МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 4 от «29» марта 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО
«Серовская школа-интернат»
С. Г. Хоронько
Приказ № 38-од от «29» марта 2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьных методических объединениях педагогов
в ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
г. Серов, 2021 г.
Настоящее положение о школьных методических объединениях педагогов
регулирует деятельность объединения учителей начальных классов и учителейпредметников школы, воспитателей начальной и основной школы и определяет права и
обязанности участников методических объединений образовательной организации.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о методических объединениях в образовательной организации
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2021 г. № 10-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и
основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки
России № 373 от 6 октября 2009 г. и № 1897 от 17 декабря 2010 г. (с изм. от 11 декабря
2020 г. № 712), а также Уставом общеобразовательной организации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о методических объединениях (далее - Положение) обозначает
основные цели, задачи, и функции каждого методического объединения школы,
определяет организацию, основные направления формы деятельности, а также
регламентирует права и обязанности членов методических объединений образовательной
организации.
1.3. Школьные методические объединения педагогов (далее – ШМО) являются основным
структурным подразделением методической службы общеобразовательной организации,
осуществляющим
руководство учебно-воспитательной, методической, опытноэкспериментальной и внеклассной работой по ступеням начального общего и основного
общего образования.
1.4. Школьные методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются
приказом директора образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность, по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Школьные методические объединения непосредственно подчиняются заместителю
директора по учебно-воспитательной работе.
1.6. Члены методических объединений: учителя начальных классов, учителя-предметники,
классные руководители, воспитатели начальных классов, воспитатели основной школы,
заместитель директора по УВР.
1.7. В своей деятельности ШМО соблюдают Конвенцию о правах ребенка,
руководствуются Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями
Правительства РФ, органами Управления образования всех уровней, а также Уставом,
локальными актами, данным положением о методических объединениях, приказами и
распоряжениями директора образовательной организации.
2. Цели и задачи школьных методических объединений.
2.1. Методические объединения учителей начальных классов, учителей-предметников,
воспитателей начальных классов, воспитателей основной школы и классных
руководителей создаются как одна из форм самоуправления в целях:
непрерывного повышения профессионального уровня педагогов через создание
единого методического пространства;
2
создания условий для качественной организации образовательного процесса на
уровне начального общего и основного общего образования, ориентированного на
сохранение и укрепление здоровья школьников, сохранение и развитие их
индивидуальности, формирование готовности к самообучению и саморазвитию;
организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным
требованиям к обучению, воспитанию и развитию воспитанников;
разработки современных требований к уроку, классному часу, внеклассному
(внеурочному) мероприятию и т.п.
2.2. Методические объединения решают следующие задачи:
повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки педагогов:
ознакомление с нормативными документами, овладение современными
педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания
учебных предметов, процесса воспитательной деятельности, изучение
психологических аспектов личности и педагогики;
обеспечение выполнения единых подходов к образованию и социализации
обучающихся и воспитанников. Учет преемственности при переходе на каждую
ступень образования – от младшего школьного возраста до перехода на ступень
основного общего образования. Преемственность обеспечивается при соблюдении
единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих
возрасту технологий и методик преподавания и воспитания, а также на уровне
содержания образования;
овладение педагогическим составом школы различными формами проведения
урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной, парной,
фронтальной;
координирование планирования, организации и педагогического анализа учебновоспитательных мероприятий педагогов;
изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического
опыта работы педагогов образовательной организации;
координирование взаимодействия школьных методических объединений
образовательной организации друг с другом.
3. Содержание и основные формы деятельности школьных
методических объединений учителей и воспитателей.
3.1. В содержание деятельности методических объединений входят:
изучение нормативной и методической документации по вопросам образования и
воспитания;
составление рабочих программ по учебным предметам и планов воспитательной
работы при согласовании с руководителями ШМО и заместителем директора по
УВР, утверждаются директором образовательной организации;
проведение анализа состояния преподавания учебного предмета или группы
предметов; анализа воспитательной деятельности и уровня воспитанности
обучающихся;
3
разработка рекомендаций по вопросам содержания, методов и форм организации
образовательной деятельности; повышения эффективности организации учебновоспитательной работы на основе анализа образовательной деятельности;
организация и взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий;
организация и проведение предметных недель, декад, воспитательских
методических недель, тематических выставок и праздников;
подготовка отчетов по профессиональному самообразованию педагогов в рамках
работы ШМО, МО на уровне города и области.
3.2. Работа методических объединений организуется на основе планирования
деятельности, отражающего план работы школы, методическую тему, принятую к
разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы
профессионального самообразования педагогов.
3.3. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы
методических объединений определяются его членами в соответствии с темой, целями и
задачами школы и рассматриваются на заседаниях методических объединений.
3.4. .Деятельность методических объединений основывается на педагогическом анализе,
прогнозировании и планировании образовательного процесса в соответствии с Уставом
образовательной организации и программой её развития.
3.5. Координация деятельности учебно-воспитательного процесса и организация
взаимодействия всех участников педагогического процесса.
3.6. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов и форм
учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.
3.7. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта педагогического
коллектива образовательной организации.
3.8. За учебный год проводятся не менее 4 заседаний методических объединений
педагогов. О времени и месте проведения заседания руководители методических
объединений обязаны поставить в известность заместителя директора по УВР.
3.9. Заседания методических объединений педагогов оформляются в виде протоколов. В
конце учебного года заместитель директора анализирует работу каждого методического
объединения и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы
заседаний метод-объединений, отчёты о выполненной работе.
3.10. Основные формы работы ШМО:
3.10.1. Коллективные:
- методические семинары;
- методические недели;
- научно-практические конференции;
- педагогические чтения;
- методические выставки.
