Индивидуальные и групповые коррекционные занятия 4 класс (вариант 7.2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
И.В. Кропотова
Приказ № 126-од от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
общей и предметной направленности»
для обучающихся 4 класса по АООП НОО
(вариант 7.2)

г. Серов, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» разработана для обучающихся
по АООП НОО. Данный курс включен в коррекционно-развивающую область и разработан в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ и является приложением к Адаптированной
основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2) ГБОУ СО «Серовская школа-интернат».
На изучение курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» в 4 классе отводится 3 часа в
неделю: 102 часа в год (34 учебные недели).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия общей и предметной направленности» для обучающихся
ориентирована на дополнительные занятия по учебным предметам русский язык, математика,
окружающий мир и литературное чтение.
Одной из важнейших задач начального общего образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования для детей с ОВЗ является обеспечение условий для индивидуального развития
всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом.
Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных
умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что
бывает трудно или почти невозможно скорректировать и компенсировать. А от того, как
сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция
в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к
обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии.
Направленность современного образования выдвигает требования более полной
реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность
детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей,
компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.
Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с
небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и
преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через
формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Обучающиеся с ОВЗ отличаются:
• наглядно – образным мышлением;
• неустойчивым вниманием;
• слабой памятью (объём памяти 3 – 4 единицы);
• слабой саморегуляцией;
• низким развитием речи;

2

• неумением выделять существенные признаки, классифицировать, обобщать.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько
успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно
значимых компетенций:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Для реализации данной программы используются следующие формы и методы
работы:
•
задания по степени нарастания трудности;
•
поэтапная помощь учителя на всех этапах урока;
•
дифференцированные задания на уроке;
•
упражнения на развитие памяти, внимания;
•
смена видов деятельности;
•
познавательные вопросы;
•
групповая и индивидуальная работа на уроке (систематическое повторение ранее
изученного материала, классификация ошибок, допущенных каждым учащимся в разных
видах работ, учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка);
•
элементы проблемного обучения;
•
игровая деятельность;
•
наглядные материалы, опорные схемы, таблицы, работа по алгоритму;
•
опорные схемы, конспекты, таблицы;
•
технологические карты;
•
ИКТ;
•
организация самостоятельной работы вне класса (выдача обучающимся рекомендаций
о ходе выполнения домашней работы с учётом повторения пройденного материала,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих
обычно наибольшие затруднения; четкий инструктаж учащихся о порядке выполнения
домашних работ);
•
положительный настрой на получение знаний.
В индивидуальных беседах с учащимися и их родителями необходимо
концентрировать внимание на:
•
осознании каждого учащегося как уникальной, неповторимой личности;
•
неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих
способностей;

3

•
приоритете внутренней свободы, необходимой для творческого саморазвития;
•
понимании природы творческого саморазвития, изначальными компонентами которой
являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление,
творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Цель программы: обеспечение системного подхода к обеспечению условий для
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования.
Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития
обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в
начале, в течение и в конце учебного года. Темы коррекционно-развивающих занятий
соответствуют тематике уроков математики, русского языка, литературного чтения, что
позволяет способствовать своевременной коррекции, уточнению и развитию формируемых
на уроке знаний, умений и навыков.
Организация коррекционной работы с обучающимися с ЗПР в процессе
освоения АООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
Коррекционно-образовательные задачи:
- восполнить пробелы математического развития учащихся путём обогащения
их чувственного опыта, организация предметно-практической деятельности;
- специально подготовить учащихся к восприятию новых трудных тем, обучить
поэтапным действиям;
- формировать операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
- обеспечить усвоение учениками знаний, умений и навыков в пределах
программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и
сознательного, правильного, выразительного чтения (максимальное внимание к
развитию фонематического восприятия формированию звукового анализа и
синтеза);
- расширять кругозор школьников: уточнение и обогащение словарного запаса
путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об
окружающем мире;
- развивать связную речь: формировать и совершенствовать умения создать текст,
т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова,
говорить внятно и выразительно);
-

заложить основы навыков учебной работы.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать общеинтеллектуальные умения и навыки;
активизировать познавательную деятельность, развивать зрительное и слуховое
восприятие;
активизировать словарь учащихся в единстве с формированием математических
понятий; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления;
развивать приёмы умственной деятельности, необходимые для овладения
программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые

4

явления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать положительные учебные мотивации, формировать познавательный
интерес к математике;
- развивать навыки самоконтроля, формировать навыки учебной деятельности;
- привить интерес к родному языку, к чтению, книге;
- сформировать нравственные и эстетические представления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в
личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности и др.).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО
должны отражать:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям - развитие адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

5

взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на
анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных
действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и

6

процессами.
Предметные результаты освоения курса:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
Русский язык:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
- овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
- овладение основами грамотного письма;
овладение
коммуникативно-речевыми
умениями,
необходимыми
для
совершенствования их речевой практики;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Литературное чтение:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам;
- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
- формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,
участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к
поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в
обществе норм и правил;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Математика:
- использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений;

7

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии
с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития
учащихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в
начале, в течение и в конце учебного года. Темы коррекционно-развивающих занятий
соответствуют тематике уроков математики, русского языка, литературного чтения, что
позволяет своевременной коррекции, уточнению и развитию формируемых на уроке
знаний, умений и навыков.
Индивидуальные коррекционные занятия организуются в следующих формах:
- индивидуальная (самостоятельная работа учащихся);
- фронтальная (совместное решение заданий, демонстрация алгоритмов поиска ответов
на сложные вопросы);
- групповая (обучающиеся работают в группах);
- парная (обучающиеся работают в парах);
Используются следующие виды деятельности: работа с учебником, работа с
дополнительной литературой, наблюдение, опыты, работа с раздаточным материалом,
обсуждение и анализ, беседа, просмотр познавательных видеофрагментов, игровая
деятельность, решение задач, разгадывание и составление головоломок, ребусов,
кроссвордов, викторин, составление текстов, соревнование, упражнения на релаксацию,
концентрацию внимания.
Математика (34 ч.)
Числа и величины
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000.
Сравнение чисел. Масса, единицы массы (центнер). Метрические
соотношения между изученными единицами массы.
Сравнение и упорядочивание величин по массе. Время, единицы
времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000.
Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные
приёмы вычислений. Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе.
Способы проверки правильности вычислений.
Действия с величинами.
Текстовые задачи

8

Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих
однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в
противоположных направлениях.
Геометрические фигуры и величины
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и
упорядочивание величин по длине. Единицы площади (ар, гектар). Метрические
соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание
величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на
определение периметра и площади.
Русский язык (34 ч.)
Речевое общение
Речь.
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая, внутренняя речь
(обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание — говорение, чтение
— письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как
процесс обмена смыслами: восприятие смысла — слушание, чтение, передача смысла
— говорение, письмо.
Речевая ситуация (с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как...
я буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в
зависимости от речевой ситуации. Наблюдение над качествами речи:
информационность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность,
чистота, живость, эмоциональная выразительность и др.
Слушание и чтение (восприятие смысла)
Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные
высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
 слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять
значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических
ударений, повышения тона голоса, повторов;
 понимать средства выразительности словесных и несловесных средств
общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию,
мимику, жесты);
Говорение и письмо (передача смысла)
Создавать (говорить и писать) собственные высказывания (небольшие по
объёму, с 2-3 микротемами):
 продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с
целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание,
рассуждение, или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в

9

соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть,
концовка) данного типа текста;
 понятно, логично доносить до читателей, слушателей основное содержание
высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета
речи;
 выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством
заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования
определённых суффиксов и пр.);
 произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и
акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь
была доступной для понимания при восприятии на слух.
 Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывания, редактировать, давать
советы по улучшению речи.
Язык как средство общения Фонетика и орфоэпия*
Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза,
тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая
неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и
орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к
тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор)
слова.
Лексика (слово и его значение)*
Углубление представлений о свойствах лексических значений слов:
однозначные и многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении;
слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению
(антонимы).
Состав слова (морфемика)
Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка,
суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи
(падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими
словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи)
Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном,
имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах
(словоизменении).
Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над
назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в
предложениях.

