Индивидуальные и групповые коррекционные занятия общей и предметной направленности 3 класс (вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
А. А. Колганов
Приказ № 47-од от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
общей и предметной направленности»
для обучающихся 3 класса АООП НОО
(вариант 7.2)

г. Серов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» разработана для
обучающихся по АООП НОО. Данный курс включен в коррекционно-развивающую
область и разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ и является приложением
к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат».
На изучение курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» в 3 классе отводится 3 часа
в неделю: 102 часа в год (34 учебные недели).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» для обучающихся
ориентирована на дополнительные занятия по учебным предметам русский язык,
математика, окружающий мир и литературное чтение.
Одной из важнейших задач начального общего образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования для детей с ОВЗ является обеспечение условий для индивидуального развития
всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом.
Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных
умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что
бывает трудно или почти невозможно скорректировать и компенсировать. А от того, как
сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и
интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными
способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии.
Направленность современного образования выдвигает требования более полной
реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность
детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья
детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические
особенности.
Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с
небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и
преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через
формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Обучающиеся с ОВЗ отличаются:
• наглядно – образным мышлением;
• неустойчивым вниманием;
• слабой памятью (объём памяти 3 – 4 единицы);
• слабой саморегуляцией;
• низким развитием речи;
2

• неумением выделять существенные признаки, классифицировать, обобщать.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько
успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно
значимых компетенций:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Для реализации данной программы используются следующие формы и методы
работы:
• задания по степени нарастания трудности;
• поэтапная помощь учителя на всех этапах урока;
• дифференцированные задания на уроке;
• упражнения на развитие памяти, внимания;
• смена видов деятельности;
• познавательные вопросы;
• групповая и индивидуальная работа на уроке (систематическое повторение ранее
изученного материала, классификация ошибок, допущенных каждым учащимся в разных
видах работ, учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка);
• элементы проблемного обучения;
• игровая деятельность;
• наглядные материалы, опорные схемы, таблицы, работа по алгоритму;
• опорные схемы, конспекты, таблицы;
• технологические карты;
• ИКТ;
• организация самостоятельной работы вне класса (выдача обучающимся рекомендаций о
ходе выполнения домашней работы с учётом повторения пройденного материала,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих
обычно наибольшие затруднения; четкий инструктаж учащихся о порядке выполнения
домашних работ);
• положительный настрой на получение знаний.
В индивидуальных беседах с учащимися и их родителями необходимо
концентрировать внимание на:
• осознании каждого учащегося как уникальной, неповторимой личности;
• неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих
способностей;
• приоритете внутренней свободы, необходимой для творческого саморазвития;

3

• понимании природы творческого саморазвития, изначальными компонентами которой
являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление,
творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Цель программы: обеспечение системного подхода к обеспечению условий для
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования.
Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития
обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в
начале, в течение и в конце учебного года. Темы коррекционно-развивающих занятий
соответствуют тематике уроков математики, русского языка, литературного чтения, что
позволяет способствовать своевременной коррекции, уточнению и развитию формируемых
на уроке знаний, умений и навыков.

№
п/п

Тема занятия

1

Уточнение знаний,
полученных
во
втором классе о
звуках, буквах и
словах.

2

3

4

5

ПОУРОЧОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Содержание занятия

Обобщить и систематизировать знания о звуках и
буквах, полученных во 2 классе. Развитие умения
различать звуки и буквы. Создать условия для
обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их
различии; создать условия для развития умения
записывать транскрипцию слов и читать её.
Коррекция
и Коррекция навыков чтения на основе работы над
развитие
навыка сказкой В. Берестова «Аист и соловей».
плавного
и
осознанного чтения.
Коррекция
Устный
счет.
Расположи
числа
в
порядке
индивидуальных
увеличения/уменьшения.
пробелов в знаниях Фронтальная работа. Решение примеров в пределах
устных
приѐмов
100 у доски с устным пояснением.
вычислений
в
Работа в тетради - самостоятельное решение примеров
пределах 100.
в пределах 100.
Работа в тетради - решение задачи на нахождение
суммы по совместно составленной краткой записи.
Уточнение
и Повторение пройденного во 2 классе: название страны,
расширение знаний о столицы, места проживания, центров (областного,
стране,
о
своѐм районного) – при необходимости; наша страна и другие
городе.
страны.
Коррекция знаний о Уточнение представлений о предложении. Составление
предложении.
предложений из слов. Выделение главных членов
Развитие
умения предложения. Нахождение в тексте предложений с
составлять
разными знаками препинания на конце. Работа в парах:
предложения.
нахождение границ предложений в тексте.

