности
Деловые беседы; Практические упражнения
Практические упражнения; Деловые беседы;

18

3.
4.
5-6.

7.
8.
9.

Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи
на Руси.
Внутреннее
убранство
и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в
России
Томат.

10. Болгарский перец.

1

0,5

0,5

Деловые беседы; Практические упражнения

1

0,5

0,5

Библиотечные уроки; Практические упражнения

2

1

1

Библиотечные уроки; Практические упражнения

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Библиотечные уроки; Практические упражнения
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Практические
упражнения;
Участие
в
исследовательских дискуссиях
Деловые беседы; Практические упражнения

11.

Картофель.

12.
13.

Баклажан.
Паслёновые.
Лук.

14.

Капуста.

1

0,5

0,5

15.

Горох.

1

0,5

0,5

16.

Грибы.

1

0,5

0,5

17.

Творческая работа.

1

0,5

0,5

18-19. Потребительская корзина.

2

1

1

Семейство

научнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучнонаучно-

19

Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.

1
1
2

0,5
0,5
1

0,5
0,5
1

Деловые беседы; Практические упражнения
Практические упражнения; Деловые беседы
Практические упражнения; Деловые беседы

24.

Благотворительность.

1

0,5

0,5

Практические упражнения; Деловые беседы

25.

Страхование.

1

0,5

0,5

Практические упражнения; Деловые беседы

26.

В бассейне.

1

0,5

0,5

Практические упражнения

Делаем ремонт.

2

1

1

Практические упражнения

29.

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

Практические упражнения

30.

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

Практические упражнения

Поход в кино.

2

1

1

Практические упражнения

33.

Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5

34.

Составляем
словарик
финансовой грамотности.
Итого:

1

0,5

0,5

34

17

17

20.
21.
22-23.

27-28.

31-32.

по

Практические
упражнения;
исследовательских дискуссиях
Практические упражнения

Участие

в

научно-

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».