10

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории
рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет,
журналов, фильмов, картин. Общее представление о роде и изменении имён
существительных типа пальто, такси, метро, особенностях их связи с
прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный
задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го
склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и
множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в
предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор
имени существительного.
Имя прилагательное. Расширение
представлений
о
значениях
имён
прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и
отношение
(добродушный,
прекрасный,
восхитительный,
благородный,
благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам
каков? какова? каково? каковы?). Склонение имён прилагательных, их падежные
формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имён
прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в
предложениях (второстепенный член - определение, сказуемое). Морфологический
разбор имени прилагательного.
Местоимение. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение
личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с
предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в
предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия
(находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление
(«повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой
форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и
что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по
лицам и числам (спряжение). Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания
глаголов. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён
существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая
роль глаголов в предложении (сказуемое, реже — второстепенный член).
Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части
речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от
приставок. Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных

11

форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных
отношений. «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и
предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» —
связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных,
сравнительных и др. отношений. Употребление отрицательной частицы не.
Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их
сходства и различия в назначении, в строении).
Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели
высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ
простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование
интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели
высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла
высказывания, при выделении этикетных формул. Члены предложения.
Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых
перечислительной интонацией, союзами.
Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов
предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные
местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения
(имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах).
Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами
предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение),
место, время действия (обстоятельство). Наблюдения над интонацией и знаками
препинания в предложениях с обращениями. Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён
существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление
большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет,
журналов, фильмов, картин. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование в формах косвенных
падежей личных местоимений 3-го лица. Употребление гласных в корнях личных
местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть,
испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2-го лица после
шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться,
учишься). Гласные перед суффиксом -л, в глаголах прошедшего времени (таял,
сеял). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения.

12

Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки
препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной
интонацией, союзами. Наблюдение над интонацией и знаками препинания в
предложениях с обращениями.
Литературное чтение (34 ч.)
Круг чтения
Русские сказки: «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; итальянская сказка
«Кола-рыба».
Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»; Н. Асеев «Илья».
Авторские сказки К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави».
Басни И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный».
Слово о родной земле Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется
желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; И. Северянин «Запевка».
О добре и красоте А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у
дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; А. Майков «Мать».
Мир детства Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И.
Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин
«Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна
кровати»; А. Чехов «Мальчики». И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»
(главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
Содержание занятия
Упражнение
предложений.

в

составлении

Кол-во
часов

1

Коррекция знаний о предложении.

2

Формирование механизмов волевой Сравнение многозначных чисел.
регуляции в процессе осуществления
учебной деятельности.

1

3

Развитие слухового
Ударение.

восприятия. Упражнение в определении ударного
слога по Ю. Яковлев «Мама».

1

4

Отработка
умения
составлять Составление
предложений,
предложение,
упражнение
в упражнение в согласовании слов.
согласовании слов.

1

5

Коррекция
знаний
выполнения Выполнение письменных приёмов
письменных приѐмов сложения и сложения и вычитания разрядных
вычитания разрядных слагаемых.
слагаемых.

1

1

13

6

Развитие
самоконтроля.

самостоятельности, Деление слов на слоги, постановка
ударения. На основе произведения
С.А. Есенина «С добрым утром!»

7

Коррекция знаний о предложении.

8

Уточнение и закрепление знаний Сложение круглых чисел.
связи
между
сложением
и
вычитанием.

1

9

Коррекция знаний о предложении.

Упражнение
в
составлении
предложений по серии картинок.

1

10

Заучивание
табличных
случаев Заучивание
табличных
случаев
соответствующих
умножения, соответствующих случаев умножения,
случаев
деления.
деления.

1

11

Коррекция знаний о тексте.

деформированного

1

12

Формирование
лексико- Работа с деформированным текстом.
грамматического строя речи.
«Мужик и царь» (русская народная
сказка).

1

13

Упражнение в сложение и вычитание Письменные приёмы сложения и
по разрядам.
вычитания.

1

14

Уточнение
буквах.

1

15

Упражнения
в
осознанном,
правильном чтении по тексту
«Кола-рыба» (итальянская народная
сказка).

16

Уточнение знаний о решении задач Решение
задач
на разностное сравнение.
сравнение.