Колво
часов
2

2

2

2

2

4

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Расширение
словарного
запаса
через
объяснение
лексического
значения
устаревших слов и
выражений.
Уточнение знаний о
типах
составных
задач, составление
краткой
записи,
решение задач.
Уточнение
и
расширение знаний о
явлениях природы,
сезонных
изменениях.
Упражнение
в
распространении
предложений.
Составление
связного текста.

Работа с толковым словарем. Работа с наглядной
схемой. Определение значений слов по словарю и
контексту. Словарная работа. Нахождение однозначных
и многозначных слов в предложениях с уточнением их
значения. Составление предложений с однозначными и
многозначными словами с опорой на картинку.
Закрепление знаний таблицы умножения и деления на 2
и 3. Отработка навыков решения составных задач
изученных видов; составления краткой записи.

2

Что такое явление природы. Явления неживой и живой
природы. Сезонные явления. Измерение температуры
воздуха. Воды, тела человека. Термометр – прибор для
измерения температуры. Виды термометров.

2

Закрепление знаний по теме. Воспроизведение
необходимых знаний. Сравнение простых и сложных
предложений. Выделение знаков препинания в сложных
предложениях (союзы и, а, но) Составление связного
текста
Упражнение
в Чтение русских народных сказок. Выделение частей в
составлении
тексте с описанием героев. Нахождение тезисов в тексте,
характеристики
разделение сказок на смысловые части.
героев. Нахождение
тезисов в тексте.
Развитие
умения Отработка навыков решения составных задач; анализ,
анализировать
составления краткой записи.
составную
задачу,
выбирать
ход
решения.
Расширение знаний Повторение пройденного материала на предыдущем
о
морях,
реках, уроке. «Почему воду надо беречь», «Как охраняют воду
озѐрах нашей страны от загрязнения», «Не расходуйте воду напрасно»
и нашей области.
Уточнение
и Актуализация
знаний
о
родственных
словах.
коррекция знаний об Определение общего корня слов (по памятке).
однокоренных
Введение термина «однокоренные слова». Нахождение
словах,
однокоренных
слов
в
тексте.
Группировка
единообразном
однокоренных
слов.
Составление
предложений.
написании корня.
Словарная работа.
Развитие
умения Выделение смысловых частей в прочитанном отрывке и
делить
текст
на обобщение их в пункты плана. Выборочное чтение.
смысловые
части, Краткий пересказ прочитанного текста.
выделить
главную
мысль
части
и
произведения.
Коррекция знаний и Закрепление умений решать задачи на кратное и
развитие
умения разностное сравнение; повторение таблицы умножения,

2

2

2

2

2

2

2

2
5

16

17

18

19

20

21

решать задачи на
разностное и кратное
сравнение.
Уточнение
и
расширение знаний о
растительном мире
нашей местности.
Коррекция знаний о
частях
слова,
упражнения
в
словообразовании.
Упражнение
в
различении текстов
повествования,
описания,
рассуждения
на
примерах
текстов
К.Д.Ушинского.
Заучивание таблицы
умножения
и
соответствующих
случаев деления.
Уточнение
и
расширение знаний о
растительном мире
нашей страны.
Развитие
навыка
правописания слов с
парными
согласными в корне.

22

Развитие
навыка
выразительного
чтения
стихотворения.

23

Коррекция знаний о
случаях умножения
и деления с 0, 1, 10.

24

Уточнение
и
расширение знаний о
животном
мире
нашей области.

25

Развитие
навыка
правописания слов с
безударной гласной
в корне.

26

Развитие
плавного,

навыка

развитие навыков устного счёта, логики и мышления
Расширение знаний о явлениях в жизни растений и
животных нашего края в разные времена года.

2

Разбор слова по составу. Выполнение упражнений в
словообразовании

2

Закрепление
умения
различать
типы
текстов:
повествование, описание, рассуждение; формирование
умения восстанавливать деформированный текст,
подбирать к нему заголовок, определять тип текста

2

Заучивание и закрепление знания таблицы умножения и
соответствующих случаев деления.

2

Уточнение и расширение знания о растениях нашего
края, об их охране и защите, учить видеть их красоту и
неповторимость.

2

Формирование знаний, умений, навыков в правильном
написании слов с орфограммой парных согласных в
корне слова; Активизация познавательной деятельности
через развитие интереса к изучению русского языка,
орфографии.
Развитие навыков выразительного чтения через
заучивание стихов наизусть. Формирование навыков
техники
речи,
интонационной
выразительности,
развитие поэтического слуха.
Закрепление приёмов умножения и деления 1, 0, 10.
Совершенствование вычислительных навыков, навыков
устного счёта, умение решать задачи.
Закрепление знания детей о животных нашего края
(медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, лось, бобер).
Уточнение имеющихся представлений о животных
нашего края, среде их обитания.
Развитие умений различать слова с безударными
гласными в корне слова; подбирать проверочные слова к
словам с безударными гласными; пополнят словарный
запас.
Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами

2

2

2

2

2

2
6

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

осмысленного
вслух
(скорость
чтения
в
соответствии
с
чтения
целыми индивидуальным
темпом
чтения),
постепенное
словами.
увеличение скорости чтения.
Уточнение
и Уточнение и систематизация знания детей об известных
расширение знаний о единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век.
величинах
измерения времени,
их взаимосвязи.
Уточнение
и Уточнение и расширение знаний детей о диких
расширение знаний о животных нашей страны, их внешнем виде, повадках.
животном
мире
нашей страны.
Коррекция
и Формирование навыков правописания слов с парными
восполнение
звонкими и глухими согласными в корне. Развитие
индивидуальных
умения различать парные звонкие и глухие согласные.
пробелов в знаниях
учащихся. Развитие
навыка
правописания слов с
парными
согласными в корне.
Развитие
умения Развитие умения делить текст на части. Формирование
делить
текст
на умения составлять план рассказа (коллективно и
части,
составлять самостоятельно).
план произведения.
Коррекция
знаний Закрепление знаний связи между компонентами и
табличного
результатом действия умножения.
умножения
и
соответствующих
случаев деления.
Коррекция знаний и Закрепление и уточнение знаний детей о домашних
развитие
умения животных; формирование связной речи; обучение
составлять рассказ о умению составлять описательные рассказы по наглядноживотном по плану.
графическому плану.
Коррекция
и Совершенствование навыка правописания слов с Ъ, Ь; –
развитие
навыка закрепление
умения
графического
объяснения
написания слов с ь и орфограммы.
ъ.
Развитие
и Построение простого предложения. Закрепление
закрепление навыков полученных ранее знаний о предложении как единице
построения
речи.
предложений разной
структуры.
Уточнение знаний о Выражение пропорциональной величины через две
задачах
с другие известные величины, решение задач на основе
пропорциональными этих связей.
величинами, способе
их решения.
Уточнение
и Представления о строении собственного тела, расширять
расширение знаний представления о своем организме, о его строении.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1
7

37

38

39

40

41

42

43

44

45

об
организме
человека, строении
тела человека.
Уточнение знаний о
частях
речи.
Упражнение
в
выделении
имён
существительных.

Расширение знания о питании, его значимости, о
взаимосвязи здоровья и питания.

Упражнения в распознавании частей речи. Развитие
умения распознавать имя существительное, имя.
прилагательное, глагол, местоимение, предлог; Разбор
предложение по членам; правильно употреблять разные
части речи в предложении.
Уточнение
и Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация
формирование
мышцы губ, работа над развитием речи детей.
понятия о технике
речи.
Работа
с
дыханием и голосом.
Развитие
умения Развитие умения решать задачи с пропорциональными
решать
составные величинами. Умение выражать пропорциональную
задачи
с величину через две другие известные величины,
пропорциональными
решение задачи на основе этих связей.
величинами.
Уточнение
и Углубление знания об органах чувств, их значении и
расширение знаний функциях в организме человека. Уточнение и
об органах чувств, расширение представлений об органах чувств, их
их
функциях
и
значении и гигиене.
работе.
Уточнение знаний об Упражнения
в
выделении
признаков
имени
имени
прилагательного. Закрепление знаний об имени
прилагательном.
прилагательном; развитие умения разбирать имена
Упражнение
в
прилагательные как часть речи: определение рода,
выделении
числа, падежа имён прилагательных; развитие умения
прилагательных.
правильно
писать
падежные
окончания
имен
прилагательных.
Формирование
Развитие устойчивого зрительного контакта, развитие
установки
на понимания
обращенной
речи,
формирование
активное
самостоятельной фразовой речи при ответах на вопросы.
использование
фразовой речи при
ответах на вопросы.
Уточнение знаний о Закрепление умения внетабличного умножения и
внетабличных
деления. Совершенствование вычислительных навыков
случаях умножения, и умения решать задачи.
развитие
вычислительного
навыка.
Уточнение знаний о Беседа о безопасном поведении дома и на улице,
безопасном
проверка знаний учащихся, контроль знаний, итоговый
поведении человека опрос.
на улице и дома.
Упражнение
в Закрепление знания об имени прилагательном и умения
изменении
имён определять род, число, падеж имени прилагательного.
прилагательных по Закрепление умения в изменении прилагательных по
числам и родам.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