3.10.2. Групповые:
- взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, воспитательских часов;
- мастер-классы;
- «круглый стол»;
- открытые мероприятия.
3.10.3. Индивидуальные:
- собеседование;
4
- консультации;
- самоанализ;
- курсовая переподготовка;
- наставничество;
- самообразование.
4. Содержание и основные формы деятельности методического объединения
классных руководителей.
4.1. МО классных руководителей осуществляет анализ качества оказания воспитательных
услуг, разрабатывает методики (техники) и инструментарий для выявления
результативности и прогнозирования по направлениям воспитательной работы:
- состояние воспитания в процессе обучения;
- создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное
время;
- научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
- участие в организации и проведении аттестации педагогов;
- формирование воспитательной системы общеобразовательного учреждения;
- организация социально-профилактической работы;
- вынесение на рассмотрение
администрацией школы инициатив по выбору
приоритетных направлений развития воспитательной системы школы.
4.2. МО классных руководителей планирует и осуществляет деятельность членов МО:
- разрабатывает и согласовывает планы воспитательной работы, циклограммы
деятельности, программы индивидуального развития;
- разрабатывает мероприятия, направленные на
методическое сопровождение
воспитательного процесса;
- выносит на рассмотрение администрации школы вопросы по распределению классного
руководства между учителями ОУ;
- определяет и согласовывает тематику классных часов на учебный год;
- координирует воспитательную деятельность классных руководителей и организует их
взаимодействие;
- информирует о нормативном и методическом сопровождении деятельности классного
руководителя.
5. Функции и права рководителя ШМО.
5.1. Школьные методические объединения возглавляются педагогами из числа
методического объединения с высшим профессиональным образованием, I
квалификационной категорией и стажем работы не менее 5 лет, назначаются директором
образовательной организации.
5.2. Функции руководителя ШМО:
- обеспечивает составление плана работы методического объединения на текущий
учебный год с учетом планов школы, методического Совета;
- обеспечивает сбор и анализ информации о качестве результатов образования учащихся
по дисциплинам методического объединения;
- обеспечивает совершенствование профессиональной компетентности педагогов
методического объединения;
5
- способствует организации совместной работы с другими методическими
объединениями;
- по завершении учебного года представляет на педагогический совет школы анализ о
выполнении плана работы методического объединения.
5.3. Права руководителя ШМО:
- участвовать в планировании деятельности Методического совета школы;
- самостоятельно планировать свою деятельность;
- требовать от членов ШМО необходимую информацию в пределах своей компетенции;
- участвовать в работе экспертных групп при аттестации педагогов;
- повышать квалификацию;
- представлять к награждению педагогов методического объединения на грамоты
комитета образования, министерства и правительства за успехи в обучении и воспитании
подрастающего поколения.
6. Права членов школьных методических объединений.
6.1. Члены школьных методических объединений имеют права:
вносить предложения руководству школы по распределению учебной нагрузки при
тарификации, оплате труда педагогических сотрудников за заведование учебными
кабинетами, проведение занятий предметных кружков, учебных курсов и др.;
вносить предложения руководству школы по материальному и моральному
поощрению членов ШМО;
самостоятельно формировать систему промежуточной аттестации обучающихся,
выбирать формы промежуточной аттестации, критерии оценок;
выбирать тему своей методической работы в соответствии с методической темой
работы школы и планировать ее практический выход;
ставить вопрос перед администрацией школы о представлении к награждению и
поощрению педагогов за успехи в работе, активное участие в инновационной,
научно-исследовательской
деятельности
и
в
обобщении
передового
педагогического опыта;
предлагать кандидатуры педагогов для материального поощрения с целью
стимулирования творчества и инициативы;
решать вопрос о делегировании педагогов для участия в конкурсах
профессионального мастерства.
участвовать в аттестации членов ШМО, анализировать результаты деятельности
коллег;
разрабатывать и публиковать новые технологии, формы и методы работы, вести
научно- исследовательскую деятельность в области педагогики и преподавания на
начальной и основной ступенях общего образования;
выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе.
7. Обязанности членов школьных методических объединений.
7.1.Члены школьных методических объединений обязаны:
принимать активное участие в заседаниях своего методического объединения;
иметь собственную программу профессионального самообразования;
6
своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения
и преподавания учебного предмета или группы учебных предметов
соответствующей образовательной области; знать тенденции развития методики
преподавания предмета; знать тенденции развития методики воспитательной
работы в системе образования;
руководствоваться Законом РФ «Об образовании», нормативно-правовой базой,
регламентирующей деятельность методического объединения;
участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных занятий по
предмету);
уметь анализировать свои достижения и недостатки по соответствующим
критериям;
формировать индивидуальную (авторскую) эффективную систему педагогической
деятельности;
обеспечивать условия для формирования у обучающихся образовательных
компетенций;
способствовать обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания;
развивать педагогическую технику, профессиональное мастерство.
8. Документация ШМО.
8.1. Планирование, организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в
рамках ШМО должно иметь отражение в следующих видах отчетности:
- приказ о назначении на должность руководителя ШМО;
- положение о школьных методических объединениях в ГБОУ СО «Серовская школаинтернат» (копия);
- тема методической работы, приоритетные направления, цели и задачи деятельности
ШМО на учебный год;
- план работы ШМО на учебный год;
- анализ работы ШМО за предыдущий учебный год;
- план проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий, воспитательских часов в
рамках предметных и воспитательских методических недель, декад;
- протоколы заседаний ШМО;
- темы самообразовательной деятельности педагогов.
9. Заключительные положения.
9.1. Настоящее Положение о методических объединениях является локальным
нормативным актом организации, осуществляющим образовательную деятельность,
принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора
образовательной организации. Положение принимается на неопределенный срок.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации и принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1 настоящего Положения.
7
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)