17

Упражнение
в
выполнении Выполнение фонетического разбора.
фонетического разбора.

1

18

Совершенствование
овладения Работа над техникой чтения.
техникой чтения вслух (Былина «Как
Илья из Мурома богатырём стал»).

1

19

Сопоставление задач на увеличение, Решение задач на увеличение,
уменьшение на несколько единиц и уменьшение на несколько единиц и
в несколько раз.
в несколько раз.

1

20

Уточнение знаний о частях речи.

1

знаний

о

звуках

Работа
текстом.

с

Восстановление
текста.

непунктированным

и Характеристика звуков.
Упражнения
в
осознанном,
правильном чтении по тексту
«Кола-рыба» (итальянская народная
сказка).
на

разностное

Упражнение в распознавании частей
речи.

1

1

1

1

14

21

Формирование умения
воспринимать
и
содержание текстов.

осознанно Русская народная сказка «Находчивый
оценивать солдат».

1

22

Упражнение в решении сходных Решение задач на увеличение,
задач на увеличение, уменьшение на уменьшение на несколько единиц и
несколько единиц и в несколько раз в несколько раз.

1

23

Развитие логического мышления Вычитание из круглого числа.
Вычитание из круглого числа.

1

24

Упражнение в распознавании

1

Упражнение в распознавании

однокоренных слов и форм одного и однокоренных слов и форм одного
того же слова.
и того же слова.
25

Формирование
навыков
устного Устный
счета. Письменное умножение.
умножение.

Письменное

1

26

Коррекция
индивидуальных Индивидуальная
работа
по
пробелов в знаниях по русскому устранению пробелов в знаниях по
языку.
русскому языку.

1

27

Формирование умения высказывать Чтение и анализ произведения «Как
отношение к поступкам героев по Илья из Мурома богатырём стал»
произведению «Как Илья из Мурома былина.
богатырём стал» былина.

1

28

Формирование умения осуществлять Умножение круглого числа (и на
учебную деятельность в соответствии круглое число).
с наглядным образом Умножение
круглого числа (и на круглое число).
Развитие навыка разбора слова по Разбор слов по составу.
составу. Уточнение знаний о частях
слова.

1

30

Формирование учения определять Работа с текстом (А.К. Толстой
главную мысль текста (А.К. Толстой «Илья Муромец».), определение
«Илья Муромец»).
главной мысли.

1

31

Коррекция
индивидуальных Индивидуальная
работа
по
пробелов в знаниях по математике. устранению пробелов в знаниях по
математике.

1

32

Упражнение в подборе проверочных Упражнение в подборе проверочных
слов, приѐмы подбора для проверки слов, проверка безударной гласной в
безударной гласной в корне
корне.

1

33

Закрепление знаний и автоматизация Умножение на однозначное число.
навыка умножения на однозначное
число.

1

29

счёт.

1

15

34

Упражнение в подборе проверочных Упражнение в подборе проверочных
слов, приѐмы подбора для проверки слов, проверка парного согласного в
парного согласного в корне.
корне.

1

35

Обобщение
знаний
периметр Вычисление
многоугольника
упражнение
в многоугольника.
вычислении периметра.

1

36

Учимся
составлять
план Составление плана.
произведения (К. Чапек «Случай с
русалками»).

37

Упражнение в правописании слов с Правописание
слов
непроизносимыми согласными, слов непроизносимыми согласными.
с сочетанием сн.

38

Развитие логического
Письменное деление.

39

Совершенствование
овладения Работа над техникой чтения.
техникой чтения вслух (Р. Киплинг
«Рикки-Тики-Тави»).

1

40

Уточнение знаний о суффиксах. Правописание суффиксов.
Правописание суффиксов.

1

41

Развитие вычислительных навыков. Письменное деление многозначного
Письменное деление многозначного числа.
числа.

1

42

Учусь читать выразительно (И.А. Выразительное чтение басни.
Крылов «Трудолюбивый Медведь).

1

43

Коррекция
индивидуальных Индивидуальная
работа
по
пробелов в знаниях по русскому устранению пробелов в знаниях по
языку.
русскому языку.

1

44

Коррекция
индивидуальных Индивидуальная
работа
по
пробелов в знаниях по математике. устранению пробелов в знаниях по
математике.