46

47

48

49

50

51

52

53

54

падежам, в определении рода и падежа имён
прилагательных.
Развитие
умения Формирование умения использовать интонационные
пользоваться
средства речевой выразительности: основной тон
основными
высказывания – окраска голоса, изменение степени
средствами
громкости как одно из важных коммуникативных
выразительности
речи (тон, темп, свойств речи, темп или темпо - ритм речи. Умение
громкость,
паузы, пользоваться интонационными средствами речевой
выразительности (окраской голоса, громкостью, темпом
логические
ударения).
речи).
Овладение
неязыковыми
средствами
выразительности (жестами и мимикой).
Коррекция
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
индивидуальных
пробелов в знаниях.
Расширение
Расширение словарного запаса. Уточнение понятий
словарного запаса. «экономика», «промышленность», «бюджет».
Уточнение понятий
«экономика»,
«промышленность»,
«бюджет».
Восполнение
Упражнения по развитию определения частей речи в
индивидуальных
тексте.
пробелов в знаниях о
частях речи.
Уточнение общего Уточнение о понятии, что такое текст, какими
понятия о тексте на признаками он обладает и как отличить текст от набора
основе осознания его предложений.
основных признаков
(смысловое
единство,
последовательность
предложений).
Уточнение знаний о Тестовые задания по формирования вычислительных
внетабличных
навыков.
случаях умножения,
развитие
вычислительного
навыка.
Расширение знаний Обобщения знания детей о городах, входящих в
о городах Золотого «Золотое кольцо России» и их достопримечательностях.
Кольца России
Уточнение знаний о Повторение и усвоение знаний о части речи «глагол», ее
глаголе. Упражнение грамматических
признаков
и
роли
в
речи.
в
выделении Способствование формированию знаний учащихся о
глаголов.
глаголе как о части речи.
Формирование
Формирование умений связной речи. Обучение
умения составлять оставлять,
не
только
описательные,
но
и
сюжетные
и повествовательные рассказы по игрушкам, картине или
описательные
серии картин.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

55

56

рассказы по плану.
Коррекция
понимания
конкретного смысла
действия деления с
остатком.
Расширение знаний
о
городах
Владимире, Суздале.

57

Развитие
умения
выполнять
морфологический
разбор.

58

Развитие
умения
выделять
опорные
слова
в
тексте.
Выполнять пересказ
по опорным словам.

59 Уточнение знаний о
многозначных
числах. Закрепление
понятий
класс,
разряд.
60 Расширение знаний
о городах Плѐс,
Ростов.
61 Развитие
умения
выполнять
фонетический
разбор слова.
62 Коррекция
и
развитие
умения
пользоваться
основными
средствами
выразительности
речи при чтении.
63 Восполнение
индивидуальных
пробелов в знаниях

Ознакомление с конкретным смыслом деления с
остатком. Раскрытие конкретного смысла деления с
остатком;
закрепление
внетабличных
случаев
умножения и деления, а также решение задач.

1

Усвоение знаний об особенностях развития ВладимироСуздальского княжества и усилению его среди других
русских земель; расширение знаний о русских князьях
Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде
Большое Гнездо, об основании г. Москва.
Обобщение знания учащихся о морфологических
признаках имени существительного; выполнение
морфологического разбора имени существительного;
активизация самостоятельной деятельности учащихся по
обобщению знаний об имени существительном как
самостоятельной части речи; Совершенствование
умения работать с таблицами, схемами.
Развитие умения выделять опорные (ключевые) слова в
тексте; - умения по опорным словам определять тему
текста; - умения на основе опорных слов составлять
текст; - совершенствование навыков устной речи,
выделение опорных слов, по опорным словам делать
краткий пересказ.
Уточнение знаний о разрядах и классах многозначных
чисел;
умение
читать, сравнивать
и
писать
многозначные
числа;
умение
представлять
многозначные числа в виде разрядных слагаемых;
выполнение действий с многозначными числами;
применение умения при решении задач.
Расширение знания учащихся об особенностях Ростована-Дону, его истории, родном крае, ввести понятие
Малая Родина.
Дидактические игры и упражнения, направленные на
развитие умения различать слова, близкие по звуковому
составу.

1

Упражнения на развитие логической выразительности,
работа над техникой выразительного чтения.

1

Выполнение
индивидуальных
заданий,
ориентированных на восполнение пробелов в знаниях.

1

1

1

1

1

1

10

64 Расширение знаний
о западных странах,
их столицах.
65 Упражнение
в
выделении глаголов.

Повторение и систематизация знаний по
«Путешествие по странам Зарубежной Европы».

теме:

1

Практические упражнения для повторения спряжения
глаголов и отработки навыков правописания личных
окончаний глагола.
66 Формирование
Мифы Древней Греции. Рассказ, фронтальная беседа,
умения
читать музыкальное сопровождение, презентация. Отработка
правильно
чтения древнегреческих мифов.
древнегреческие
мифы.
67 Восполнение
Восполнение индивидуальных пробелов в знаниях.
индивидуальных
пробелов в знаниях.
68 Расширение знаний Формирование системы знаний о государствах Древнего
о восточных странах, Востока, истории, традициям, культуре народов.
их столицах.
Итого

1

1

1

1

102

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».