1

45

Овладение техникой чтения вслух и Работа над техникой чтения.
про
себя:
И.А.
Крылов
«Любопытный».

1

46

Уточнение знаний о собственных и Собственные и нарицательные имена
нарицательных
именах существительные.
существительных.

1

периметра

1

с

мышления. Письменное деление.

1

1

16

47

Упражнения, автоматизация навыка Табличные и внетабличные случаи
умножения и деления табличных и умножения и деления Деление
внетабличных случаев.
Деление круглых чисел.
круглых чисел.

1

48

Развитие
коммуникативных Составление
диалога
по
навыков. Составление диалога по иллюстрации к произведению И.А.
иллюстрации к произведению И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
Крылов «Ворона и Лисица».

1

49

Упражнение в определении числа Число
имен
существительных,
имени
существительного, существительные общего рода.
существительные общего рода.

1

50

Уточнение, объяснение, коррекция Деление на однозначное число.
знаний о «Деление на однозначное
число».

1

51

Развитие
умения
небольшой
текст
«Мама».

1

52

Коррекция
знаний
о
роли Определение рода существительного
существительного. Определение рода не в начальной форме.
существительного не в начальной
форме.

1

53

Упражнение и решение задач с Решение задач с пропорциональными
пропорциональными величинами.
величинами.

1

54

Формирование умения создавать Работа над произведением М.Ю.
словесные
иллюстрации
к Лермонтова
«Когда
волнуется
художественному
произведению желтеющая нива...».
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется
желтеющая нива…».

1

55

Расширение
словарного
запаса. Составление предложений
Коррекция
навыка
составления
предложений
при
выполнении
изложения, сочинения.

1

56

Коррекция умения в решение задач Нахождение площади и периметра
на
определение
площади
и прямоугольника.
периметра прямоугольника.

1

57

Развитие умения анализировать на Чтение и анализ произведения С.А.
основе произведения С.А. Есенин Есенин «С добрым утром!».
«С добрым утром!».

1

пересказывать Пересказ небольшой текст.
Ю. Яковлев

17

58

Уточнение знаний о падежах имѐн Склонение имѐн существительных.
существительных.

1

59

Развитие вычислительных навыков. Умножение на двузначное число.
Умножение на двузначное число.

1

60

Коррекция умения осознанного и Чтение произведения И. Северянин
правильного
чтения
по «Запевка».
произведению
И.
Северянин
«Запевка».

1

61

Упражнение в постановке вопросов Упражнение в постановке вопросов
при
определении
падежа при
определении
падежа
существительного.
существительного.

1

62

Закрепление
умений
выполнять Умножение круглых чисел
умножение круглых чисел.

1

63

Развитие
речи.
письменного текста
наблюдений.

1

64

Коррекция навыка определения Определение
падежа
падежа имени существительного.
существительного.

65

Уточнение
знаний,
действий
при
многозначных чисел.

66

Формирование умения высказывать Работа над произведением А.Т.
отношение к поступкам героев А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Твардовский «Рассказ танкиста».

1

67

Уточнение знаний о правописании Правописание имѐн существительных
имѐн существительных с шипящими с шипящими на конце.
на конце.

1

68

Закрепление изученных приѐмов Внетабличное умножение и деление.
внетабличных случаев умножения и
деления.

1

69

Развитие умения вести рассказ от Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).
лица героя Н.А. Некрасов «Саша» Чтение и пересказ от лица героя.
(отрывок).

1

70

Обобщение знаний об имени Выполнение
существительном.
Алгоритм разбора.
выполнения
морфологического
разбора.

1

Составление Составление письменного текста на
на основе основе наблюдений.
имени

алгоритм Умножение многозначных чисел.
умножение

морфологического

1
1

18

71

Развитие логического
Деление остатком.

мышления. Деление с остатком.

72

Коррекция умения осознанного и Чтение произведения А.Н. Майкова
правильного
чтения
по «Мать».
произведению А.Н. Майков «Мать».

1

73

Уточнение знаний о прилагательном, Распознавание прилагательных
распознавание прилагательных в в тексте.
тексте.

1

74

Закрепление,
отработка Отработка вычислительных навыков
вычислительных навыков табличного табличного
и
внетабличного
и внетабличного деления.
деления.

1

75

Развитие умения плавного чтения Чтение произведений А.А. Фет «На
вслух
целыми
словами
с рассвете». И.А. Бунин «Густой
использованием некоторых средств зелёный ельник у дороги...».
устной
выразительности
речи
А.А.Фет «На
рассвете».
И.А.
Бунин «Густой зелёный ельник у
дороги...».

1

76

Упражнение в изменении имѐн Изменение имѐн прилагательных по
прилагательных по родам и числам. родам и числам.

1

77

Развитие логического мышления. Деление многозначного числа на
Деление многозначного числа на двузначное.
двузначное.

1

78

Расширение кругозора. Чтение и Чтение и инсценирование русских
инсценирование русских народных народных сказок.
сказок.

1

79

Коррекция навыка определения роли Определение роли и числа имени
и числа имени прилагательного.
прилагательного.

1

80

Коррекция
индивидуальных Индивидуальная
работа
по
пробелов в знаниях по математике. устранению пробелов в знаниях по
математике.

1

81

Учусь выделять главную мысль Выделение главной мысли текста
текста Х.К. Андерсен «Снежная Х.К. Андерсен «Снежная королева».
королева».

1

82

Уточнение
знаний
определения Определение
падежа
падежа имени прилагательного.
прилагательного.

имени

1

83

Уточнение знаний по теме: «Площадь Нахождение
и ее измерение».
прямоугольника.

площади

1

1

19

84

Развитие умения работать по Членение сплошного текста на
словесной инструкции. Членение предложения, по произведению Н.А.
сплошного текста на предложения, Некрасов «Крестьянские дети».
по произведению Н.А. Некрасов
«Крестьянские дети».

1

85

Обобщение знаний об имени Морфологический
прилагательном.
Алгоритм прилагательного.
выполнения
морфологического
разбора.

1

86

Коррекция, уточнение, развитие Деление многозначных чисел.
навыка
Деление
многозначных
чисел.

1

87

Развитие умения вести рассказ от И.А. Бунин «Детство». Чтение и
лица героя И.А. Бунин «Детство».
пересказ от лица героя.

1

88

Уточнение и обобщение знаний о Уточнение и обобщение знаний о
местоимении.
местоимении.

1

89

Развитие мыслительной деятельности Деление на трехзначное число.
и
познавательной
активности.
Деление на трехзначное число.

1

90

Учимся пересказывать текст А.П. Чтение и пересказ текста А.П. Чехов.
Чехов «Мальчики».
«Мальчики».

1

91

Уточнение знаний о глаголе, Распознавание глаголов в тексте.
распознавание глаголов в тексте.

1

92

Уточнение, развитие приѐмов устных Устные приѐмы вычислений.
вычислений.

1

93

Развитие
речи.
Учимся Пересказ
(составление
плана)
пересказывать (составление плана) произведения
М.И.
Цветаевой.
по произведению М.И. Цветаева. «Наши царства».
«Наши царства».

1

94

Упражнение в изменении глаголов Изменение глаголов по числам и
временам.
по числам и временам.

1

95

Закрепление алгоритма выполнения
письменного
приѐма
Деление
многозначных чисел.
Учусь плавному и безошибочному
чтению. В.А. Солоухин. «Ножичек с
костяной ручкой.

Деление многозначных чисел.

1

Чтение
произведения
В.А.
Солоухина. «Ножичек с костяной
ручкой.

1

96

разбор

имени

20

97

Совершенствование умения решать Решение задач на нахождение
задачи
задач
на
нахождение площади геометрических фигур.
площади геометрических фигур.

1

98

Коррекция навыка правописания Правописание родовых окончаний
родовых
окончаний
глаголов глаголов прошедшего времени.
прошедшего времени.

1

99

Развитие умения анализировать на Анализ произведения Д.
основе произведения Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
«Путешествия Гулливера».

1

100

Развитие вычислительных навыков. Решение текстовых задач.
Решение текстовых задач.

Свифт.

Коррекция навыка правописания Правописание родовых окончаний
родовых
окончаний
глаголов глаголов прошедшего времени.
прошедшего времени.
102 Выделяю главную мысль текста по Выделение главной мысли текста Т.
произведению
Т.
Крюкова. Крюкова «Хрустальный ключ».
«Хрустальный ключ».
Итого
101

1
1

1

102

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».